В сфере цифровизации сельского хозяйства колоссальный пласт возможностей, позволяющих реализовать мечты всех работников аграрной сферы, превратив целую отрасль в одну из самых технологичных. Сегодня здесь непаханое поле для инновационных решений и разработок, приложения ума молодых ученых и предпринимателей, стремящихся не только решить накопившиеся в отрасли многочисленные проблемы, но и заработать на этом. По оценкам экспертов, применение элементарных методов планирования и контроля может обеспечить повышение рентабельности производства на 30–50%. А в случае внедрения технологических новшеств производительность труда может возрасти в три-пять раз. Однако не все столь однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Неподготовленная почва
Внедрение цифровых технологий нравится не многим, а значительное количество работников, занятых в данной сфере, категорически против изменений. Подавляющее большинство сотрудников и немалая часть предприятий не готовы к открытости. Пока есть возможность «ловить рыбку в мутной воде», этим и занимаются.
Большинству фермеров новые цифровые технологии (дроны, беспилотники, спутниковые снимки с индексами вегетации и т. д.) в настоящий момент вообще не нужны. Какой толк от забавных игрушек, которые не приносят выгоды? Фермеры и так все знают про свои поля: что где растет, а где нет. Даже анализ агрохимических показателей выполняют, чтобы нанести на бумажные карты. Зачем нужны эти новшества, когда и без них много проблем, требующих решения? Вот если бы своевременно финансировали, субсидировали приобретение сельхозтехники, то урожайность повысилась бы на десятки процентов. А уж потом можно было фантазировать о самоходных беспилотных устройствах.
Агрохолдинги и крупные предприятия как локомотивы внедрения цифровых технологий (и готовые за это платить) рады бы внедрять новинки, однако они настолько структурно большие, что встречают сопротивление на нижнем и на среднем уровнях. Отслеживание всех технологических процессов не позволяет людям на местах зарабатывать так, как они делали это ранее. По сути, собственник, ратующий за цифровизацию, сталкивается с саботажем.
Основные болевые точки у крупных предприятий – воровство, нарушения при выполнении работ, потери, расточительство. Прежде чем внедрять технологии точного земледелия, необходимо решить фундаментальные проблемы. Чем-то это сродни работе скульптора: вначале нужно придать материалу форму, а затем переходить к деталям. Попытки внедрить системы контроля сопровождаются элементами саботажа, так как сотрудники не хотят открытости информации и не готовы к прозрачности своей деятельности. Итогом неподготовленного внедрения зачастую является осознание инициатором проекта того, что деньги потрачены зря и результаты не достигнуты.
Компаниям, стремящимся внедрить цифровые технологии в агропроизводство, стоит в первую очередь решить фундаментальные вопросы философии управления, готовности кадров и менеджмента на местах к таким проектам, мотивационных программ. Сотрудники должны быть заинтересованы во внедрении технологических новшеств и в полной прозрачности всех их действий. Не исключено, что в ряде случаев нужно полностью пересмотреть даже юридическую структуру управления производством.
Что касается государственного управления, то до недавнего времени каждый регион самостоятельно принимал решения по модернизации и цифровизации управления в сфере АПК. Не было структурированного стратегического планирования на уровне регионов и на федеральном уровне. Как следствие, налицо перекосы в производстве, сложности в логистике, отсутствие разграничения земель, снижение плодородия почв, непонимание бизнесом коммерческой ситуации на рынке, теневой характер распределения субсидий и т. д.
Основные потребности в сфере цифровизации АПК можно разделить на несколько блоков:
- государственное управление. Сбор и анализ данных для решения таких государственных задач, как инвентаризация земель и анализ их состояния, производство продукции, логистика и передвижение, прослеживаемость и контроль качества продукции, обеспеченность средствами производства, прогнозирование, стратегическое планирование и управление рыночной ситуацией;
- корпоративное управление. Оптимизация процессов управления в сельскохозяйственном производстве, контроль нецелевого использования семян, средств химической защиты растений, удобрений, горюче-смазочных материалов и др., контроль уборки и хранения урожая и продукции, модернизация систем менеджмента и методик управления;
- технологии выращивания. Совершенствование технологий точного земледелия, точного животноводства, развитие ускоренной селекции и повышение генетического потенциала растений и животного мира. Большая часть технологических инициатив, которые многие относят исключительно к цифровому сельскому хозяйству, характерны и для других отраслей, прежде всего строительства и транспорта, например дроны (от сверхлегких до сверхтяжелых), беспилотный транспорт, ДЗЗ, машинное обучение, анализ больших данных и др.
«Цифровые семена» и технологический цикл
При внедрении цифровых технологий в условиях инертности со стороны участников процесса необходимо рассматривать возможность постепенного введения технологических новшеств (параллельно с изменением менеджмента и структуры управления) как для коммерческих структур, так и для государства.
Вне зависимости от масштаба предприятия или уровня государственного управления процесс внедрения цифровых технологий должен пройти несколько последовательных этапов.
