Онлайн-подписка как ловушка

Законопроект, предлагающий ряд изменений в закон «О защите прав потребителей», внесен в Госдуму и направлен прежде всего на защиту прав пользователей, у которых есть онлайн-подписки. В пятой части случаев потребители не получают от компаний уведомления о наличии подписки и снятии средств за нее. Сами компании при этом ссылаются на отсутствие такой обязанности, оставляя россиян в уязвимом положении.

Непрозрачный механизм

Годовая выручка от подписок на цифровой контент в России сегодня достигает 180 млрд рублей. Для того, чтобы сохранять этот оборот на высоком уровне, площадкам нужно держать долю отписок низкой. Поэтому компании нередко используют непрозрачные и недобросовестные практики, чтобы оставить потребителей с подписками, которыми они не пользуются – на сегодняшний день такие подписки есть у 18% пользователей, при этом они продолжают за них платить. В Госдуме предложили исправить эту ситуацию, внеся изменения в закон «О защите прав потребителей».

Как отметил один из соавторов законопроекта, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин, чаще всего пользователи попадают в «подписочные ловушки» из-за отсутствия уведомлений от сервисов о продлении подписки или ненадлежащего их содержания. Кроме того, в ряде случаев пользователь просто не может найти способ отписаться, так как компании делают этот путь сложным с технической стороны.

«Исходя из этого мы предложили закрепить в российском законодательстве обязанность для сервисов не меньше чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку на ту платформу, где можно отказаться от подписки. При этом сам механизм отказа не должен быть усложнен – Роскомнадзор, в частности, предлагаем наделить полномочиями по контролю за тем, чтобы информация о способах отписки была корректно прописана на сайте того, кто предоставляет услугу», – рассказал он.

Запрет на списывание денег с карт

Еще одна новелла запрещает торговым площадкам списывать деньги с карт, данные о которых были удалены из личного кабинета до момента приобретения товара.

«В будущем мы планируем добиться на законодательном уровне того, чтобы платформы обязательно удаляли такие данные пользователей. Однако на нынешнем этапе предложили закрепить законодательно полномочия Роспотребнадзора по контролю за тем, чтобы площадки списывали деньги с карт покупателей исключительно с их согласия, предварительно уведомив», – отметил депутат.

Время на адаптацию

В случае его принятия законопроект вступит в силу с 1 марта 2024 года – это даст бизнесу время для адаптации к новым требованиям. Предлагаемые изменения не должны сказаться на бизнесе добросовестных компаний, так как большинство из них уже сегодня выполняют их и без требований со стороны закона.

По этой же причине законопроект не предусматривает административной ответственности за нарушения. Однако она может быть установлена позднее по итогам мониторинга исполнения новых норм.

По мнению экспертов, в случае одобрения законопроекта, компании могут действительно понести небольшие потери, однако в будущем они получат более лояльных клиентов и пользователей.

«Отсутствие предупреждений о списании средств за подписку у различных сервисов – это хитрая уловка, которая принесла различным компаниям очень большие деньги. Забывчивость людей стала способом обогащения. Сегодня в связи с развитием сервисов онлайн-услуг закон о регулировании онлайн-подписок актуален, как никогда. По-хорошему, его надо было принимать лет пять назад. Компании, конечно, потеряют часть прибыли, но в перспективе получат лояльных клиентов и пользователей», – считает Дмитрий Кузнецов, член комитета по обороне, депутат от фракции «Справедливая Россия».

Уведомить не менее чем за сутки

Сегодня почти каждый четвертый россиянин пользуется электронными подписками на различных интернет-платформах. По данным исследовательской компании J’son & Partners Consulting, количество экосистемных подписчиков в 2022 г. по сравнению с 2021-м увеличилось на 36% до 42,45 млн.

Иногда пользователи не могут отписаться, так как компании специально делают этот процесс технически сложным. Поэтому и предлагается обязать сервисы присылать уведомление о списании средств не меньше чем за сутки.

Отсутствие уведомлений о списании средств – это устаревший пережиток времен дикого рынка. Отношения между пользователями и платформами должны быть цивилизованными, честными и прозрачными. Это задача государства и законодателей.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку