Будущий, 2014 год обещает быть насыщенным в плане реализации государственных проектов в области связи. Телекоммуникационная поддержка проведения Сочинской Олимпиады, продвижение программы создания широкополосного Интернета, развитие российской спутниковой группировки, внедрение цифрового телерадиовещания, проекты в рамках программы развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности страны, дальнейшая реализация программы смены мобильного оператора с сохранением номера MNP – о деталях реализации этих и многих других проектов, об итогах уходящего года и планах на будущий журналу «CONNECT!» рассказал руководитель Федерального агентства связи (Россвязь) Олег ДУХОВНИЦКИЙ.
– Олег Геннадьевич, обеспечение российского населения широкополосным доступом в Интернет – государственная задача, которую нужно решить в ближайшее время. В одной статье вы отметили, что необходимо создать условия, чтобы ежегодно примерно 20 млн россиян могли подключаться к Интернету по технологии 4G. Какие меры принимаются, чтобы обеспечить такие темпы развития?
– Широкополосный Интернет в каждом доме независимо от размеров поселения – задача амбициозная, но ее необходимо решать. Идеальное техническое решение для подключения к Интернету города или села – прокладка оптоволоконной связи, но срок прокладки ВОЛС составляет в среднем три года. Вместе с тем есть возможность не ждать годами, а выполнить поручение Президента и Правительства в сжатые сроки – это спутниковая связь на базе существующих и перспективных космических аппаратов связи и вещания, которые находятся в хозяйственном ведении ФГУП «Космическая связь» (ГП КС), нашего подведомственного предприятия. С сентября 2012 г. по сегодняшний день ГП КС совместно с операторами-партнерами подключило более 3 тыс. станций спутниковой связи VSAT в интересах частных пользователей. Этого удалось достичь благодаря уникальной возможности оказания услуг связи в Ка-диапазоне частот через космический аппарат KA-SAT. Дальнейшее развитие Ka-диапазона предполагает построение спутниковой системы высокоскоростного доступа (ССВД), которая с использованием системы коллективного доступа позволит решить социальную задачу по ликвидации «цифрового неравенства» на стратегически важных для России территориях и в регионах с невысокой плотностью населения.
– Как известно, принципы универсального обслуживания были закреплены в Федеральном законе «О связи» еще в 2003 г. Прошло десять лет. Можете ли вы сейчас дать оценку эффективности этого механизма на практике? Насколько актуален сегодня рассматриваемый пакет услуг? Каковы планы его расширения в целях ликвидации «цифрового разрыва» между городами-«милионниками» и удаленными сельскими населенными пунктами?
– Пришло время менять закон. Технологии связи продвинулись вперед, у населения сформировались новые потребности в получении качественных сервисов. Поэтому и законодательные подходы к построению современных телекоммуникационных инфраструктур требуют обновления. Хотел бы отметить, что универсальная услуга связи (УУС) уже сегодня занимает большое место в структуре связи нашей страны. Ее основная задача – обеспечение услугами связи население России, проживающее в небольших городах и труднодоступных регионах. Сегодня уже установлены и работают 148 тыс. таксофонов в 142 тыс. населенных пунктах, более 20 тыс. пунктов коллективного доступа расположены в почтовых отделениях. Наступил момент для модернизации данной услуги на основе новых технологических решений для дальнейшего продвижения ее в регионы страны. В настоящее время в рамках совершенствования механизма универсального обслуживания нами рассматривается вопрос по расширению перечня универсальных услуг связи путем включения в него обеспечение широкополосным доступом в Интернет малочисленных населенных пунктов и точек доступа к сети в поселениях с численностью жителей от 200 до 500 человек. Это позволит повысить доступность и качество универсальных услуг связи, а у операторов универсального обслуживания появится возможность устанавливать не только таксофоны, но и многофункциональные устройства с возможностью предоставления доступа в Интернет и к порталу государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Вместе с тем, для решения этой задачи необходимо проводить оптоволоконные линии, что подразумевает значительные расходов средств и времени, в отдельных случаях потребуется использовать спутниковый сегмент. Я являюсь сторонником поступательного движения в этом направлении. Работу необходимо выполнять планомерно, системно. Пока же для самых отдаленных районов старенький таксофон – не очень современная, но единственная надежная связь. Это доказали летние события на Дальнем Востоке – во время наводнения таксофоны и пункты коллективного доступа работали бесперебойно.
– Какие еще выводы можно сделать по итогам событий на Дальнем Востоке? Ведь наводнение было, с одной стороны, бедствием, с другой – возможностью проверить эффективность различных технических решений, в том числе средств связи.
– Самое главное, что слаженная работа всех служб позволила избежать жертв. В этом немалая заслуга и связистов. Для сохранения работоспособности сетей связи специалистам фиксированной, подвижной и почтовой связи пришлось провести огромный объем защитных подготовительных работ. Из зон возможного затопления эвакуировалось оборудование, его поднимали на безопасный уровень, проводились укрепительные работы, развертывались передвижные электростанции, создавались передвижные отделения почтовой связи. Консолидация действий всех операторов связи позволила обеспечить наличие электросвязи практически на всей территории чрезвычайной ситуации. В числе прочих были приняты следующие меры: режим аварийного межсетевого роуминга в сетях подвижной радиотелефонной связи, оперативное предоставление ресурсов транспортных сетей другим операторам, расширение зон покрытия базовых станций за счет увеличения мощности передатчиков и количества секторов антенн, установка терминалов спутниковой телефонной связи в критических ситуациях, а также дополнительных телефонов в местах временного размещения населения. Следует отметить, что часто операторы оказывали услуги связи бесплатно.
– На заседании Правительства в ноябре этого года большое внимание было уделено развитию группировки российских спутников связи ФГУП «Космическая связь». Какие новые вызовы стоят перед отраслью сегодня? Какие решения были приняты по данному направлению?
– В настоящее время основная проблема спутниковой связи – техническое состояние космических аппаратов связи и вещания, входящих в состав государственной орбитальной группировки гражданского назначения. Из девяти спутников, находящихся на орбите, четыре вышли за пределы срока активного существования, три не соответствуют требованиям технического задания. В связи с отказами «Экспресс-АМ1» и «Экспресс-МД1», с потерей «Экспресс-АМ4» и «Экспресс-МД2» при аварийных запусках и длительными задержками в производстве «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ8», «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» решение задач, возложенных на орбитальную группировку спутниковой системы связи и вещания гражданского назначения, сегодня затруднено. Однако в этот сложный период ГП КС посредством существующей группировки и наземной инфраструктуры продолжает обеспечивать президентскую и правительственную связь, трансляции сигналов общероссийских телерадиопрограмм, удовлетворять потребности силовых министерств и ведомств, предоставлять услуги коммерческим пользователям.
В целях парирования нештатных ситуаций были разработаны схемы аварийного резервирования трансляций программ ОАО «Первый канал», ФГУП ВГТРК и ОАО «ТРК «Петербург» и мультиплексов. Разработана временная схема трансляции федеральных теле- и радиопрограмм для цифрового и аналогового форматов вещания через технические средства ГП КС и космического аппарата ОАО «Газпром космические системы». В конце декабря 2013 г. ожидается запуск первого отечественного спутника связи и вещания «тяжелого» класса «Экспресс-АМ5» (орбитальная позиция 140° в. д.). Этот спутник будет обеспечивать связь и вещание в восточных регионах страны, где дефицит орбитального ресурса особенно ощутим. В 2014 г. будут запущены «Экспресс-АМ4R» (80° в. д.), «Экспресс-АМ6» (53° в. д.), «Экспресс-АМ7» (40° в. д.), «Экспресс-АМ8» (14° з. д.), а также произведен совместный запуск спутников непосредственного телерадиовещания «Экспресс-АТ1» (56° в. д.) и «Экпрсесс-АТ2» (140° в. д.). Таким образом, в следующем году будут введены в эксплуатацию семь современных космических аппаратов, которые станут основой государственной орбитальной группировки и позволят удовлетворять все потребности в ресурсе как государственных, так и коммерческих структур.
– Как вы оцениваете ход работ по внедрению в стране цифрового телерадиовещания? С какими проблемами пришлось столкнуться в ходе реализации программы?
– Внедрение в России цифрового телерадиовещания – один из самых масштабных проектов, реализуемых за последнее время, и мы горды тем, что «Россвязь» вносит свой весомый вклад в его реализацию. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2009 № 985 «О Федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» «Россвязь» определена государственным заказчиком по таким мероприятиям, как «Создание многофункциональных космических аппаратов, в том числе для телерадиовещания» и «Организация необходимого количества временных дублей пакетов телерадиоканалов». В 2014 г. мы планируем ввести в эксплуатацию уже упомянутые четыре спутника связи и вещания («Экспресс-АМ5/-6/-7/-8»), а также наземную инфраструктуру, участвующую в формировании временных дублей. Эти многофункциональные космические аппараты станут основой государственной группировки и позволят довести цифровое телерадиовещание практически до всех жителей нашей страны. Одна из наиболее сложных проблем, с которыми мы столкнулись в ходе работы, – это сроки создания спутников, поскольку ОАО «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева» постоянно сдвигает сроки сдачи спутников. Задержки имели как объективные причины, так и субъективные. Особо хочется отметить роль Федерального космического агентства – «Роскосмос» принимает активное участие в решении проблем и обеспечил своевременное создание средств выведения для космических аппаратов «Экспресс-АМ5/6/7/8». На 26 декабря намечен запуск «Экспресс-АМ5». Мы очень ждем этого запуска и надеемся, что успешное выведение «Экспресс-АМ5» на орбиту разорвет цепь неудачных запусков последних лет.
– Недавно было сообщено о завершении проектов «Россвязи» в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи. С какими проблемами пришлось столкнуться в ходе их реализации?
– В рамках подготовки к Олимпиаде сделано немало. В частности, интересен проект строительства волоконно-оптической линии передачи (ВОЛП), охватывающей территории нескольких субъектов РФ на участках от Анапы до Сочи и ответвлением от Джубги до Краснодара. Главной целью проектирования и строительства данного объекта было создание основы цифровой инфраструктуры Южного региона страны в целях обеспечения его высоконадежной, качественной связью, в том числе для проведения зимних Олимпийских игр. Общая емкость объекта составляет 96 оптических волокон на магистрали протяженностью более 700 км с возможностью организации доступа к ресурсу линии передач на 14 узлах связи и присоединения населенных пунктов Краснодарского края и Республики Адыгея, расположенных по трассе кабеля. Оборудование объекта позволяет обеспечить создание мультисервисной сети (NGN-сети), в том числе с предоставлением услуг связи передачи данных, широкополосного доступа в Интернет, голосовых услуг по технологии IP. Для обеспечения работы сети связи предусмотрена реализация систем передачи с использованием технологий DWDM. Благодаря этому проекту регион получил перспективный рынок телекоммуникаций, обеспечивающий высочайший уровень обслуживания и надежности не только в период проведения Олимпийского форума, но и после него.
Показательным проектом, реализованным в рамках подготовки к Олимпиаде, является и создание олимпийской сети радиосвязи стандарта ТЕТРА. Строительство сети завершено, имеется разрешение на ввод в эксплуатацию, ноябрьским распоряжением Правительства РФ определен оператор связи для ее эксплуатации – «МС-СпецТелеКом». В целом объект имеет линейный характер территориального построения. В ее состав входят: 84 базовые станции, которые размещены вдоль береговой линии Анапа – Новороссийск – Джубга – Туапсе – Сочи, с ответвлением Джубга – Горячий Ключ – Краснодар и Сочи – Красная Поляна, а также два мобильных узла связи и два центра коммутации и управления. В качестве транспортной основы сети используется волоконно-оптическая линия передачи, о которой я уже рассказал.
Ключевой проект, выполненный Агентством по олимпийской тематике в системе формирования инфраструктуры коммуникаций в интересах управления и безопасности, – строительство Центра оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка. Он предназначен для мониторинга и управления системами безопасности, развернутыми при подготовке и проведении Олимпийских игр. В послеолимпийский период объект будет использован в рамках программы обеспечения комплексной безопасности Сочи «Безопасный город».
– Как идет подготовка телекоммуникационной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу в 2018 г.? В чем принципиальное отличие этого мероприятия от Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи?
– Практика показывает, что присутствие большого числа зрителей сопровождается повышенной нагрузкой не столько в области передачи голосового сигнала, сколько в сегменте передачи данных посредством мобильного Интернета различных стандартов: видео, изображение, прямая трансляция для друзей, множество мобильных приложений, мобильные устройства с системой геолокации. Все это уже не экзотика, а объективная технологическая реальность. Принципиальное отличие Чемпионата мира по футболу от мероприятий последнего времени заключается в самой дате проведения – 2018–2019 гг., что ставит перед ответственными за проект структурами нетривиальную задачу предугадать и сработать на опережение по использованию технологий, которые на настоящий момент могут быть даже не изобретены. Вторым немаловажным отличием от уже прошедших соревнований являются те стандарты и требования, которые будут предъявлены к исполнению со стороны ФИФА и других международных организаций. В любом случае, все перечисленные события потребуют обновления телекоммуникационной инфраструктуры, т. е. размещения базовых станций в местах большого скопления зрителей, построения систем связи для спецпотребителей стандарта ТЕТРА, применения принципиально новых технологических решений для обработки большого объема трафика.
– Недавно прошло заседание по выполнению Указа № 1552 Президента «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». Как известно, система должна заработать с 1 января будущего года. Какова ее готовность на сегодняшний день? Какова роль «Россвязи» в реализации данного проекта?
– По вопросам реализации Указа в 2013 г. было организовано взаимодействие с органами власти 81 субъекта России. Было заключено семь муниципальных контрактов на проектирование и поставку систем оповещения в трех субъектах РФ (Московская область, Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская Республика), а также развернуто семь опытных зон еще в шести субъектах (Липецкая, Нижегородская и Самарская области, Республики Тыва, Якутия и Удмуртия). Опыт работы по построению региональных систем оповещения в течение 2013 г. выявил наличие существенных проблем. Это недостаточность средств на создание систем оповещения, выделяемых на местах, отсутствие централизованного подхода и единой нормативно-технической политики создания и эксплуатации комплексных систем оповещения населения, модернизация существующих систем оповещения на базе решений различных производителей, которые прошли испытания во ВНИИ ГОЧС. Децентрализованный подход к созданию систем оповещения и отсутствие координации ведет к нерациональному использованию бюджетных средств. В целях решения указанных проблем Федеральное агентство связи представило в Минкомсвязи России предложения в проект Комплексного доклада в Правительство РФ по результатам реализации Указа для последующего формирования доклада Президенту РФ.
– В феврале этого года Президент утвердил «Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Ранее, в 2008 г. Советом Безопасности был подготовлен документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В обоих документах развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры уделено много внимания. Включилась ли «Россвязь» в процесс реализации Стратегии?
– Данная тема, безусловно, будет актуальной в течение нескольких последующих лет и даже десятилетий, поэтому мы уделяем большое внимание планам Правительства в отношении региона российской Арктики. Упомяну об основных проектах, которые сейчас находятся на различной стадии проработки и воплощения. Первый – система спутниковой связи с использованием космических аппаратов на высокоэллиптической орбите (аппараты серии «Экспресс-РВ»). В настоящее время спутниковые технологии могут применяться для получения практически любого информационного контента, однако территории, находящиеся в северных широтах, зачастую не покрываются или недоступны для видимости геостационарных спутников. Этим обусловлено решение по выводу космического аппарата на высокую эллиптическую орбиту. Реализация данной новаторской идеи – дело ближайшего будущего. Круг пользователей такой системы бесконечно широк: органы исполнительной власти, субъекты РФ, местные администрации, корпоративные заказчики в самых разных отраслях – от добычи полезных ископаемых до организации хирургических операций посредством телемедицины.
Второй арктический проект обозначен как строительство объектов инфраструктуры на архипелаге Шпицберген. В текущем году мы завершаем строительство объектов связи, позволяющих обеспечить пользователей беспроводным доступом в Интернет, организацию связи с применением технологии GPON, а также формирование расширенного сегмента сотовой связи в партнерстве с ОАО «МегаФон».
Третье направление связано с предоставлением услуг связи на трассах Северного морского пути. Специалисты подведомственного «Россвязи» предприятия на основе проведенных экспериментов по анализу возможности предоставления качественных услуг связи непосредственно для подвижных объектов (научных судов, танкеров, атомных ледоколов и т. д.) подтвердили надежность инженерных решений по предоставлению данного вида услуг. В настоящее время они продолжают оказывать услуги связи для судов северного Управления «Росгидромета» и ФГУП «Росморпорт».
– Каково, на ваш взгляд, состояние высшей и профессиональной школы отрасли?
– Подготовку специалистов для предприятий связи осуществляют четыре подведомственных высших учебных заведения и восемь их филиалов. Кроме того, вузы связи занимаются научными исследованиями и разработками по важнейшим направлениям телекоммуникационных и информационных технологий, участвуют в работе ведомственных комиссий. На базе вузов связи созданы региональные отраслевые сертификационные центры, которые получили лицензии Минсвязи России и проводят сертификационные испытания систем и устройств телекоммуникаций в системах сертификации «Связь» и ГОСТ Р.
Материально-техническая база учебных заведений связи в целом удовлетворяет потребности по подготовке квалифицированных кадров для отрасли. Благодаря помощи предприятий отрасли, а также за счет использования внебюджетных источников подведомственные учебные заведения связи оснащены современным телекоммуникационным оборудованием, видео- и оргтехникой, обладают большим парком современных компьютеров, все имеют локальные сети с выходом в Интернет. Количество компьютерных рабочих мест на 100 студентов дневной формы обучения в учебных заведениях связи превышает средний показатель по учебным заведениям России в два раза.
Однако на данном направлении немало и трудностей. В связи с отсутствием достаточного бюджетного финансирования возникают проблемы с техническим переоснащением и обновлением лабораторной базы в соответствии с современными требованиями ИКТ, а также с проведением капитального и текущего ремонтов, противопожарных мероприятий, строительством новых учебных и лабораторных корпусов, общежитий для обучающихся, спортивных комплексов. Удельный вес расходов на образование в ВВП России остается одним из самых низких в Европе и уступает ряду развивающихся стран. В течение последних 15 лет из бюджета не выделялись средства на капитальное строительство. Требуется комплексная программа по техническому переоснащению отраслевых учебных заведений и выделение учебным заведениям средств на капитальное строительство и науку – от 50 до 100 млн руб. в год.
В числе проблем и низкий уровень заработной платы (средняя зарплата – 25 тыс. руб.), а также недостаточная социальная защищенность профессорско-преподавательского состава, что приводит к оттоку молодежи из учебных заведений. На некоторых выпускающих кафедрах вузов сложилась напряженная ситуация с кадровым резервом. Из-за высокой нагрузки преподаватели не имеют возможности повышать квалификацию, полноценно заниматься учебно-методической и научной работой. Если ситуацию кардинально не изменить, то через несколько лет по ряду специальностей некому будет готовить кадры для отрасли. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2018 г. планируется увеличение заработной платы профессорско-преподавательского состава учебных заведений и доведение ее до 200% к средней по региону.
– Как вы, будучи руководителем ведомства, оцениваете работу «Россвязи» в 2013 г.? Какие моменты вам запомнились больше всего и почему?
– В целом хочу отметить, что 2013 г. для отрасли связи был успешным и насыщенным событиями. Прежде всего, завершено строительство объектов инфраструктуры связи к предстоящей зимней Олимпиаде в Сочи. В начале 2013 г. «Россвязь» получила разрешение на ввод сети радиосвязи стандарта ТЕТРА в эксплуатацию. В конце августа завершено строительство Центра оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка в Сочи, а также строительство волоконно-оптических линий передач в Южном регионе. Все объекты сданы в срок, все системы связи готовы работать на благо команд и гостей зимних Игр.
Тема Олимпиады в Сочи фигурировала в деятельности «Россвязи» и в сфере разработки государственных знаков почтовой оплаты. 14 декабря мы выпустим последний в этом году почтовый блок, приуроченный к Играм, – «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи. Легенды спорта». На 2014 г. запланировано продолжение данной серии, будут выходить марки с олимпийской тематикой. Всего в текущем году в обращение вышло 113 почтовых марок.
Одним из наиболее нашумевших и значимых событий уходящего года является появившаяся с 1 декабря возможность для абонентов нашей страны перейти от одного оператора мобильной связи к другому с сохранением своего номера. Услуга MNP была введена совсем недавно, в этом же году оператором базы данных перенесенных номеров был выбран наш подведомственный ФГУП Центральный научно-исследовательский институт связи. На данный момент у нас есть информация, что уже более 8 тыс. заявлений подали граждане на перенос номера. Услуга только введена, итоги будут известны в 2014 г.
– Каковы планы на наступающий год?
– Мы надеемся, что 2014 г. станет еще более успешным для отрасли телекоммуникаций и принесет много новых открытий и достижений. Все наши ожидания в предстоящем годус ходом реализации проектов, условно разделенных по тематическим блокам: космос, MNP, Олимпиада, универсальная услуга и государственные услуги в сфере связи, знаки почтовой оплаты. Количество поданных заявлений на оказание услуги по переносу номера должно составить более миллиона. Все запуски космических аппаратов должны пройти в соответствии с графиком и в штатном режиме. Мы будем внимательно следить за работой инфраструктуры связи в ходе проведения Олимпиады зимой предстоящего года. Большой блок работы будет посвящен обновлению системы универсальной услуги связи. Нельзя не отметить задачу по увеличению объемов оказания государственных услуг в сфере подтверждения соответствия и выделения/использования ресурса нумерации, что отразится на росте доходов в бюджет страны. Запланирован большой объем выпуска государственных знаков почтовой оплаты – 74 марки и 13 блоков. Отдельным пунктом стоит выделить повышение эффективности работы, сокращение издержек и оптимизацию наших подведомственных предприятий. Таким образом, наступающий год должен быть насыщен интересной и ответственной работой по реализации всех возложенных на «Россвязь» и подведомственные организации функций.