Австралия тоже борется с «цифровым неравенством»
5 октября 2016 г. с космодрома города Куру (Французская Гвиана) состоялся запуск ракеты-носителя Arian 5 (отметим, что это был 74-й успешный старт Arian 5) с двумя спутниками на борту. Запуск под номером Flight VA231 прошел в штатном режиме – Arian позволила вывести спутники на геопереходную орбиту (ГПО) с перигеем 250 км, апогеем 35,786 км и наклонением орбиты 6º.
Спутник GSAT-18 принадлежит ISRO (Indian Space Research Organisation – Индийская организация космических исследований). Он обеспечит работу телекоммуникационных сервисов на территории Индии и послужит хорошим дополнением для существующей группировки спутников связи ISRO, насчитывающей сейчас 14 аппаратов. Основной миссией ISRO является использование космического пространства для развертывания всех типов спутников: наблюдения Земли, телекоммуникационных аппаратов, спутников телевещания, научных и навигационных систем. Как ожидается, уже в следующем, 2017 г. концерн Arianespace запустит для ISRO еще пару аппаратов – GSAT-11 и GSAT-17.
Спутник связи GSAT-18 с расчетным сроком службы более 12 лет обладает следующими характеристиками: масса аппарата – 3,404 кг; размеры – 3,1 × 1,7 × 2 м; мощность – 5,6 кВт. Коммуникационный спутник оснащен 12 транспондерами Ku- и 24 транспондерами C-диапазона. Он будет находиться в орбитальной позиции 74º в. д.
Бóльший интерес представляет другой спутник – Sky Muster II. Это второй аппарат, запущенный Arianespace для австралийского оператора связи NBN (National Broadband Network), собственником которого является Правительство Австралии. Arianespace уже запускала для Австралии различные спутники, в том числе Aussat 3, Optus C1/D1/D2/D3 и Sky Muster I.
Sky Muster II представляет особый интерес для властей Австралии, поскольку именно он позволит предлагать услуги спутникового ШПД по всей территории страны, включая отдаленные от континентальной части земли: острова Кокосовые, Норфолк, Рождества, Маккуори. Таким образом, спутник Sky Muster II станет логичным дополнением аппарата Sky Muster I. В официальном релизе говорится: «С помощью Sky Muster II государственный оператор выполняет свои задачи по развитию цифровой экономики Австралии, преодолению цифрового разрыва между городскими и сельскими районами страны, а также занимается укреплением связей между Австралией и остальной частью мира». Как видим, не только российские власти озабочены сейчас ликвидацией «цифрового неравенства» – перед развитыми западными странами стоит та же проблема.
Спутник связи Sky Muster II, созданный компанией Space Systems Loral на платформе SSL 1300, с расчетным сроком службы 15 лет обладает следующими характеристиками: масса аппарата – 6,405 кг; размеры – 8,5 × 3 × 3,5 м; мощность – 16,4 кВт. Этот космический «монстр» оснащен 202 транспондерами Ka-диапазона. Он будет находиться в орбитальной позиции от 135º до 150º в. д.
На орбиту на батуте
Как известно 1 сентября на космодроме на мысе Канаверал во время огневых испытаний ракеты Falcon 9 (компания Илона Маска SpaceX) произошел взрыв. Этот тест был частью подготовки к запланированному на 3 сентября запуску. Ракета должна была вывести на орбиту первый спутник популярной социальной сети Facebook, созданный израильской аэрокосмической компанией Israel Aerospace Industries (IAI). Предварительный анализ обломков и полученных данных показал, что причиной аварии стала трещина в системе подачи гелия в резервуар с жидким кислородом на второй ступени ракеты Falcon (гелий необходим для поддержания давления в баке).
Это событие имело далеко идущие последствия, и не только для SpaceX и Facebook, которых оно задело самым непосредственным образом. В результате произошедшего взрыва компания Илона Маска фактически выбыла на некоторое время из космической гонки США. Концерн ULA (United Launch Alliance – это совместное предприятие «Боинг» и «Локхид Мартин») оказался в ситуации временного монополиста, способного обеспечивать запуск на орбиту спутников (российская государственная компания «НПО “Энергомаш”» поставляет ULA комплектующие для двигателей Atlas 5). А главное, фиаско компании SpaceX может больно ударить по всей американской пилотируемой космонавтике.