Этап | Агропредприятия | Государство |
Инвентаризация | Полная инвентаризация земель, скота, имущества, техники и оборудования в ГИС-системе | Полная инвентаризация земель, инфраструктуры в ГИС-системе |
Сбор информации | Обязанность работников фиксировать данные в системе | Обязанность компаний отчитываться через цифровую систему |
Планирование | Обязанность планирования и бюджетирования процессов | Анализ поступающих данных и базовое формирование прогнозов |
Обеспечение | Обеспечение своевременности ресурсов (финансы, люди, оборудование, расходные материалы и др.) | Обеспечение всех регионов решениями, методологиями по управлению АПК с учетом специфики |
Инфраструктура | Обеспечение инфраструктурой и оборудованием (RTK-станции, сенсоры, техника, оборудование и др.) | Систематизация работы агрохимических служб, метеостанций, субсидирование и др. |
Точное управление и прогнозирование | Внутрихозяйственное планирование и прогнозирование, управление запасами и продукцией и др. | Искусственный интеллект и обработка больших данных. Производственные и рыночные прогнозы. Управление |
На этапе внедрения высоких технологий в агропроизводство уже должны быть решены вопросы, связанные с философией управления, осознанием кадрами важности цифровизации и, безусловно, мотивационными условиями. Сотрудники на местах должны быть заинтересованы во внедрении технологических новшеств и в полной прозрачности всех действий. В противном случае у исполнителей всегда найдет отговорка типа «погода не та», «техники нет», «мы не знали» и т. д.
Основная цель государства в этой сфере – повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет снижения себестоимости отечественной сельскохозяйственной продукции, увеличение производственных показателей на единицу мощности посредством внедрения цифровых технологий и искусственного интеллекта.
В рамках поставленной задачи необходимо разработать полноценную государственную программу по развитию и внедрению цифровых технологий в агропромышленном секторе. Одновременно предстоит найти решение сопутствующих задач:
- предоставить участникам рынка технологическую возможность снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции при одновременном повышении качества продуктов;
- увеличить производительность труда в сельском хозяйстве в три-пять раз в течение восьми лет;
- повысить уровень автоматизации бизнес-процессов сельских хозяйств;
- развивать систему современного аграрного образования и рынка профессионального агроконсультирования;
- повысить привлекательность работы в сельском хозяйстве как наукоемкой отрасли;
- перевести в цифровой формат взаимодействие участников рынка между собой и с государственными органами;
- автоматизировать предоставление государственных услуг (субсидии, дотации и др.);
- вывести Российскую Федерацию на лидирующее позиции как экспортера сельхозпродукции и поставщика цифровых технологий в АПК.
Инвестиции в урожай будущего
Созданный ФГИС ЦИАС при Министерстве сельского хозяйства России можно рассматривать как первый и успешный шаг в процессе цифровизации АПК и решения накопившихся сложных проблем.
В рамках утвержденного в конце 2017 г. АНО «Цифровая экономика» Минсельхоз России ведет активную работу по созданию полноценной государственной программы комплексной цифровизации АПК. Этот инструмент, как ожидается, будет способствовать переходу на качественно новый уровень управления всем сельскохозяйственным сектором, причем как ресурсами, так и товарным рынком. Предполагается, что программа «Цифровое сельское хозяйство» на период до 2024 г. будет утверждена до конца 2018 г.
На этапе составления программы необходимо принимать во внимание интересы всех сторон и решать следующие масштабные задачи:
- усовершенствовать инфраструктуру для полномасштабного сбора данных на муниципальном, региональном и федеральном уровнях власти (инвентаризация объектов АПК, земель, доступ к информации на местах);
- синхронизировать цифровые системы участников рынка и цифровые платформы сельхозпроизводства в распределенную и открытую метасистему для обеспечения интеграции баз знаний, государственного стратегического планирования;
- обеспечить системы прослеживаемости по семенному и генетическому фондам, данным поставщиков удобрений, средств защиты растений и т. д.;
- развивать интеллектуальные технологии и системы поддержки управленческих решений на уровне предприятий и в госсекторе;
- контролировать состояние почвенных ресурсов и сохранение плодородия почв;
- сформировать динамические показатели для рыночного управления в подотраслях АПК;
- стимулировать агропроизводителей внедрять технологии точного земледелия с использованием навигации, сенсоров, телематики, дистанционного зондирования, датчиков объективного контроля, микроконтроллеров, мобильных и LPWAN-сетей, систем привязки координат для параллельного вождения;
- развивать венчурный бизнес для поддержки отечественных разработок (акселераторы, венчурные компании, площадки для тестирования и апробации);
- сформировать базовый набор процессов и методологий цифрового сельского хозяйства для различных сфер сельскохозяйственной деятельности;
- создать новые перспективные управленческие модели, ориентированные на максимальное вовлечение фермеров, активно работающих на селе с цифровыми технологиями;
- развивать систему полноценной инвентаризации и прозрачности в животноводстве и использование технологий «цифрового стада»;
- повысить качество и точность сельскохозяйственных прогнозов на основе больших данных, сформированных информационными системами (производство продукции, логистика, сбыт, потенциальные внутренние и экспортные цены);
- совершенствовать технологии ускоренной селекции, выведения и производства новых, адаптированных к конкретным почвенно-климатическим условиям сортов растений высоких репродукций, с высоким потенциалом урожайности и устойчивости к болезням и повреждению вредителями, создавать в регионах селекционно-семеноводческие центры;
- развивать профессиональное аграрное образование с учетом современных технологий точного цифрового земледелия;
- стимулировать развитие рынка профессионального консультирования, в частности дистанционного, с участием научных учреждений (extension services).
Интерес Правительства РФ и Президента РФ к развитию потенциала отечественного сельского хозяйства позволяет надеяться, что в течение ближайших десяти лет в нашей стране может быть развернуто сельскохозяйственное производство нового типа. Имеются в виду хозяйства, которые широко используют автоматизированные системы принятия решений, инструменты комплексной автоматизации и роботизации производства, а также внедряют технологии проектирования и моделирования экосистем.