Поскольку мы (СМИ) первый раз имеем дело с такой формой проведения глобальной конференции, представляется не лишним объяснить читателям, как работает формат Digital Event, что собой представляет на практике «виртуальная конференция».
Если попробовать сформулировать Digital Event в сжатом виде, то, пожалуй, лучше всего для объяснения его сути подойдет следующее сравнение: «виртуальный форум» NetApp отличается от привычной нам физической конференции примерно так, как классическое линейное телевидение отличается от онлайнового кинотеатра. Проще говоря, Digital Event предстает перед нами в виде более 80 выложенных на главной странице форума ссылок на выступления спикеров. Пользуясь фильтрами – язык спикера, уровень сложности доклада, тип сессии – вы можете упростить выбор. Далее, при переходе к конкретному докладу вы попадаете на страницу, на которой можно просмотреть запись видео, а также скачать в формате PDF презентацию.
К положительным моментам такой формы проведения конференции можно отнести следующие: вам не нужно дожидаться конкретного докладчика – вы просто выбираете интересующую вас тему и сразу же переходите к просмотру; вам не нужно ждать одну-две недели, когда на официальном сайте появиться возможность просмотреть презентации докладчиков, – все они выкладываются одновременно с видео; вы можете в любое время остановить просмотр видео и возобновить его, когда вам удобно, вернуться и посмотреть еще раз важные отрывки; вам нет нужны бегать по огромным корпусам в поисках нужной сессии; вам больше не нужно решать, кого вы сможете послушать, поскольку спикеры не выступают одновременно на разных потоках – все уже лежит перед вами в готовом виде.
К отрицательным моментам нового формата я бы отнес следующие: талантливы спикеры, обычно составляющие золотой фонд (без кавычек) любого форума, способные мгновенно захватить и приковать к себе внимание аудитории, оказались в очень неудобной для себя ситуации – они не имеют возможности физического общения с залом, пропадает эффект прямого обращения с аудиторией – оратору невозможно настроиться, если он говорит с «пустым залом». К тому же, многие талантливые спикеры умеют искусно пользоваться таким мощным инструментом, как ответ на вопросы из зала – к сожалению, виртуальный формат делает это невозможным. Поэтому, как это ни грустно, но живые спикеры в Digital Event все выглядят достаточно усредненно. И на первое место тут выступает не столько ораторский талант, сколько умение четко и грамотно построить презентацию, которая и высвечивается на экране.
Однако создатели нового формата решили сохранить некое единство конференции в виде «живой трансляции», которая начинается с утра и продолжается весь день. В ходе этой трансляции компания представляет ключевых спикеров и заостряет внимание аудитории на основных темах текущей конференции. Естественно, через различные социальные сети участники форума имеют возможность интерактивного взаимодействия со спикерами.
Собственно говоря, «живая трансляция» для Digital Event выполняет ту же функцию, которую на обычной конференции берет на себя пленарное заседание. LIVE Keynote позволяет виртуальному форуму сохранять некое единство и не рассыпаться на частички мозаики – отдельных докладчиков.
Конечно, не все прошло гладко, были и некоторые, назовем их так, «нестыковки». Так, на открытии форума был проигран рекламный видеоролик, на котором толпы людей сновали по городам и весям. Разумеется, снято это все было в эпоху до карантина и пандемии, и на фоне опустевших городов мира такой ролик смотрелся откровенной издевкой. Видимо, организаторы просто поленились изготовить что-то более соответствующее духу времени.
Модераторами «живой трансляции» выступили Джон Ролласон, старший директор по маркетингу региона EMEA, и Алекс Волнер, старший вице-президент Enterprise and Commercial Field Operations. Справляться с интерактивным потоком, из социальных сетей модераторам помогала София Гроувз, медиа менеджер социальных сетей NetApp.
Ключевым спикером, озвучившим основные мессиджи, идущие от компании NetApp, стал Джордж Кьюриан, CEO NetApp. Прежде чем переходить, собственно, к «технической части» его доклада, отметим, что г-н Джордж Кьюриан выступил очень эмоционально, уделив особое внимание ситуации, сложившейся с распространением по миру эпидемии коронавируса, и призвал своих слушателей «заботиться о близких и оставаться дома». Он также привел соответствующую духу времени цитату Авраама Линкольна: «Догматы, которым мы следуем в период затишья, неприменимы в шторм. Если мы имеем дело с новой проблемой, то мы обязаны и мыслить, и действовать по-новому».
Но давайте теперь перейдем непосредственно к информационным технологиям. Если мы посмотрим на выступления спикеров в «живой трансляции» и на список докладчиков, то увидим, что в фокусе внимания NetApp INSIGHT Digital Event снова находятся облачные технологии. Еще год назад казалось, что ИТ-рынок уже «наелся облаками» и потерял к ним повышенный интерес, который присущ новым технологиям. Однако ситуация с эпидемией и переходом бизнеса на удаленную работу снова сделана именно облака наиболее актуальной для ИТ темой.
Джордж Кьюриан в своем докладе дал несколько ключевых посылов. Во-первых, он заявил о необходимости радикального ускорения реакции ИТ на потребности бизнеса – «скорость становится новой мерой качества ИТ». Понятно, что в сегодняшней ситуации положение на рынке меняется кардинальным образом буквально за сутки. Так, глава Amazon Джефф Безос, который смог заработать на кризисе благодаря повышенному спросу на услуги онлайн-ретейла, стал богаче еще на $6,4 млрд в связи с рекордным ростом стоимости акций его компании; видеосервис Netflix теперь стоит больше, чем нефтяной концерн ExxonMobil. Бизнес должен становиться максимально гибким, чтобы оперативно приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, а для этого ему нужна ИТ-инфраструктура нового типа, способная молниеносно реагировать на новые запросы.
Второй важный момент. Уже не первый год на ИТ-конференциях и не только на них ведущие докладчики говорят о необходимости «цифровой трансформации» бизнеса. И если до сих пор такие призывы многими воспринимались как «маркетинговый треп», то ситуация с пандемией и обрушившимся вслед за ней на мир экономическим кризисом поставила предприятия всего мира перед очевидным выбором – трансформируйся или уходи с рынка. При этом Джордж Кьюриан указал на важность понимания следующего постулата: «Цифровая трансформация предприятия требует трансформации ИТ». Без перехода на новые информационные технологии перевести производство на цифровые рельсы невозможно.
В-третьих, Джордж Кьюриан заявил о том, что уже сегодня «гибридная мультиоблачная среда становится де факто основой ИТ-инфраструктуры любой современной компании». Последние события в разы ускорили переход предприятий на новые формы работы с ИТ, облака стали не чем-то дополнительным к on-prem, а базисным элементом всей системы.
И в-четвертых, хотя по важности этот постулат, пожалуй, выходит на первое место – его несколько раз повторили в свих выступлениях ключевые спикеры NetApp: «Мы движемся от дата-центров к дата-фабрикам». Разумеется, это не следует понимать в том смысле, как если бы речь шла об отказе от дата-центров – нет, привычные всем нам ЦОДы никуда не исчезнут, по крайней мере, в ближайшие десятилетия. Речь тут идет о другом – о смене идеологии, о новой модели развертывания ИТ.
Прежде всего, уточним, что под дата-фабрикой здесь понимается ИТ-платформа, которая позволяет стянуть в одну систему данные и работающие с ними приложения, которые сегодня разбросаны по частным и публичным облакам, по мультиоблачным средам и по классическим корпоративным ИТ-ресурсам, находящимся «внутри периметра». Дата-фабрика позволяет бизнесу, грубо говоря, забыть о том, где и как в физическом мире живут и обрабатываются его данные. Главное, чтобы у вас под руками был необходимый инструмент, позволяющий четко контролировать все эти потоки данных, находящихся в различных локациях. Дата-фабрика обеспечивает единые возможности по управлению ИТ-ресурсами, как в on-prem, так и в облаке. Дата-фабрика создает вам общую модель потребления с возможностью оплаты за ресурсы одинаковым образом: вы можете иметь один опыт, вне зависимости от того, какой тип облаков и от какого провайдера облаков вы выбираете. То есть, одно и то же управление данными благодаря дата-фабрике вы теперь можете получить в разных облачных окружениях.
Конечно, в выступлении Джорджа Кьюриана были и другие важные моменты. Например, он особо подчеркнул необходимость модернизации и упрощения ИТ-инфраструктуры для акселерации бизнеса. CEO NetApp также напомнил слушателям постулат, который был едва ли не центральным на прошлогодней конференции – о переходе на дата-центричную модель информационных технологий.
Естественно, представителям NetApp хотелось продемонстрировать преимущества своих решений на примерах наиболее успешных клиентов. Признаемся честно, не все примеры показались нам адекватными. Так, в «живой трансляции» пару раз появилась история о сотрудничестве NetApp с компанией Ducati, которая является ведущим производителем спортивных мотоциклов, известных своими высокопроизводительными десмодромными двигателями, инновационным дизайном и передовыми технологическими решениями. Нам снова говорили о команде Ducati MotoGP 2020, словно сегодня, в период пандемии и карантина, кого-то всерьез могут интересовать мотогонки. Ведущие мировые аналитики предсказали рекордное падение продаж люксовых товаров, а мотоциклы Ducati, как тут ни крути, относятся к предметам роскоши, а не первой необходимости. Сомнительно, что подобные компании вообще смогут пережить текущий кризис, так что я бы на месте NetApp постарался не педалировать это сотрудничество, по крайней мере, сегодня.
