Пресс-конференцию с элементами повышения производственной квалификации журналистов провела в июле компания МГТС. На мероприятии, посвященном предварительным результатам модернизации инфраструктуры телефонной сети Москвы на базе технологии GPON, был продемонстрирован процесс сварки оптических волокон при помощи специального сварочного аппарата, причем журналисты сами смогли попробовать себя в роли сварщиков.
Процесс сварки двух оптических волокон несложен, но требует определенных навыков. Первое, что требуется сделать, – надеть на один из проводов специальный защитный кожух, затем очистить концы соединяемых проводов от изоляции специальными щипчиками и при помощи специального механического приспособления сделать правильный «скол» и только потом положить свариваемые провода в сварочный аппарат и зафиксировать. Аппарат диагностирует правильность скола и осуществляет сварку. Сваренный провод изымается из аппарата, на место соединения надвигается чехол, который фиксируется на стыке также при помощи сварочного аппарата.
Преимущества оптического волокна перед медными кабелями, как известно, велики. Традиционный медный кабель содержит порядка 400 жил, что позволяет подключить 200 абонентов, имеет диаметр примерно 50 мм и боится влаги, поскольку начинается процесс окисления. Оптоволоконный кабель содержит восемь проводов по 12 жил, каждая из которых позволяет работать 32 конечным пользователям, итого – 3072 абонента на один кабель. Кроме того, оптоволоконный кабель значительно тоньше – приблизительно 15 мм и не боится воды, поскольку, как было пояснено на пресс-конференции МГТС, его изоляция содержит специальный адсорбент. Главное же преимущество – помимо фиксированной телефонной связи технология GPON позволяет оказывать так называемые нерегулируемые услуги, т. е. Интернет, телефон и видеосвязь, что является сегодня условием успешного развития любой компании, предоставляющей сервисы на связном рынке. Есть у технологии и небольшой недостаток – утрата независимости от наличия в доме электроснабжения, что можно частично компенсировать установкой ИБП.
Как было рассказано на пресс-конференции, активная фаза проекта МГТС по модернизации меднокабельной инфраструктуры стационарной связи на базе технологии высокоскоростной оптической сети GPON стартовала в 2012 г., ее завершение планируется в 2016-м, общий объем планируемых инвестиций в проект – около 2 млрд долл. За минувшие два года проложено примерно 35 тыс. км оптоволокна до конечного пользователя, осталось проложить еще около 10 тыс. км. Собственно, символическим поводом для мероприятия и стала закладка юбилейного метра 35-тысячного километра оптического волокна на АТС в бывшей Каменной слободе Москвы.
Александр Трохин, технический директор МГТС, рассказал о высоких темпах реализации проекта (прокладывается примерно 50 км ВОЛС в день). Представитель МГТС констатировал, что приблизительно 800 тыс. абонентов уже перешли на технологию GPON (45% из них подключили два и более сервиса), около 2 млн 700 тыс. готовы к переходу, а общее количество московских пользователей, кого коснется модернизация сети на базе оптоволокна, – примерно 4 млн. Ресурс модернизированной сети GPON обеспечивает скорость передачи данных в самой сети до 300 Гбит/с и до 1 Гбит/с по направлению к клиенту. Одновременно со строительством новой инфраструктуры МГТС проводит модернизацию сетевого оборудования и АТС, сеть переведена на новое IMS-ядро и современные системы технического мониторинга. Прокладка оптоволокна, отметил представитель МГТС, ведется через телефонную канализацию, что повышает надежность сети. Меднокабельная инфраструктура остается, и в обозримом будущем компания не планирует отказ от предоставления услуг фиксированной связи по устаревшей технологии. Таким образом, пока МГТС планирует поддерживать в домах обе кабельные инфраструктуры – и медную, и оптоволоконную.
Татьяна Мартьянова, руководитель управления по связям с общественностью МГТС, отвечая на вопрос о планируемых бизнес-результатах проекта, отметила, что компания рассчитывает на увеличение доли нерегулируемых услуг: уже по итогам 2013 г. доля нетелефонных услуг составила примерно 40%.