Новая трудовая реальность

....требует цифровой донастройки законодательства

Столичные законотворцы внесли в Госдуму законопроект о трудовых договорах, предусматривающий возможность частичного или полного перехода на удаленную работу. Предлагается закрепить в Трудовом кодексе РФ норму, определяющую в качестве одного из дополнительных условий трудового договора возможность временного или частичного выполнения сотрудником работы дистанционно. При наличии удаленки указывать следует также режим рабочего дня и средства связи работника и работодателя. Договор будет определять «порядок обеспечения работника оборудованием и инструментами, технической документацией и другими предметами», которые нужны для дистанционной работы.

На минувшей неделе этот вопрос обсуждался в Кремле на совещании, посвященном состоянию рынка труда. Глава государства поручил «донастроить» трудовое законодательство с учетом опыта использования цифровых технологий последних месяцев, прежде всего, речь шла об электронном обороте трудовых документов и переходе сотрудников на удаленную работу.

Владимир Путин дал указания Кабинету министров подготовить изменения в действующее трудовое законодательство об использовании цифровых технологий при трудоустройстве. Поправки касаются развития платформ для системы занятости, введения цифрового оборота документов и механизмов регулирования режимов удаленной занятости. «Поручаю отдельно дать предложения по донастройке самого трудового законодательства, в том числе с учетом опыта последних месяцев, имея в виду использование цифровых технологий при оформлении трудовых отношений», – отметил в ходе совещания глава государства.

Похоже, что к цифровой донастройке трудового законодательства приступили в ускоренном режиме. Принятие изменений рассматривается как важное звено общенационального плана действий по восстановлению экономики и борьбы с безработицей. Справедливости ради стоит отметить, что еще до известных эпидемиологических событий цифровизация трудовых отношений в любой сфере деятельности расценивалась как часть программы «Цифровая экономика». К числу ее проектов относятся введение электронных трудовых книжек, внедрение электронного документооборота и т. д.

На совещании в Кремле говорилось, что удаленный формат работы востребован и гражданами, и бизнесом. Кроме того, по словам Президента РФ, экономика будущего, построенная на «цифре», в значительной степени будет носить распределенный, сетевой характер, когда многие будут работать дистанционно, в том числе на дому.

Поправки в Трудовой кодекс, регламентирующие дистанционную работу, уже подготовлены депутатами, проходят экспертизу в общественных и профсоюзных организациях. В части защиты трудовых прав граждан предлагается, например, ограничить продолжительность дистанционного рабочего дня теми же восемью часами, как это предусмотрено сейчас при работе в офисе. Цифровой формат ведения документов распространяется на весь документооборот, включая «больничный». Отправление заказных писем с документами предлагается сохранить для отдельных случаев. К слову, положения, касающиеся цифрового документооборота, также планируется включить в текст трудового соглашения, которое ничего не мешает заключать в режиме онлайн. В договоре может оговариваться, какими устройствами пользуется сотрудник для выполнения своих обязанностей дистанционно (своими или работодателя).

Стоит отметить, что при выстраивании трудовых отношений в новой цифровой реальности придется согласовывать десятки деталей, что многие уже испытали на собственном опыте за последние два месяца. Например, в каких случаях работодатель может давать поручения через мессенджеры, иные средства связи, обязан ли работник реагировать на сообщения руководства вне рамок установленного трудовым договором рабочего графика? Подобные нюансы эксперты рекомендуют согласовывать до начала трудовых отношений.

На упомянутом совещании профильный министр, глава Минтруда, выступил с инициативой разрешить работодателям уже со следующего года вести электронный документооборот, исключив его бумажное дублирование. Предложение вписывается в процедуру ускоренной цифровизации кадрового делопроизводства. Наряду с этим важно пересмотреть подходы к организации работы центров занятости, реализовать системный подход к работе с информацией о занятости.

Очевидно, что для развития системы занятости предстоит активно внедрять цифровые технологии. На совещании шла речь о необходимости запуска соответствующей цифровой платформы, которая дает возможность прямого взаимодействия работников и работодателей. Чиновники попытались сформулировать некоторые требования к такому ресурсу. В частности, платформа должна предусматривать возможность оперативного и удобного оформления трудовых отношений, осуществления соответствующих расчетов, например, при условии выполнения временной работы, заключения срочного трудового договора. Для создания своего рода мобильной службы занятости стоит присмотреться к опыту применения технологий агрегаторами, предлагающими онлайн-сервисы.

Известно, что Министерство труда и социальной защиты приглашало работодателей поучаствовать в эксперименте по оформлению электронных трудовых документов. С 1 октября 2020 г. Минтруд на своем портале запускает новую подсистему для работодателей, позволяющую управлять электронными трудовыми документами через личный кабинет. Для проведения эксперимента было решено использовать возможности аналитического портала вакансий министерства «Работа в России». Работодателям не запрещается также применение собственных информационных систем. Законом «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» № 122-ФЗ от 24 апреля 2020 г. установлены сроки проведения этой акции: с 5 мая 2020 г. по 31 марта 2021 г.

Минтруд обязан обеспечить методическое сопровождение деятельности работодателей в процессе тестирования системы. По его итогам в Правительство должен быть направлен отчет о результатах эксперимента. Одновременно следует сформулировать предложения по изменениям законодательства. При необходимости Правительство может продлить сроки эксперимента. Средства на эти цели предусмотрены проектом «Цифровая экономика». Что касается средств, то обязательное оформление со следующего года на новых работников электронных трудовых книжек, как ожидается, уменьшит расходы бизнеса на содержание кадровых подразделений ни много ни мало в три раза, подсчитали в профильном министерстве.

Изменение эпидемиологической обстановки послужило триггером для цифровизации в трудовой сфере. И это закономерно. Кризисные тенденции в экономике заставляют вспомнить прежде всего об оптимизации. А в этом, собственно, и заключается смысл цифровизации. Внедрение цифровых технологий следует расценивать как способ снижения издержек, обусловленных арендой офисных помещений, не всегда оправданным содержанием инфраструктуры, которая задействуется для организации труда. Эта мировая тенденция в условиях пандемии набирает дополнительные обороты.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку