Ситуационные центры все чаще используются для поддержки принятия решений на всех уровнях государственной власти. О тенденциях развития инструментов принятия управленческих решений на уровне регионов мы решили задать несколько вопросов Адамовой Нине Михайловне, директору по развитию инфраструктурных и интеграционных систем АО «Концерн «Созвездие».
– Какие задачи может решать концерн «Созвездие» в проектах по построению ситуационных центров? Приведите примеры реализованных проектов.
– Ситуационный центр – это организационно-технологическая система поддержки управленческих решений на основе комплексного мониторинга и анализа оперативной информации во всех сферах деятельности органов государственной власти, моделирования, прогнозирования и планирования развития региона в мирное время и в особый период. При этом надо понимать, что решение задачи создания АСУ такого уровня требует от исполнителя полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности задач госуправления во всех сферах деятельности.
От того как будут развиваться инструменты информационно-аналитической системы и программно-технического комплекса СЦ напрямую зависит возможность использования его в повседневной деятельности и на особый период. Создание системы управления и координации мероприятий оборонного и мобилизационного характера, чрезвычайного положения, антитеррористической деятельности, территориальной и гражданской обороны, как элемента системы ситуационных центров Российской Федерации является одним из ключевых направлений Концерна.
28–29 августа 2019 г. на IX конференции «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов» мы представили типовое решение для автоматизация деятельности должностных лиц органов власти при подготовке экономики в особый период мобилизации и территориальной обороны субъекта РФ – программно-технический комплекс «Регион-2021 МПЭ». В основе ПТК «Регион-2021 МПЭ» такие унифицированные решения, как программная и интеграционная платформы с готовыми модулями аналитической поддержки работы должностных лиц мобилизационного управления, мониторинга мобилизационных заданий предприятий (организаций) субъекта Российской Федерации, автоматизированное формирование поставок сырья и продукции для нормированного снабжения населения на период военного времени, расчета подвоза материальных средств и др.
В августе 2019 г. в период подготовки и в ходе проведения комплексного мобилизационного учения под руководством губернатора Воронежской области и командующего войсками Западного военного округа в правительстве области была апробирована работа комплекса «Регион-2021 МПЭ», который подтвердил свою актуальность и значимость в информационной поддержке процессов управления. Мы готовы эффективно решать эту задачу с учетом имеющейся в концерне специализированной научно-технической школы, сформировавшейся за 60 лет, и имеющегося опыта работы на реальных объектах экономики Российской Федерации.
– Какие новые тенденции на российском рынке компонентов для построения ситуационных центров появились за прошедший год? Что нового появилось в части нормативного регулирования рынка ситуационных центров?
– На сегодняшний день сложилась устойчивая система государственного управления по ведомственному принципу– есть действующие регламенты, регламенты совершенствования, роста и изменения. И создаваемые ситуационные центры в субъектах становятся все больше похожи на ту или иную ведомственную информационно-аналитическую систему. Подъем информации наверх «один к одному», где тысячи показателей и более ста аналитических моделей, не только не решает задачи комплексного мониторинга и анализа, но и еще больше отдаляет аппарат руковоства региона от использования всех преимуществ новых технологий в управлении.
Мы же предлагаем единую методологию проектирования управленческих систем, базирующуюся на создании модели многоаспектного анализа данных, в соответствии с которой осуществляется отображение интересующей информации на настраиваемых визуально-интерактивных панелях, обеспечивающих обзор обстановки в целом «одним взглядом» с иллюстрацией узких мест по соответствующему направлению деятельности, требующих управленческого вмешательства!
Привязка визуально-интерактивных панелей к направлениям деятельности осуществляется с помощью настроек и фильтров, что позволяет заказчику настраивать интерфейс под себя и визуализировать ситуацию в различных разрезах.
Интерактивность каждого экрана обеспечивает выход на соответствующие детализированные панели с унифицированной логикой и технологией отображения данных. Поскольку в интегрированном инфохранилище консолидированы данные из различных источников, в такой системе могут анализироваться любые проблемы, представляющие интерес для руководства и способствующие поддержке, защите и продвижению интересов субъекта РФ.
Консолидация данных для различных представлений осуществляется посредством загрузки необходимой информации, выгружаемой из существующих и вновь создаваемых в регионе информационные системы и ресурсы в соответствии с «Регламентом функционирования СЦ». Основу информационно-аналитической базы ситуационного центра на сегодняшний день составляет комплекс информационного обеспечения, состоящий из более 100 выверенных аналитических моделей, охватывающих все сферы госуправления.
– Насколько соответствуют современным тенденциям построения ситуационных центров принятые регламенты СРСЦ?
– В соответствии с методическими рекомендациями ситуационные центры, могут быть информационно-аналитическими системами, предназначенными для решения задач стратегического планирования и контроля, мониторинга и прогнозирования развития ситуации в общественно-политической, социально-экономической и информационной сферах, в области комплексной безопасности, или создаваться как системы специального назначения, предназначенные для обеспечения деятельности участников системы в особый период, в том числе при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций. В соответствии с этими же методическими рекомендациями в ситуационных центрах должен формироваться комплекс функциональных задач информационно-аналитической поддержки, включая функции анализа хода выполнения аварийно-спасательных и восстановительных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. А функциональные задачи на особый период, предложенные в ранее выполненных проектах по созданию СЦ для ряда субъектов, полностью соответствуют новым требованиям типового проекта по созданию Регионального центра управления.
Мы не видим какого-либо несоответствия создаваемых и модернизируемых ситуационных центров современным тенденциям. Наоборот, нужно отметить существенный рост уровня готовности заказчика к созданию новых инфраструктурных и полнофункциональных региональных центров управления на базе системы распределенных ситуационных центров, создавая единое решение для построения информационных систем в рамках государственных программ по цифровизации и безопасности, с оценкой необходимости вносить изменения в существующие государственные информационных системы.