Отечественная телекоммуникационная отрасль за последние десять лет выросла более чем в шесть раз, приблизившись к цифре в 1700 млрд руб. Это позволило рынку связи сохранить статус экономически привлекательного бизнеса. Однако темпы роста отрасли стали снижаться в конце 2014 – начале 2015 г., что можно объяснить насыщением рынка и экономическим кризисом. Проникновение сотовой связи в России составляет более 160%, услуг широкополосного доступа в Интернет, как и услуг платного ТВ, достигло 50%, в мегаполисах этот показатель значительно выше.
Текущая ситуация
Свыше 80% телекоммуникационного рынка России составляет «большая четверка» – «Ростелеком», МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон», оказывающие услуги во всех сегментах отрасли связи.
Компания | Преимущественная бизнес-модель | Выручка в России в 2014 г., тыс. руб. |
МТС | Сотовая связь | 374 895 000 |
«Ростелеком» | Проводная связь | 310 900 000 |
«МегаФон» | Сотовая связь | 310 820 000 |
«ВымпелКом» | Сотовая связь | 281 898 000 |
Таблица. Выручка операторов «большой четверки» в России в 2014 г.
Источник: cnews.ru
В условиях насыщения рынка основными источниками роста становятся привлечение абонентов конкурентов, строительство сетей в городах с низкой конкуренцией, а также развитие ИКТ-услуг и пакетных сервисов. На первый план также выходят проекты, связанные с оптимизацией деятельности операторов. Например, возможна оптимизация затрат путем покупки или строительства собственных ЦОД, в которых консолидируется все оборудование. Таким образом сокращаются расходы на содержание и обслуживание локальных ЦОД, а также большого штата сотрудников. Компании «большой четверки» для строительства могут выбрать оптимальный, на их взгляд, регион России, как с географической точки зрения, так и с экономической. Для «МегаФона» им стала Самара, для «ВымпелКома» – Ярославль, «Ростелеком» помимо строительства собственных ЦОД в макрорегионах выкупил 50,01% акций крупнейшей компании на рынке центров обработки данных – «Центр хранения данных», работающей под брендом SafeData МТС предпочел строить одну из последних площадок в российской столице.
Корпоративный ЦОД компании «МегаФон», г. Самара
В октябре 2010 г. «МегаФон» открыл в Самаре корпоративный ЦОД, официально сертифицированный Uptime Institute по уровню Tier III. Общая площадь территории составляет почти 7 тыс. м², в здании разместилось шесть гермозон более чем на 700 стойко-мест, общая мощность ЦОД – 8 МВт. В этом же здании находится центр эксплуатации и мониторинга магистральной сети «МегаФон».
Корпоративный ЦОД «ВымпелКом», г. Ярославль
В начале 2015 г. «ВымпелКом» запустил в эксплуатацию собственный мегаЦОД в г. Ярославле. Площадь территории составляет 7 га, в зданиях общей площадью 30 тыс. м² будут размещены шесть независимых модульных ЦОД (пока установлен только один). Центр сертифицирован Uptime Institute по уровню Tier III.
Дата-центр SafeData, долей в котором владеет «Ростелеком», г. Москва
Дата-центр «Москва-II» введен в эксплуатацию в 2014 г. Общая площадь помещений составляет 3,5 тыс. м². В серверных помещениях общей площадью в 1,8 тыс. м² располагаются 900 телекоммуникационных шкафов, общая мощность дата-центра – 10 МВт.
Корпоративный дата-центр «МТС», г. Москва
Оператор связи «Мобильные телесистемы» весной 2014 г. открыл в Москве собственный центр обработки данных. Увы, компания не раскрывает информацию об этом проекте, однако некоторые участники рынка утверждают, что площадь ЦОД составляет 1,5 тыс. м², на которых разместили 280 серверных шкафов.
Планы на будущее
«Большая четверка» продолжит внедрение и развитие сетей LTE в России. На базе собственных ЦОД будут развиваться облачные услуги, такие как виртуальный ЦОД, виртуальный офис, видеонаблюдение с хранением в облаке. На базе канальной инфраструктуры продолжат развитие услуги защиты от DDoS, видеоконференции, VoIP и облачные АТС.
Вступление в силу новой редакции Закона № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому данные россиян должны размещаться на территории России, сыграло на руку всем игрокам телекоммуникационного рынка, позволив привлечь крупных клиентов в лице транснациональных корпораций, например Google, Apple, Booking, Alibaba и пр. Концепция перевода государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных рассчитана в первую очередь на привлечение мощностей «Ростелекома».
В целом проекты в области развития телекоммуникационного сектора являются значимыми для каждого государства. Помимо прямого экономического эффекта от внедрения новых технологий реализация телекоммуникационных проектов влияет на международный статус и престиж страны, усиливая ее позиции в рейтингах по уровню развития ИТ. Активная поддержка телекоммуникационного сектора государством, в частности Министерством связи и массовых коммуникаций, призвана создать благоприятные условия для совместной работы правительственных органов, операторов связи и частных инвесторов, а также стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры, что в итоге должно привести к оказанию пользователям услуг международного уровня.
Рынок коммерческих ЦОД
Десять основных игроков коммерческих ЦОД занимают примерно 50% рынка услуг аренды вычислительных мощностей России. При этом все игроки имеют хотя бы один ЦОД на территории Москвы или Московской области.
Одной из тенденций последних лет на рынке коммерческих ЦОД стал модульный подход к строительству, постепенно замещающий привычные монолитные конструкции. Преимущества модулей заключаются в их мобильности (при сохранении всех данных), энергоэффективности, экономичности, простоте эксплуатации, высокой скорости ввода в эксплуатацию и возврата инвестиций.
Основные игроки на рынке коммерческих ЦОД по количеству стойко-мест
Компания | Количество стойко-мест |
DataLine | 3199 |
DataPro | 3000 |
ММТС-9 | 1449 |
Сеть ЦОД «Селектел» | 1346 |
«ТрастИнфо» | 1200 |
«ДатаСпейс» | 1000 |
КРОК | 1000 |
Источник: ТК «Миран».
Рынок коммерческих ЦОД в России постоянно развивается. В течение последнего года основными драйверами роста стали перенос персональных данных россиян на отечественные площадки и планомерное увеличение количества клиентов. Однако избыток площадей заставляет коммерческие ЦОД конкурировать друг с другом, в частности за счет снижения стоимости услуг, что негативно сказывается на маржинальности проектов.
Основными потребителями услуг ЦОД по-прежнему являются хостинговые компании, организации, работающие в сфере ИТ, финансов (банки, платежные системы), а также контент-операторы и корпоративный сектор. По словам Федора Русакова, руководителя отдела маркетинга и рекламы телекоммуникационной компании «Миран», с начала года изменения уровня спроса не произошло. При этом заметно всеобщее стремление к сокращению расходов.
Главной тенденцией 2015 г. на рынке ЦОД стало значительное увеличение расходов на эксплуатацию. С начала года тарифы на электроэнергию для коммерческих организаций выросли примерно на 35%. Кроме того, вследствие отсутствия импортозамещения в отрасли затраты на модернизацию, закупку запчастей, новое строительство увеличились в 2–2,5 раза, что обусловило необходимость корректировки цен некоторыми поставщиками услуг ЦОД (по разным оценкам, от 0 до 18%). В ближайшее время существенного увеличения стоимости услуг ЦОД ожидать не стоит, однако локальные корректировки возможны.
Последствия кризисной ситуации могут отразиться на рынке в ближайшее время: когда заполнятся все пустующие стойки, закупленные по старым ценам, возникнет необходимость в закупке импортного оборудования. В итоге стоимость услуг ЦОД может увеличиться чуть ли не на 100%. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сейчас свободно около 50% стойко-мест. Впрочем, к тому времени образовавшуюся нишу могут заполнить альтернативные поставщики оборудования, активность которых в последнее время значительно возросла.