Необязательность согласия на обработку данных

Россиян освободят от предоставления избыточных персональных данных. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Предлагаемые поправки вносятся в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» и статью 10 Закона «О защите прав потребителей». Из них следует, что граждане смогут получать информацию о товарах и услугах без необходимости предоставления согласия на обработку персональных данных. Кроме того, нормы предлагают закрепить требование об оформлении согласия на обработку персданных отдельно от других соглашений.

Избыток данных

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» и статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей̆» направлен на совершенствование механизмов предотвращения избыточной обработки персональных данных граждан в целях минимизации рисков неправомерного доступа к информации, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Поправки предлагают установить законодательное требование о том, что продавец (исполнитель услуг) не вправе ограничивать доступ потребителя к информации о товарах и услугах в случае, если потребитель отказывается предоставить свои персональные данные.

Новая норма, по мнению авторов законопроекта, связана с избыточным сбором персональных данных пользователей, которым сегодня занимается российский бизнес.

«В настоящее время предоставление согласия пользователя на обработку его персональных данных зачастую является обязательным условием для получения доступа к информации о товарах (работах, услугах) независимо от того, будут ли приобретены такие товары (работы, услуги)», – приводится в пояснении к законопроекту. При этом зачастую сбор персданных не связан напрямую с процессом предоставления информации о товаре и используется в рекламных целях.

Отдельный документ

Кроме того, законопроектом предлагается установить требование о том, что согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от других документов, в том числе от пользовательских соглашений.

«Зачастую положения о согласии на обработку персональных данных включаются в пользовательские соглашения, а также другие юридические документы, размещаемые на информационных ресурсах или предоставляемые субъектам персональных данных «офлайн». Как правило, в таких документах среди большого объема иных сведений, не относящихся к вопросам обработки персональных данных, заложены условия о предоставлении согласия на обработку персональных данных, в том числе в целях их передачи неопределенному кругу лиц», – указано в пояснительной записке.

Комментарий автора законопроекта

Указанные инициативы позволят защитить персональные данные граждан.

По словам одного из авторов законопроекта, члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина, «компании нередко собирают избыточное количество персональных сведений, которые не нужны не только для предоставления информации о товаре, но и зачастую и для получения услуги как таковой. Например, просят пользователя указать фактический адрес проживания или номер телефона, которые вообще не будут задействованы. В случае возможных киберинцидентов все это может привести к кратному увеличению числа «утекшей» персональной информации в цифровом пространстве. Напомню, что уже в начале 2024 года в свободном доступе оказалось более 500 млн записей о россиянах. Кроме того, нередко сбор избыточной информации связан с последующим навязыванием товаров и услуг – так называемым спамом, с которым регулярно сталкиваются граждане.

Устранение дисбаланса

Предоставление информации о товаре не должно зависеть от передачи персональных данных. Иначе пользователи оказываются в неравном положении – этот дисбаланс законодатели намерены устранить.

Немкин пояснил, что установление требования о предоставлении отдельного согласия на обработку персональных данных также нацелено на защиту пользовательской информации.

По словам эксперта, «большая часть пользователей, к сожалению, автоматически «проставляет галочки» как в согласии на обработку данных, так и в пользовательских соглашениях, не вдаваясь в тонкости, что собирает компания и зачем. Этим пользуется бизнес, который включает в подобные соглашения очевидно избыточные условия. Например, о передаче данных третьим лицам – такие практики если не повсеместны, то точно встречаются».

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку