Неудобные инновации или как монетизировать «ЭРА-ГЛОНАСС»

Выступления и дискуссии деловой программы Навитех-2015 оставили двойственное впечатление. С одной стороны, это был репортаж о достижениях: группировка ГЛОНАСС развернута несмотря на все трудности и неудачи, и здесь наша страна опередила Европу с ее системой Galileo; запущена система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» – пускай и на год позже, чем планировалось, но она теперь есть («“ЭРА-ГЛОНАСС”» может на 30–40% сократить время прибытия экстренных служб на место ДТП, что по некоторым расчетам, позволит спасать в год около 4 тыс. человек», – сообщало в 2013 г. РИА «Новости», цитируя первого зама думского комитета по наукоемким технологиям).

С другой стороны, слишком много неопределенностей и вопросов, ответов на которые пока нет. Лейтмотивом панельной дискуссии был вопрос, как коммерциализовать систему спутниковой навигации, каковы возможные бизнес-модели? АО «ГЛОНАСС», оператор платформы «ЭРА-ГЛОНАСС», учрежденный Постановлением Правительства РФ, должен в 2018 г. выйти на самофинансирование. За счет чего он будет это делать, пока можно только предполагать, поскольку руководящий состав АО еще не сформирован. Вероятно, АО будет развивать экосистему партнеров – провайдеров навигационно-информационных услуг. Кто эти партнеры, какими должны быть услуги и сколько они будут стоить? Последнее, кстати, во многом зависит от позиции сотовых операторов «большой тройки» (верее, уже «четверки»), а у них были свои виды на оказание услуг на базе платформы «ЭРА-ГЛОНАСС». Как сообщил представитель НП «ГЛОНАСС», зарубежные автопроизводители «приходят к нам» с многопрофильной SIM-картой, где есть профиль «ЭРА-ГЛОНАСС» плюс коммерческий профиль сотового оператора, но – не российского, а глобального, вроде Vodafone. У некоторых игроков возникают опасения, что пропускать коммерческий трафик через западного оператора и впредь окажется выгоднее…

Еще цитата: «На сегодня автопроизводители воспринимают «ЭРА-ГЛОНАСС» как дополнительную нагрузку – в отличие от европейской системы eCall». Да, с начала 2015 г. все новые автомобили, которые впервые поставляются в Россию, должны быть укомплектованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС» – это требование нового техрегламента о безопасности колесных транспортных средств, обязательного на территории Таможенного союза. Известно, что некоторые автопроизводители постарались сертифицировать свои новинки до начала 2015 г., дабы сэкономить на выполнении требований нового техрегламента. Потому что сертифицировать нужно как сам терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», так и автомобиль с установленным терминалом, а сертификация предполагает, ни много ни мало, краш-тесты. Опять опасение: не затормозят ли новые требования вывод новых моделей автомобилей на российский рынок?

«Необходим конструктивный диалог игроков рынка», «необходимо достижение компромисса между интересами всех игроков рынка, государства и граждан»… Конечно, все это необходимо. Только «конструктивный диалог» вести пока не с кем – АО «ГЛОНАСС» еще на заработало. Можно общаться с НП «ГЛОНАСС», но в конечном счете регулировать рынок будет другая структура. «Хотелось бы избежать того, чтобы регулирующая роль АО «ГЛОНАСС» переходила границы разумного», – еще одна цитата.

Ситуация начинает напоминать ту, что сложилась после принятия закона «О персональных данных». Многие компании (если не сказать, большинство) тогда больше озаботились не защитой персональных данных своих клиентов, а тем, как обезопасить себя от регулятора. Пользователям, конечно, интереснее реальная защита, а не имитационная. Но они не очень-то готовы за нее платить. В части телематических услуг для того же автотранспорта спрос есть пока только на противоугонные системы.

Есть инновации «снизу»: рынок ждал и вот дождался. Никто не навязывал потребителям GPS-навигацию, но она теперь очень популярна; более того, возникла потребность в бесшовной навигации outdoor/indoor, создающая перспективы для нового рынка. Есть инновации «сверху»: «будете использовать потому что обязаны». Вспомнилось выступление CIO машиностроительного предприятия на одной из конференций – он сообщил, что ради внедрения корпоративной ИС пришлось заставить сотрудников принять тезис «не система для человека, а человек для системы». В своем контексте такой подход был оправданным, возможно даже единственно правильным. Возвращаясь к системам безопасности на транспорте: если верить экспертам рынка, российские автомобилисты долгое время готовы были пренебречь системами обеспечения безопасности водителя и пассажиров ради экономии. Понадобились нормативные требования, чтобы внедрить в практику использование ремней безопасности, детских кресел и пр. Правильно? Правильно. Но когда что-то неудобно или дорого, оно внедряется с трудом, встречая сопротивление. Недавно один представитель бизнеса сказал в ходе интервью: «Ключевой фактор успеха внедрения любой системы – ее удобство для пользователя». С этим тоже сложно спорить. Будут ли сервисы на базе той же «ЭРА-ГЛОНАСС» удобными для пользователей – мне кажется, это ключевой вопрос, которым стоит озаботиться оператору платформы.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку