По мере развития технологий, в частности IP-телефонии, небольшим компаниям становятся доступны модульные коммуникационные решения с возможностью масштабирования, в которых аккумулированы все инструменты для организации связи и передачи данных. Воспользоваться преимуществами этих решений, по функционалу не уступающих решениям для крупных компаний, могут малые и средние предприятия, занятые в разных сферах деятельности, причем независимо от численности работников, количества подразделений или удаленных филиалов.
На традиционно консервативном рынке корпоративной связи в последние годы происходят значительные перемены, обусловленные появлением облачных технологий. По данным компании Parallels, в прошлом году объем рынка облачных сервисов в нашей стране составил 633 млн долл., а уже в 2016 г. увеличится до 1,7 млрд долл. Компания J’son & Partners Consulting также прогнозирует рост этого рынка с 19,9 млрд руб. в текущем году до 25 млрд руб. в следующем.
Примечательно, что перемены, связанные с продвижением облачных сервисов, открывают новые возможности для развития бизнеса именно в сегменте малых и средних предприятий. Доступность, простота и гибкость внедрения решений в области связи и коммуникаций, удобство пользования инструментами для совместной работы, удовлетворение ключевых бизнес-потребностей – основные преимущества для сегмента СМБ новых технологических решений по сравнению с традиционными.
Возможности облачных сервисов
Если еще лет пять назад телефонизировать небольшое помещение, необходимое для открытия бизнеса, без инвестиций в дорогостоящее оборудование было невозможно, то в настоящее время больших затрат на эти цели не потребуется. А в случае переезда офиса в новое помещение сохраняется телефонный номер, значит, не придется выделять средства на обновление рекламных и информационных материалов. С появлением облачных решений отпадает и необходимость нанимать в штат сотрудников, отвечающих за обслуживание коммуникационных систем.
Для небольших предприятий, как известно, характерны высокая степень риска при реализации бизнес-идей и проектов в сфере малого бизнеса, отсутствие свободных денежных средств. Это сдерживает инвестиции в расширение перечня предлагаемых сервисов или территории, на которой они оказываются. Бизнес-коммуникации на базе облачных сервисов снижают остроту данной проблемы, обеспечивают возможность подключения дополнительных услуг связи в течение нескольких минут с оплатой их по факту использования.
Потребности бизнеса в коммуникациях зачастую связаны с сезонным спросом на услуги и товары. При наличии доступа к облачным сервисам предпринимателю не составит труда создать дополнительные рабочие места в действующем офисе, телефонизировать новый или, наоборот, столь же оперативно уменьшить количество рабочих мест.
Функционал виртуальных АТС почти не уступает возможностям стационарных, а в комбинации с другими сервисами, например, такими как облачный колл-центр, даже превосходит их. Подобные сервисы позволяют в числе прочего получать точные статистические данные, которые имеют большое значение для управления и планирования деятельности предприятия, – количество звонков, продолжительность разговоров, время ожидания ответа и т. д. Анализ подобных данных позволяет контролировать работу сотрудников, отвечающих за обслуживание клиентов, и выстраивать в компании бизнес-процессы.
Поскольку предприятию важно получить полный набор услуг телефонной связи, в том числе многоканальные городские телефонные номера и в коде 8-800, интернет-доступ, позволяющий пользоваться SIP-телефонами в сочетании с виртуальной облачной АТС, такую возможность телефонизации из одного источника обеспечивают сегодня и операторы, и провайдеры. Правда, уровень предоставляемых сервисов в сфере бизнес-телефонии различается. Как показывает практика, чем крупнее компания-оператор, тем более унифицированные стандартные решения она предлагает, например, по таким направлениям, как интернет-подключение, сетевое соединение, облачное хранилище, защита данных, сотовая связь, локальная сеть.
При этом разработчики стандартных бизнес-приложений проектируют их в расчете на внедрение силами сотрудников предприятия-заказчика, не имеющих профильного образования, поэтому большое внимание уделяется подробным информационным материалам с пошаговыми пояснениями, как объединять удаленные офисы в сеть с короткой нумерацией, выбирать многоканальные телефонные номера, наиболее выгодные тарифы и многое другое. Актуальные с учетом специфики бизнеса услуги зачастую можно опробовать в течение бесплатного тестового периода. Ведущие игроки на рынке связи и коммуникаций – компании Avaya, Cisco, Panasonic, «Ростелеком», МТТ и ряд других. Все они предлагают и облачные сервисы, и решения, которые можно быстро развернуть, не пользуясь услугами высококвалифицированных специалистов в сфере сетевого доступа, виртуальных сетей, интернет-связи, интернет-телефонии.
Проблемы внедрения цифровой связи
Несмотря на очевидный потенциал и высокие темпы роста, облачные сервисы занимают в структуре российского рынка ИТ-услуг пока около 10%. Сказываются инерция мышления заказчиков, высокий уровень недоверия к облачным сервисам, незнание их преимуществ, несовершенство нормативной базы, неотлаженные бизнес-процессы продвижения услуг виртуальных частных сетей операторами и провайдерами.
Консервативно настроенные руководители предприятий по-прежнему отдают предпочтение собственному узлу связи, особую ценность для них представляют надежность и, по их мнению, более широкий функционал телефонной станции, возможность интеграции телефонии с бизнес-процессами. Кроме того, в настоящее время интерес к облачным решениям сопровождается настороженностью. Нестабильная политическая ситуация, обмен санкциями и, как следствие, экономическая неопределенность не способствуют популярности облачных сервисов, предлагаемых на базе зарубежных ЦОД.
Вместе с тем, согласно некоторым исследованиям, цифровые АТС, не совместимые с IP, уже практически не выпускаются, в то время как АТС, предназначенные для работы исключительно в IP-формате, – достаточно частое явление. Один из примеров универсального коммуникационного решения, совмещающего функционал традиционной телефонной системы с преимуществами IP-телефонии, – АТС Avaya IP Office. Поскольку сегодня сотрудники малых предприятий не обязательно находятся в офисе и вполне мобильны, при определении функционала данной мини-АТС специалисты Avaya исходили из того, что необходимо обеспечить возможность повышения производительности труда независимо от специфики условий работы и от характера бизнеса в целом, его размера и структуры компании. Заказчик может выбрать базовый телефон или аппарат с широким функционалом, с помощью Avaya IP Office в качестве устройства для телефонной связи можно использовать планшет или ноутбук, а минимальный функционал АТС базовой комплектации легко наращивать по мере повышения требований и возможностей бизнеса.
Хороший способ снизить расходы на услуги связи с сотрудниками, которые работают в удаленном режиме, предоставляет возможность проведения конференции. На базе этой же АТС можно построить контакт-центр нужного размера. Партнеры компании «КомпТек» – крупнейшего в России дистрибьютора по направлению Avaya в России – создают на базе оборудования вендора центры обслуживания вызовов, которые экономичны и отвечают потребностям небольших предприятий.
Вместо заключения
Итак, развитие сети Интернет, технологические изменения на рынке привели к тому, что сначала за рубежом, а начиная с прошлого года и в России, наблюдается пока не слишком заметная в цифрах, но устойчивая тенденция падения спроса на традиционные аппаратные АТС и повышения спроса на виртуальные, в частности виртуальные номера. Уже сегодня поставщики специализированных решений, имеющие развитые партнерские сети на российском рынке, предлагают комбинированные портфели услуг, сочетающие в себе возможности унифицированных коммуникаций, видеоконференцсвязи и центров обработки вызовов, различные варианты создания и модернизации инфраструктуры, повышения производительности труда работников и улучшения бизнес-процессов.
Комплексные решения, реализуемые на условиях оплаты фактически используемых ресурсов, дают возможность компаниям малого и среднего бизнеса оперативно реагировать на запросы клиентов, оптимизировать операционные расходы и повышать качество обслуживания.