Обзор зарубежной прессы по тематике спутниковой связи за июнь 2019 г.. Рабочий месяц для «Чанчжэн»

Первый морской старт «Чанчжэн-11»

Старт китайской ракеты с морской платформы

11 марта состоялся первый морской запуск китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-11» (Long March 11). Ракета стартовала с плавающей платформы, расположенной в Желтом море (провинция Шаньдун, 34°54′ с. ш. 121°11′ в. д.). «Чанчжэн-11» вывела на низкую околоземную орбиту семь спутников: пять аппаратов ДЗЗ и два экспериментальных спутника.

Запуск получил обозначение «LM-11 WEY» в честь стратегического партнерства между WEY (бренд Great Wall Motor China Space Foundation) и Исследовательским институтом ракетной техники Китайского объединения космических технологий CALT (China Academy of Launch Vehicle Technology), которые основали совместный центр технологических инноваций 24 апреля 2019 г.

«Чанчжэн-11» – это китайская ракета-носитель семейства «Чанчжэн», работающая на твердом топливе. Ракетная система разработана CALT – ее первый полет состоялся 25 сентября 2015 г. Интересно отметить, что «Чанчжэн-11» была создана на базе серии баллистических ракет DF-31 и является отличным примером модификации военной разработки для гражданского применения. «Чанчжэн-11» предназначена для вывода на солнечно-синхронную орбиту сверхлегких спутников. Основные характеристики ракеты-носителя «Чанчжэн-11»: количество ступеней – четыре, длина (с головной частью) – 20,8 м, диаметр – 2 м; стартовая масса – 58 т. Масса полезной нагрузки составляет: на низкую орбиту – до 700 кг, на солнечно-синхронную орбиту – до 350 кг.

Плавающая стартовая платформа, используемая для первого запуска, принадлежит неназванной китайской компании. Морская платформа представляет собой внушительное сооружение размером примерно 110 × 80 м, оснащенное пусковой установкой высотой 15,5 м. Платформа стоит на якоре в Желтом море в позиции 34°54′ с. ш. 121°11′ в. д.

Из семи запущенных на орбиту спутников два – Bufeng-1A и Bufeng-1B – принадлежат Китайской академии космических полетов (Chinese Academy of Spaceflight Technology). Эти аппараты будут использоваться для измерения скорости ветра на поверхности моря.

Спутник Xiaoxiang-1-04 (SpaceTY) – это кубсат (сверхмалый космический аппарат) 6U, предназначенный для съемки земной поверхности. Xiaoxiang-1-04 будет делать снимки с разрешением 5 м.

Экспериментальный спутник LEO Tianqi-3 (Tao Xingzhi) также оснащен фотокамерой для съемки земной поверхности в образовательных целях. Спутник Tao Xingzhi назван в честь педагога и реформатора Тао Синчжи, который посвятил свою жизнь развитию массового образования в Китае, особенно в сельской местности, в первой половине ХХ в.

Спутники Zhongdianwangtong-1A и Zhongdianwangtong-1B предназначены для проверки новых технологий связи в диапазоне Ka. High Resolution 03A – это новый аппарат для группировки спутников дистанционного зондирования Земли EO Jilin-1.

Тройка канадских обозревателей

Канадский спутник ДЗЗ группировки RADARSAT

12 июня 2019 г. с космодрома военно-воздушной базы Ванденберг (округ Санта-Барбара, штат Калифорния) со стартового комплекса Space Launch Complex 4-East (SLC 4E) был произведен успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9 Block 5 компании SpaceX. Первая ступень этой ракеты 2 марта использовалась для запуска на орбиту корабля Crew Dragon. После повторного использования первая ступень успешно приземлилась на посадочной зоне LZ-4 (Landing Zone 4), в очередной раз доказав надежность системы повторного использования отдельных частей ракеты-носителя Falcon 9.

Falcon 9 Block 5 вывела на орбиту три спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), принадлежащих Канадскому космическому агентству CSA (Canadian Space Agency). Эти аппараты войдут в состав группировки RADARSAT Constellation.

RADARSAT Constellation продолжит работу, выполняемую в настоящее время спутником RADARSAT-2, запущенным в 2007 г. Основными пользователями данных, получаемых со спутников, будут министерство национальной обороны Канады и другие правительственные агентства.

Группировка состоит из трех идентичных космических аппаратов, использующих радар с синтезированной апертурой. Кроме того, на спутниках будет размещено оборудование AIS (Automatic Identification System) для мониторинга морского транспорта.

Основными задачами спутниковой группировки RADARSAT Constellation являются:

  • наблюдение водных ресурсов;
  • предупреждение и помощь в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • мониторинг экосистемы.

Работы по созданию спутников ДЗЗ начались еще в 2005 г. В 2006 г. канадская корпорация MDA (MacDonald, Dettwiler and Associates) была выбрана для создания концептуального дизайна космических аппаратов. В январе 2013 г. был подписан контракт между Канадским космическим агентством CSA и корпорацией MDA на сумму 706 млн канадских долларов (около 692 млн долл. США) для разработки и создания трех спутников. До этого компания уже получила 269 млн канадских долларов за проведение предварительных работ.