Дело в том, что в настоящее время запуски экипажей на международную космическую станцию осуществляются с помощью российских «Союзов». SpaceX сейчас занимается созданием пилотируемого корабля Dragon V2, Boeing работает над аналогичным проектом Crew Space Transportation-100 (CST-100) Starliner, а NASA ведет разработку космического корабля Orion. Ни один из этих проектов не достигнет стадии готовности к 2018 г., а как мы знаем, именно тогда истекает срок контракта с Россией.
«Роскосмос» еще этой весной (24 мая) заявил, что не планирует заключать контракт с НАСА и Европейским космическим агентством (ЕКА) на доставку астронавтов на космическую станцию после 2018 г. А 16 октября стало известно об отсутствии планов у NASA о продлении контракта с «Роскосмосом». «Я искренне надеюсь, что мы все согласны с тем, что самая большая страна на Земле не должна зависеть от других, чтобы запустить людей в космос», – написал администратор НАСА Чарльз Болден в письме к Конгрессу США, но это был «глас вопиющего в пустыне». Реакция российской стороны была гораздо более красочной – вице-премьер Дмитрий Рогозин написал в своем официальном аккаунте на Твиттере: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».
Шутки шутками, но положение у американцев сейчас более чем серьезное. В самом деле, первый орбитальный полет Dragon V2 в беспилотном режиме был запланирован примерно на середину 2017 г. Естественно, теперь эти сроки отодвинутся. В случае успеха всей серии испытаний и получении без задержек лицензии (а это сомнительная перспектива) SpaceX может предоставить свой корабль для астронавтов не раньше 2019 г. Boeing может оказаться расторопнее со своим CST-100 Starliner – тестовый пилотируемый полет (с пилотом Boeing и астронавтом NASA на борту) запланирован на 2018 г., но и это пока только «прожекты», а не конкретные даты запусков. А наиболее реальный из всех трех проектов – корабль Orion, разрабатываемый NASA, будет готов лишь к 2024 г. – до тех пор американцам придется использовать «батут Рогозина».
Ход конем по-китайски
Мы уже привыкли описывать последние китайские космические достижения в терминах «государственная программа», «государственное финансирование» и т. д., в то время как в США наблюдается настоящий бум частных космических проектов. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что и здесь предприимчивые китайцы решили не отставать от своих заокеанских «учителей». Как ни удивительно это прозвучит, но сегодня в Китае существует целый кластер частных компаний, серьезно занимающихся разработкой не только спутников, но и мощных ракетоносителей.
Одной из самых перспективных китайских компаний в этой области является Expace. Основанная в феврале 2016 г., она будет ведущим арендатором первого коммерческого космического индустриального парка Китая в Ухане. Кстати, на первые десять запусков ракеты-носителя на твердом топливе Kuaizhou уже подписаны контракты. Собственно говоря, изобретать велосипед частной компании не пришлось – за основу Kuaizhou была взята твердотопливная противоракета диаметром 2 м, предназначенная для уничтожения спутников и баллистических ракет на маршевом участке полета. Последняя модификация ракеты KZ-11 способна доставлять полезную нагрузку массой 1,5 т на LEO – низкую околоземную орбиту. При этом стоимость вывода груза составляет 10 тыс. долл. за 1 кг. Expace заявляет, что ее целевой рынок – зарубежные и китайские владельцы малых спутников. И здесь особый акцент стоит сделать на том, что ракета является твердотопливной, а значит, в отличие от жидкостных, она может быть готова к запуску «по требованию заказчика».
Исследовательский институт ракетной техники Китайского объединения космических технологий CALT (China Academy of Launch Vehicle Technologies) – хороший пример еще одного гиганта китайской космической индустрии, который нашел себе место на стыке государственного и частного сектора. 30 сентября на Международном аэронавигационном конгрессе в Гвадалахаре (Мексика) CALT обнародовал свои проекты по разработке двух одноступенчатых суборбитальных космопланов. Оба корабля взлетают с космодрома из вертикальной позиции. Небольшой десятитонный космоплан предназначен для перевозки четырех пассажиров – аппарат будет двигаться со скоростью 6 Маха (7400 км/ч) на высоте 100 км. Его старший 100-тонный собрат сможет перевозить до 20 пассажиров – этот космоплан сможет двигаться со скоростью 8 Маха (9900 км/ч) на высоте 130 км. Как ожидается, десятитонный будет исполнять роль демонстратора технологических возможностей, а большой 100-тонный аппарат первоначально будет выполнен в грузовом варианте. Интересно, что на китайских космопланах будут стоять двигатели, работающие на жидком кислороде и жидком метане, – такие же планируется использовать и на американских космических кораблях Space X Raptor и Blue Origin BE-4. Представители CALT считают, что каждый космоплан сможет совершить до 50 полетов, прежде чем будет отправлен на заводской ремонт и восстановление.
Большой китайский космоплан предназначен для запуска на орбиту полезных нагрузок: он будет забрасывать вторую ступень выше линии Кармана (высота 100 км), после чего груз массой 1-2 т будет выводиться на запланированную орбиту, а космоплан будет приземляться в режиме обычного самолета. Опять же отметим «странное» совпадение – американский космоплан DARPA XS-1 сконструирован по той же самой схеме.
Eutelsat делает ставку на «Протон»
В октябре этого года компания Eutelsat Communications объявила о том, что выбрала концерны Airbus Defence and Space и Orbital ATK для создания спутника связи Eutelsat 5 West B, который будет располагаться в орбитальной позиции 5° з. д. и обслуживать страны Европы и Северной Африки. В соответствии с контрактом Airbus Defence and Space отвечает за полезную нагрузку, а Orbital ATK – за разработку самой платформы (позднее было заявлено, что выбрана платформа Orbital GEOStar).
Спутник Eutelsat 5 West B заменит Eutelsat 5 West A, который на сегодня является основой цифровой инфраструктуры Eutelsat Communications, ориентированной на рынки Франции, Италии и Алжира. Новый Eutelsat 5 West B обеспечит непрерывность бизнес-процессов и повышение качества этих услуг. На спутнике West B будет размещена полезная нагрузка, эквивалентная 35 транспондерам 36 МГц, работающим в Ku-диапазоне (отметим еще раз, что диапазон Ku продолжает развиваться, несмотря на появление скоростного Ka-Band). Переключаемые транспондеры позволят увеличить коммерческую гибкость аппарата.
Eutelsat 5 West B является первым спутником, который будет создан в рамках стратегии сокращения капвложений. Как ожидается, благодаря более точному охвату зоны покрытия спутника будет достигнута существенная экономия в потребляемой мощности, при этом компания Eutelsat Communications гарантирует заказчикам поддержку самых высоких стандартов с точки зрения производительности оборудования.
Уменьшение размеров спутника позволит произвести запуск с помощью ракеты-носителя «Протон» концерна ILS (International Launch Services) в конфигурации с MEV-1 (Mission Extension Vehicle) – аппаратом, разработанным Orbital ATK, который предназначен для продления срока эксплуатации спутников на орбите. Это позволит снизить затраты на запуск, включая расходы на страхование полезной нагрузки. Запуск ракеты-носителя «Протон Бриз-М» будет произведен с космодрома «Байконур» в Казахстане. Кстати, это первый контракт на парный запуск, заключенный ILS c Eutelsat. Запуски на «Протон-М» парных полезных нагрузок являются сегодня одним из наиболее интересных результатов адаптации носителя к требованиям заказчиков по снижению стоимости пусковых услуг.
Что же касается MEV-1, то этот уникальный аппарат заслуживает отдельного разговора. Разработанный в стенах компании ViviSat, роботизированный комплекс Mission Extension Vehicle (MEV) способен, находясь на орбите, пристыковываться к другим спутникам для изменения высоты орбиты и для перевода зонда на другую орбиту. По словам директора ViviSat Эдварда Гурвица (Edward Horowitz), на сегодняшний день на геостационарной орбите находится около 350–360 коммерческих спутников, на 25 из которых ежегодно заканчивается топливо, поэтому продление использования хотя бы десяти устаревших КА может обеспечить экономический эффект и для владельца спутника, и для его клиентов.
Особо отметим, что работа Eutelsat 5 в С-диапазоне будет прекращена, тем не менее, все абоненты Eutelsat Communications в странах Африки к югу от Сахары не останутся без привычных сервисов – непрерывность обслуживания будет обеспечиваться аналогичной емкостью С-диапазона, доступной на других ресурсах спутниковой группировки Eutelsat, включающей в себя 38 космических аппаратов.
Использованные источники
Arianespace SA
Discover Magazine
http://discovermagazine.com/tags/space-exploration
Popular Science (PopSci)
http://www.popsci.com/space
Eutelsat Communications
http://www.eutelsat.com/
ILS International Launch Services Inc.