Зато другой пример – работа с киностудией DreamWorks оказалась попаданием в самое яблочко. От лица компании на конференции выступила Кэйт Свенборг, старший вице-президент Technology Communications and Strategic Alliances DreamWorks Animation.
«Вишенкой на торте» DreamWorks стал Trolls World Tour – сиквел анимационного фильма «Тролли» (2016 года), который американская студия смогла выпустить в прокат 10 апреля текущего года – в самый разгар эпидемии и карантина, когда 98% сотрудников компании сидели на удаленной работе. Разумеется, без современных облачных технологий и инструментов NetApp осуществить такой успех было бы невозможно.
В своем кратком, но ярком и оптимистичном выступлении Кэйт Свенборг оперировала такими категориями, как «миллиарды файлов» и «петабайты данных». Понятно, что студии тапа DreamWorks на ближайшие годы окажутся самым лакомым кусочком для всех ИТ-компаний, предлагающих свои решения в области обработки и хранения данных. Более того, если задуматься о долгосрочной стратегии, то не случайно сегодня, когда крупнейшие американские киностудии приостановили съемки сериалов и фильмов, DreamWorks смогла выйти на мировую сцену с премьерой анимационного фильма.
Кэйт Свенборг также особо подчеркнула, что для рендеринга (критически важная часть работы киностудии) использовались высокопроизводительные Flash-массивы NetApp.
В киноиндустрии уже не первый год идут разговоры о том, что со временем цифровые копии актеров заменят физических персонажей. Кстати, подобные примеры уже есть, когда в кинолентах использовались цифровые двойники известных умерших актеров. Вероятно, ситуация с пандемией, карантином и переходом на удаленную работу лишь ускорит эти процессы. А для цифровых двойников актеров киностудиям понадобятся колоссальные вычислительные мощности и бесконечные ресурсы для хранения данных. Так что и с этой точки зрения перед NetApp открываются заманчивые перспективы.
Джордж Кьюриан, кстати, обратил внимание в своем докладе на ту идею, которая уже становится общепризнанной в мире: интерес бизнеса к удаленной работе не исчезнет с прекращением карантинных мер – компании, увидев преимущества надомной работы, начнут постепенно отказываться от ненужных и дорогостоящих офисных площадей и будут переходить на новые формы взаимодействия со своими сотрудниками.
Отметим также выступление Маркуса Машинга, главы компьютерного подразделения компании Festo – немецкого производителя промышленного оборудования и систем автоматизации. Многое из того, о чем говорил Маркус Машинг перекликалось с основными тезисами доклада Джорджа Кьюриана, но только Машинг излагал это с позиции компании-клиента.
Пожалуй, самым интересным в его выступлении оказался слайд, на котором были представлены основные хабы (точки входа) трех мировых гиперскейлеров – AWS (Amazon Web Services), Microsoft Azure и Google Cloud. Из представленной иллюстрации следовало, что в Северной Америке имеется 11 хабов, в Европе – 13 хабов, по 3 в Японии, Австралии и на Ближнем Востоке, по одному в Бразилии, Южной Африке, Индии и Индонезии. К сожалению, Россия на этой карте выглядела сиротливо.
В своем выступлении Маркус Машинг говорил не только о высоких материях, вроде гибридных облаков и дата-фабрик, но и о вполне земных, «бюргерских» вещах. Так, он представил занимательный пример использования цифровых технологий в такой, казалось бы, примитивной сфере, как изготовление хлебобулочной продукции.
Джеймс Уитмор, старший вице-президент и глава маркетингового подразделения NetApp, в ходе своего выступления продемонстрировал, как на практике работают инструменты NetApp, моментально перемещая несколькими кликами мышки массивы данных клиента от одного гиперскейлера к другому.
Кирк Райан, главный технолог NetApp, основное внимание в своем докладе уделил финансовой составляющей: он продемонстрировал, как такие инструменты как NetApp Cloud Insights и NetApp Cloud Compliance позволяют экономить деньги клиентам.
Интересно отметить, что на форуме – и в «живой трансляции», и в онлайновых докладах – были достаточно широко представлены немецкие компании. А вообще, кроме немецкого и английского, языком конференции также был французский. Остается выразить надежду на то, что в следующий раз Россия будет достойно представлена на этом глобальном форуме NetApp.
Дмитрий Шульгин