«Красно-белый»
Многими крупными игроками Юго-Восточная Азия на мировом рынке спутниковой связи признается одним из самых перспективных рынков ближайших десятилетий. В самом деле, здесь проживает большая часть населения планеты и сосредоточены достаточно крупные быстроразвивающиеся государства, нуждающиеся в современных системах связи. К тому же эта территория изобилует огромными островными архипелагами. В конечном счете именно Юго-Восточная Азия является сейчас сердцем нового мирового экономического «чуда» – Тихоокеанского пояса, включающего в себя помимо молодых «драконов» также и таких индустриальных гигантов, как США и Китай.
Интересно отметить, что в последнее время совершенно ясно обозначилось стремление развивающихся стран этого азиатского региона выстраивать собственную космическую инфраструктуру: их больше не устраивает участие в качестве пользователей глобальных провайдеров – они хотят иметь на орбите свои мощные спутники связи. Так, в мае этого года с помощью американской ракеты-носителя Falcon 9 на геостационарную орбиту был выведен спутник Bangabandhu-1 (BD-1), принадлежащий комиссии BTRC (Bangladesh Telecommunication Regulatory Commission) Республики Бангладеш. А 6 августа компания SpaceX произвела успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9 Block 5 со стартовой площадки SLC-40 Космического центра Кеннеди (Kennedy Space Center), которая вывела на геопереходную орбиту спутник связи Merah Putih (ранее он был известен как Telkom 4), принадлежащий Telkom Indonesia. В переводе с индонезийского Merah Putih означает «Красно-белый» – это цвета национального флага Индонезии.
Разумеется, у Индонезии, как и у той же Бангладеш, нет собственных производственных мощностей для создания сложной космической техники, поэтому Merah Putih был для нее построен американской компанией Space Systems/Loral, LLC (SSL). Спутник оснащен 60 транспондерами диапазона C – он будет размещен в орбитальной позиции 108° в. д. и сможет предоставлять телекоммуникационные услуги на территории Индии (на нее будут направлены 24 луча) и Индонезии (36 лучей). Как и Bangabandhu-1, спутник связи Merah Putih создан на современной платформе SSL-1300. Как ожидается, этот индонезийский аппарат прослужит около 15 лет (стандартный срок для современных спутников связи). Merah Putih, обошедшийся Индонезии в 200 млн долл., заменит устаревший космический аппарат Telkom 1.
Из неофициальных источников стало известно, что с подготовкой спутника к запуску не все было так гладко: утверждается, что в сборочных цехах компании SpaceX произошел неприятный инцидент, однако даже он не повлиял на решимость властей Индонезии использовать ракету Falcon 9 для запуска.
Индонезийский архипелаг насчитывает 17 тыс. сравнительно крупных островов, на которых проживает около 270 млн человек. Конечно, крупные острова соединены с помощью подводных кабелей, но понятно, что обеспечить таким образом связью все населенные острова невозможно, так что без помощи спутниковых систем Индонезия не может решить свою проблему цифрового неравенства.
На низкой орбите
12 января текущего года канадский спутниковый оператор Telesat вывел с помощью индийской ракеты носителя Polar Satellite Launch Vehicle (PSLV) на полярную орбиту первый демонстрационный спутник Phase One для Интернета и высокоскоростной связи, построенный в Англии компанией Surrey Satellite Technology Ltd. (SSTL). Данный аппарат стал первым спутником проекта Telesat LEO. Отметим также, что спутник не был первым в точном значении этого слова: более ранний аппарат, который построила американская компания Space Systems Loral (SSL) в содружестве с Лабораторией космических полетов Университета Торонто (Канада), разбился при старте 28 ноября 2017 г. на космодроме «Восточный» в России.
Мы решили вернуться к этому проекту, поскольку похоже, что дело тут сдвинулось с мертвой точки и Telesat LEO теперь имеет неплохие шансы быть реализованным на практике в полном объеме. До сих пор оператор Telesat испытывал довольно большую неопределенность в технологических партнерах проекта, и вот в августе стало известно, что канадской компании удалось организовать консорциум, в который вошли Thales Group (67%), Leonardo (33%) и Maxar Technologies (включает в себя MDA, SSL, а также DigitalGlobe и Radiant Solutions), который и займется дизайном, разработкой и созданием группировки Telesat LEO.
В настоящее время оператор Telesat в рамках подготовки к созданию своей группировки привлекает множество партнеров к тестированию нового демонстрационного спутника. В числе этих партнеров стоит особо отметить поставщика услуг связи на море OmniAccess и оператора австралийской группировки Optus. Отдельного упоминания заслуживает и компания Global Eagle, которая заявила, что на спутнике Telesat Phase One она будет тестировать недавно разработанную антенну Ka-диапазона. Оператор Telesat и компания Global Eagle проведут проверку связи, предназначенной для авиационных и морских пользователей. Global Eagle также поможет разработать для спутниковой группировки пользовательские терминалы, предложения по услугам и планы маркетинга. Генеральный директор Global Eagle Джош Маркс во время ежеквартального общения с акционерами заявил: «Мы будем сотрудничать с Telesat как по технологической, так и по коммерческой модели их новой платформы LEO». Однако Global Eagle и Telesat пока так не сообщили, будет ли в результате сотрудничества Global Eagle арендовать емкость Telesat LEO.
Почему канадский проект оказался столь привлекательным? Дело в том, что канадские разработчики предложили относительно недорогое техническое решение – небольшую гибридную группировку: одна часть спутников связи будет находиться на полярной орбите на высоте 1000 км, другая часть – на наклонной (160 километров) орбите под углом 40º. Всего в состав спутниковой группировки войдут 117 аппаратов. Такое расположение позволит группировке Telesat LEO накрыть удаленные районы Арктики и сделать покрытие сплошным, что невозможно сейчас. В зону покрытия попадет 80% возможных клиентов канадского оператора.
Преимуществом канадской спутниковой системы являются высокие скорости передачи данных при низких затратах, недостатком – использование разных типов спутников и дорогостоящего оборудования для корректировки их маршрутов. Уже известно о решении правительства Канады потратить на финансирование проекта (доступ в Интернет в сельской местности) в течение 5 лет 100 млн канадских долларов.
Повелитель ветров
22 августа 2018 г. с космодрома Гвианского космического центра, расположенного на побережье Атлантического океана между городами Куру и Синнамари, был произведен запуск под номером Flight VV12.
Это уже пятый успешный запуск концерна Arianespace в этом году и 12-й по счету запуск легкой ракеты-носителя «Вега», первый старт которой состоялся в 2012 г. Изначально проект ракеты «Вега» разрабатывался с начала 1990-х годов Итальянским космическим агентством ASI (Agenzia Spaziale Italiana) как замена легкой ракеты-носителя «Скаут» производства NASA. 27–28 ноября 2000 г. проект «Вега» был принят в программу ракеты-носителя «Ариан». Италия является ведущим разработчиком проекта и отвечает за 65% бюджета, другие страны-участники: Франция (15%), Испания (6%), Бельгия (5,63%), Нидерланды (3,5%), Швейцария (1,34%) и Швеция (0,8%).
«Вега» вывела на солнечно-синхронную орбиту (геоцентрическая орбита с такими параметрами, что объект, находящийся на ней, проходит над любой точкой земной поверхности приблизительно в одно и то же местное солнечное время, так что угол освещения земной поверхности является приблизительно одинаковым на всех проходах спутника) на высоту 320 км спутник дистанционного зондирования Земли Aeolus. Этот аппарат был построен французским концерном Airbus Defence and Space в рамках программы ADM-Aeolus (Atmospheric Dynamics Mission Aeolus – миссия по изучению динамики атмосферы «Эол»). Aeolus является первым спутником, способным проводить глобальные наблюдения за ветрами от поверхности Земли до 30 км (стратосферы), что позволяет получать информацию, важную для предсказания погоды. Спутник назван в честь древнегреческого бога Эола – повелителя ветров.
Космический аппарат Aeolus был построен на платформе Mars Express: масса спутника составляет 1357 кг; размеры – 4 м × 4,35 м × 1,6 м. Три месяца отводится на ввод этого спутника в эксплуатацию, как ожидается, Aeolus прослужит всего около трех лет.
В отличие от большинства мультифункциональных современных аппаратов спутник ESA Aeolus оснащен всего одним прибором – доплеровским ветровым лидаром под названием ALADIN (Atmospheric LAser Doppler INstrument). Это усовершенствованная лазерная система, предназначенная для своевременного и наиболее точного измерения глобальных аэродинамических профилей из космоса. ALADIN состоит из трех основных элементов: передатчика, комбинированного приемника обратного рассеяния и телескопа Кассегрена диаметром 1,5 м.
Разработчики ALADIN столкнулись с большими проблемами: ультрафиолетовый лазер вызывал повреждение оптических поверхностей в вакууме. Ученые ESA обратились к NASA за поддержкой, однако американцы располагали минимальным опытом работы с лидаром такого дизайна. ESA попросило компанию Airbus выполнить дополнительные полномасштабные тесты в вакууме для завершения разработки дизайна инструмента.
Спутник Aeolus будет исследовать атмосферу с помощью ультрафиолетовых лазерных импульсов, что улучшит понимание тропической динамики и процессов, связанных с изменчивостью климата. Таким образом, эта миссия должна предоставить климатологам столь необходимые данные для улучшения качества прогнозирования погоды, она также будет способствовать долгосрочным исследованиям климата.
Использованные источники
SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation)
http://www.spacex.com/
BTRC (Bangladesh Telecommunication Regulatory Commission)
http://www.btrc.gov.bd/
Telesat
Arianespace SA
Европейское космическое агентство
https://www.esa.int/ESA