В июне-июле 2020 г. компания Avast провела опрос среди родителей на тему дистанционного и домашнего обучения. В нашей стране на вопросы о качестве онлайн-образования во время самоизоляции, его преимуществах и недостатках во время обучения ребенка отвечали 503 респондента. Кроме России, исследователи опросили родителей из США, Англии, Японии, Словакии, Бразилии, Австралии, Чехии, Германии, Франции, Мексики и Аргентины. Онлайн-опрос проводился сообществом Toluna по заказу Avast.
Более половины опрошенных родителей из России признались, что они недовольны качеством онлайн-обучения: 31% ответили, что они просто недовольны, а 20% – крайне недовольны обучением во время самоизоляции. Это один из самых высоких показателей недовольства среди опрошенных стран.
Меньше всего недовольных оказалось в Австралии – только 19% родителей. Австралийским родителям также больше всех понравилось онлайн-обучение – почти 63% родителей высоко его оценили. На втором и третьем местах США (55%) и Словакия (54%) соответственно.
Среди достоинств такого формата обучения российские родители отмечали безопасность для ребенка, возможность проводить больше времени вместе, увидеть пробелы в образовании, научить ребенка самостоятельности.
Основные негативные моменты, на которые жаловались родители, – неумение правильно объяснить материал, большая ответственность, возложенная на родителей, слишком длительное время, проводимое ребенком за компьютером, меньше внимания к детям со стороны учителей.
Родители рассказали, как во время дистанционного обучения преподаватели обеспечивали кибербезопасность. Значительное количество респондентов (41%) отметили, что учителя не говорили о правилах конфиденциальности в отношении электронного обучения. В то же время, по словам родителей, 41% учителей в России уважали личную информацию своих учеников: например, без разрешения не делились работами студентов с другими детьми или родителями на веб-платформах. Только 21% родителей отметили, что работы детей были видны остальным ученикам и родителям на общей веб-платформе.
«Онлайн-обучение – тяжелое испытание для многих родителей, – соглашается Алексей Федоров, глава представительства Avast в России и СНГ. – Не все родители могут тратить часы на помощь своему ребенку, и не все могут доступно объяснить материал. Тем не менее, такое время вместе –– хороший шанс научить ребенка базовым правилам кибербезопасности, узнать, какие инструменты (приложения, программы) используют дети, более внимательно последить за их онлайн-активностями. Но важно помнить, что школы и учителя также несут ответственность за информирование детей и родителей по вопросам кибербезопасности и конфиденциальности в Интернете, особенно когда они обучают детей в дистанционном формате».
Среди других причин недовольства новым форматом учебы – отсутствие полноценных онлайн-уроков (школьникам часто задавали домашнюю работу без объяснений, а объем заданий был больше обычного); у педагогов не было инструментария для проведения уроков (детям приходилось использовать сразу несколько онлайн-платформ); зачастую не принимались во внимание технические проблемы (возможности домашнего компьютера, скорость интернета, периодические отключения электричества во время занятий и т. д.). Без контроля и помощи родителей обучение прерывалось или прекращалось.
Все это говорит о том, что методически школа не была готова к новому формату обучения. Но сама возможность организовать уроки в условиях пандемии – благо. Ничто не мешает российской школе провести работу над ошибками, чтобы сделать выводы и извлечь уроки из неэффективно проведенных онлайн-занятий.
В случае, если школы не откроют свои двери в сентябре, по разным оценкам, больше трети российских родителей не смогут предоставить своим детям альтернативу школьному обучению. Поэтому к онлайн-занятиям придется адаптироваться. И в частности, вникать в вопросы кибербезопасности и конфиденциальности в Интернете, особенно когда ребенок обучается дистанционно.