Интервью с первым заместителем генерального директора ООО «РуСат»
– В марте прошлого года компания «РуСат» запустила услугу двустороннего спутникового Интернета KiteNet. Каковы на сегодня результаты этого проекта? Каков географический охват услуги?
– В течение года мы наблюдали хорошие темпы роста абонентской базы услуги KiteNet. Сегодня услугой пользуются не менее 4 тыс. абонентов, но это приблизительная оценка – с 1 марта услуга переведена на новую платформу, и еще не все абоненты прошли перерегистрацию.
Географический охват услуги – вся территория России. Сейчас по числу пользователей лидируют Подмосковье и Красноярский край. Однако такое распределение абонентов во многом обусловлено активностью дилеров. Мы планируем развивать дилерскую сеть, чаще проводить обучающие семинары, вебинары, активнее участвовать в региональных выставках. Наша задача – так организовать работу дилерской сети, чтобы распространение услуги шло без нашего постоянного участия.
На данный момент ARPU от услуги превышает показатель, который мы планировали на старте проекта, – он составляет почти 2500 руб. против 1800 запланированных. Не в последнюю очередь это произошло благодаря интересу к услуге со стороны юридических лиц. Сейчас их доля в абонентской базе KiteNetприближается к 30%.
– Кто корпоративные пользователи услуги KiteNet, какие это категории компаний? Чем их привлекает KiteNet?
– Значительную долю корпоративных пользователей KiteNetсоставляют государственные и муниципальные учреждения – администрации населенных пунктов, учреждения здравоохранения (больницы, санатории), школы, исправительные учреждения. Услуга пользуется спросом со стороны добывающих и перерабатывающих компаний, организаций агропромышленного комплекса и пр. – в сущности, любых предприятий, у которых есть удаленные точки, а также со стороны малого бизнеса в регионах.
Юридическим лицам услуга KiteNet интересна прежде всего своей ценой. До недавнего времени стоимость проектов по организации спутникового ШПД для корпоративных пользователей исчислялась сотнями тысяч рублей, если не больше. И даже при наличии недорогого абонентского оборудования некоторые провайдеры в регионах требуют с юридических лиц на порядок большую плату, чем с частных пользователей, за ту же услугу. У нас юридические лица работают на тех же условиях, что и физические лица, – они приобретают то же оборудование по тем же ценам и подключаются по тем же тарифам. Единственное отличие в том, что с ними заключается отдельный договор и предоставляются отчетные документы.
– Для каких целей выбирают услугу KiteNet юридические лица? Каковы возможности оборудования KiteNetс точки зрения корпоративных задач?
– Основная задача, которую решает спутниковый ШПД, – это обеспечение удаленного офиса или мобильной группы доступом в сеть Интернет. Имея интернет-канал, компания решает свои текущие бизнес-задачи, такие как работа с электронной почтой, сдача налоговой отчетности, интернет-банкинг. Кроме того, сервис может использоваться для организации корпоративного канала связи – для всех тех задач, которые могут быть решены при помощи интернет-канала и некоего дополнительного оборудования: видеонаблюдения, телефонии, мониторинга и т. п. Конечно, для задач, которые требуют гарантированной скорости и высокой устойчивости канала, оборудование KiteNet не подойдет – для этого необходимо оборудование другого класса и другой стоимости. Однако для большинства повседневных задач его возможностей вполне достаточно. При этом, замечу, повседневных – не значит второстепенных. В нашей практике есть пример применения спутниковой связи на деревообрабатывающем предприятии, где спутниковый канал используется для удаленного управления станками с ЧПУ и учета изготовленной продукции. В другом проекте корпоративный спутниковый канал задействован для управления полиграфическим оборудованием – специалисты зарубежной фирмы-производителя выполняют удаленную настройку оборудования для заказчика в России.
Сейчас мы разрабатываем несколько «коробочных» решений, направленных на удовлетворение наиболее распространенных запросов корпоративных пользователей KiteNet на дополнительные сервисы, а именно видеонаблюдение, телефонию и удаленное обслуживание банкоматов. Предложения будут включать необходимое оборудование и специальные тарифы.
Кроме того, сейчас тестируется новое оборудование. В настоящее время услуга KiteNet предоставляется на базе терминалов с антенной 75 см и передатчиком 0,8 Вт. Новые терминалы оснащены антенной 1 м и передатчиком 2 Вт. С увеличением мощности сигнала и повышением пропускной способности канала заказчики смогут решать более серьезные корпоративные задачи. При желании теми же решениями смогут пользоваться и физические лица.
– В рамках проекта KiteNet«РуСат» сотрудничает с производителем оборудования Newtec. Чем был обусловлен выбор партнера?
– Оборудование Newtec – качественное и недорогое, оно на практике показало свои рабочие качества. Кроме того, компанию отличает гибкая партнерская политика. «РуСат» начал смотреть в сторону массового рынка еще много лет назад, но тогда вывод на рынок окупаемой услуги для частных пользователей был невозможен. С появлением компактного и дешевого оборудования, а также емкости на спутнике «Ямал-402» удалось найти экономически оправданную модель услуги.
Однако KiteNet не позиционируется как услуга, привязанная к конкретному абонентскому оборудованию, конкретному спутнику или частотному диапазону. Мы будем рассматривать разные решения и выбирать оптимальные.
– В январе «РуСат» открыл в Москве авторизованный сервисный центр Newtec. Как и насколько быстро решаются сегодня проблемы с абонентским оборудованием?
– Сервисное направление в компании «РуСат» развивается давно, у нас есть необходимая техническая база, грамотные специалисты, сертификаты на поддержку оборудования ViaSat, С-Comи ряда других производителей. Сейчас мы просто в очередной раз усилили сервисное направление, это стало для нас естественным шагом.
Если оборудование выходит из строя, мы отправляем абоненту подменное оборудование, а тем временем лаборатория московского сервисного центра выясняет причину неполадки. Если случай гарантийный, подменное оборудование оставляется абоненту без дополнительной оплаты. Заключение о причинах неполадки дает только наш сервисный центр. Но у ключевых дилеров уже имеются подменные фонды, а в дальнейшем мы будем развивать сеть региональных складов. Таким образом, в случае проблем абоненту будет не обязательно обращаться в Москву.
Но стоит отметить, что большинство трудностей у абонентов возникают не из-за самого оборудования, а из-за неаккуратной установки. Поэтому когда абонент обращается в службу технической поддержки, наши специалисты прежде всего проверяют (в удаленном режиме) правильность наведения антенны и дают абоненту советы по исправлению ситуации. Чтобы установить оборудование KiteNet, специалистом быть не нужно. Но если вдруг это необходимо, мы найдем партнера, который находится ближе всего к абоненту и сможет сделать это за него.
– Где потенциальный абонент может приобрести оборудование KiteNet? Насколько легко его заказать и оплатить?
– После перевода услуги на новую платформу мы стали активно развивать всю сопутствующую инфраструктуру. В частности, был создан интернет-магазин, в котором клиенты могут и заказать оборудование, и выбрать способ и рассчитать стоимость доставки. Кроме того, оплачивать покупку можно теперь не только по квитанции через банк, но и в онлайн-режиме через разные платежные системы или интернет-банк. Возможно, интернет-магазин станет пунктом продаж как услуги KiteNet, так и различных сопутствующих товаров.
В целом мы придаем большое значение интернет-коммуникации с клиентами, как показывает опыт, многим абонентам они существенно облегчают жизнь. Даже если у абонента нет доступа в Интернет, у него есть возможность зайти на сайт KiteNet, задать вопрос на форуме и оперативно получить ответ. Не пренебрегаем и социальными сетями. Кстати, в период перерегистрации абонентов на новой платформе нам очень помогла страничка «ВКонтакте», где люди получали актуальную информацию и полезные советы.