Размер спутников: 3,6 × 1,1 × 1,7 м; масса каждого аппарата – 1430 кг. Ширина основной антенны – 6,98 м. Ожидаемый срок службы спутника – не менее семи лет. Аппараты будут располагаться в одной орбитальной плоскости, на орбите высотой около 600 км с наклонением 97,7° и периодом обращения около 96 минут.

Американский телевещатель и европейский связной

Европейский спутник связи Eutelsat 7C

20 июня 2019 г. с космодрома Гвианского космического центра, расположенного на побережье Атлантического океана между городами Куру и Синнамари, со стартового комплекса ELA 3 (Ariane Launch Complex No.3) был произведен запуск под номером Flight VA248. Это второй успешный старт ракеты-носителя Ariane 5 в текущем году.

Отметим, что это был уже 104-й старт ракеты Ariane 5 и 310-й старт носителей, разработанных концерном Arianespace. На сей раз на геосинхронную орбиту были выведены два спутника: T-16, принадлежащий американскому оператору DirecTV Group, – это крупнейшая компания прямого телерадиовещания в США, штаб-квартира которой располагается в Эль-Сегундо, штат Калифорния; Eutelsat 7C – аппарат европейского спутникового оператора Eutelsat S.A. Общая масса полезной нагрузки – 10 594 кг.

Американский спутник T-16 относится к аппаратам сверхтяжелого класса – его масса составляет 6330 кг. Спутник был построен европейской корпорацией Airbus Defence and Space на платформе Eurostar-3000 LX. Аппарат оснащен транспондерами диапазонов Ku и Ka. T-16 оборудован гибридной двигательной установкой: химическая тяга используется для поднятия орбиты, электрическая – для поддержания станции. Ожидаемый срок службы спутника – 15 лет.

Спутник T-16, будучи высокоманевренным аппаратом, способен работать в позиции пяти орбитальных слотов – от 99° до 119° з. д. Благодаря таким параметрам он сможет покрывать телевизионным сигналом огромную территорию, включающую в себя Пуэрто-Рико в Атлантическом океане, континентальную территорию США, штат Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.

Европейский спутник Eutelsat 7C построен американской корпорацией Maxar Technologies Inc. на платформе 1300-140” All-Electric, которая, в свою очередь, является дальнейшим развитием хорошо себя зарекомендовавшей платформы SSL 1300. Масса спутника составляет 3400 кг, аппарат оснащен электрическим двигателем. На Eutelsat 7C установлены 44 транспондера диапазона Ku. Ожидаемый срок службы спутника – 15 лет.

Eutelsat 7C будет размещен в орбитальной позиции 7° в. д., что даст ему возможность покрывать территорию Африки, Европы, Ближнего Востока и Турции. Значительно увеличив пропускную способность в странах Африки к югу от пустыни Сахара, Eutelsat 7C обеспечит ресурс для нескольких сотен дополнительных цифровых каналов для поддержки быстрорастущего телевизионного рынка региона.

Этот старт ракеты-носителя Ariane 5 под номером Flight VA248 дает нам возможность вновь вернуться к разговору о международной кооперации в отрасли спутниковой связи. Действительно, дубль Arianespace весьма показателен: европейский спутник связи Eutelsat 7C был разработан и построен американской корпорацией Maxar Technologies Inc., в то время как создание своего сверхтяжелого спутника T-16 американский оператор DirecTV Group (подразделение AT&T) доверил европейскому концерну с французскими корнями – Airbus Defence and Space.

Как видим, в космической сфере и американцы, и европейцы прекрасно понимают, что в таком бизнесе главным является эффективность, и если по каким-либо причинам выгоднее доверить спутник зарубежным коллегам, то это делается без колебаний и причитаний о «защите отечественного производителя».

Северный ковш

Китайский навигационный спутник BeiDou-3I2

24 июня в Китае был произведен успешный запуск кареты-носителя «Чанчжэн» 3B/G2, который вывел на геосинхронную орбиту с наклонением 55° навигационный спутник Beidou-3I2Q (IGSO-2). Запущенный 24 июня навигационный спутник Beidou-3I2Q – это аппарат третьего поколения, который создан на базе китайской космической платформы DFH-3B, его стартовая масса составляет 4600 кг.

Полезная нагрузка спутника составляет 450 кг, мощность – до 4000 Вт. Аппарат оснащен фазированной антенной решеткой, лазерным ретрорефлектором и антеннами диапазонов S, L и C. Размеры космического корабля составляют 2,25 × 1 × 1,22 м.

Китайское правительство разработало BeiDou («Северный Ковш» – китайское название созвездия «Большая Медведица») в качестве независимого аналога глобальной системы позиционирования США. Наряду с американской системой GPS, российской ГЛОНАСС и европейской Galileo, BeiDou должна достигнуть глобального охвата в 2020 г. Первые спутники Beidou были запущены еще в 2000 г., за последующие 18 лет Китай запустил на орбиту обновленные версии космических аппаратов. С запуском КА BeiDou-3 M13 и BeiDou-3 M14 на орбите теперь находятся 14 навигационных спутников, принадлежащих к третьему поколению китайской системы.

К концу 2018 г. в группировке BeiDou оказалось достаточно спутников третьего поколения для обеспечения позиционирования по странам, которые являются частью  инициативы «Пояс и дорога» (Belt and Road Initiative – BRI).

При полном развертывании системы BeiDou-3 она будет состоять из 35 спутников. Из них 27 космических аппаратов будут находиться на средней орбите высотой 21 700 км. Еще восемь дополнительных спутников составят вспомогательную навигационную группировку Beidou на геостационарной орбите (высота около 36 000 км), в том числе: пять спутников будут находиться над экватором, а три располагаться на наклонных орбитах – между 550 северной и южной широты.

Все 27 спутников BeiDou-3 М выполнены на базе новой, более компактной, космической платформы с использованием некоторых деталей DFH-3B. Размеры спутника в сложенном состоянии составляют 2,25 × 1 × 1,22 м, стартовая масса – 1014 кг.

Пять геостационарных спутников BeiDou-3 G будут располагаться на орбитальных позициях 58,5°, 80°, 110,5°, 140° и 160° в. д. – их планируется запускать по мере окончания срока службы уже действующих аппаратов второго поколения. Эти спутники созданы на базе китайской космической платформы DFH-3B, стартовая масса составляет около 4600 кг.

Три спутника BeiDou-3 I, которые будут располагаться на геосинхронной орбите (ГСО) с наклонением 55°, созданы на основе той же платформы, но с более низкой мощностью.

Несколько дополнительных навигационных спутников BeiDou, как ожидается, составят орбитальный резерв.

«Сокол» вывел на орбиту 24 спутника

Старт ракеты-носителя Falcon Heavy

25 июня со стартовой площадки LC-39A (Launch Complex 39A) Космического центра Кеннеди (остров Мерритт в округе Бревард, штат Флорида, США) был произведен успешный запуск ракеты-носителя сверхтяжелого класса Falcon Heavy от компании SpaceX, которая вывела на орбиту 24 исследовательских спутника.

Ранее миссия STP-2 переносилась многократно: изначально старт планировался на октябрь 2016 г., затем на 2017 г., но и после этого он несколько раз отодвигался. Ракете-носителю необходимо было вывести зонды на три разные орбиты. В последний момент запуск опять был отложен на три часа – причины переноса не назывались.

Ракета-носитель Falcon Heavy совершила миссию под названием STP-2 (Space Test Program 2) для военно-воздушных сил США. В полезной нагрузке самой мощной из имеющихся на сегодня ракет-носителей – 24 экспериментальных исследовательских спутника, в том числе принадлежащие ВВС США, NASA, частным компаниям, а также иностранным клиентам и университетам.

В полезную нагрузку входит кластер COSMIC-2, состоящий из шести спутников массой 277,8 кг каждый. Основная роль спутниковой группировки COSMIC-2 заключается в предоставлении данных радиопокрытия со средней задержкой 45 минут. Шесть спутников были размещены на орбите с наклонением от 24о до 28,5о с шестью отдельными орбитальными плоскостями с расстоянием 60о между ними. Стек полезной нагрузки был интегрирован с помощью адаптера ESPA (EELV Secondary Payload Adapter). Два кольца ESPA Grande использовались для установки шести спутников COSMIC-2 под верхним обтекателем полезной нагрузки, на котором были размещены модули полезной нагрузки DSX и авионика.

Полезная нагрузка миссии STP-2 включает в себя ряд кубсатов (микро-спутников): E-TBEx, PSAT, TEPCE, Oculus-ASR, Prox-1, GPIM и 15 аппаратов ELaNa.

Falcon Heavy также отправил в космос атомные часы DSAC (Deep Space Atomic Clock) – это миниатюрные сверхточные ртутно-ионные атомные часы, предназначенные для точной радионавигации в глубоком космосе. Часы DSAC на несколько порядков более стабильны, чем существующие навигационные часы (ограничение дрейфа не более 1 наносекунды за десять дней). Как ожидается, часы DSAC будут иметь ошибку не более 1 микросекунды за десять лет работы. Это повысит точность навигации в дальнем космосе и позволит более эффективно использовать сети слежения. Данный проект осуществляется Лабораторией реактивного движения НАСА.

 

Использованные источники

China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC)

http://english.spacechina.com/

SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation)

http://www.spacex.com/

Canadian Space Agency (CSA)

http://www.asc-csa.gc.ca/

Arianespace SA

Mission to Success

DirecTV Group, Inc.

https://www.directv.com/

Eutelsat S.A.

https://www.eutelsat.com/en/home.html

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку