В апреле этого года в Москве случилась, как сказал бы классик, «пренеприятнейшая история» – оператор Tele2 повысил цены за услуги мобильной связи. Но, прежде чем мы прокомментируем это событие, давайте немного вспомним историю появления Tele2 в российской столице.
Десятки лет в столичном регионе полновластно хозяйничали три оператора сотовой связи: МТС, «Билайн» и «МегаФон». Обычно на вопрос журналистов о том, когда же кто-то еще появится в Москве, например Tele2, эксперты рынка с усмешкой отвечали: «Этого не будет, потому что этого не может быть никогда!» Кроме того, многими экспертами высказывалось и такое мнение, что для зажиточных столичных жителей «дешевая и некачественная» мобильная связь вообще не нужна, поэтому Tele2 не сможет найти в столице таких толп поклонников, которые несколько лет назад штурмовали их офисы продаж в регионах России.
Прежде чем начать предоставлять услуги связи московским абонентам, Tele2 проводил комплексное тестирование работоспособности всех элементов сетевой инфраструктуры. В проекте было задействовано более 600 сотрудников компании, которые протестировали качество голосовой связи, а также оценили скорость интернет-соединения и доставки SMS и MMS. Тестирование проводилось в том числе с применением фирменного приложения Tele2 для оценки качества связи «Компаньон» (companion.tele2.ru). Сервис, работающий в фоновом режиме на телефоне пользователя, передавал всю информацию о возникающих проблемах технической службе оператора. С помощью этого приложения сотрудники также смогли самостоятельно измерять скорость передачи данных, уровень сигнала в помещениях и на улице. Отметим, кстати, что приложение «Компаньон» до сих пор доступно для свободного скачивания в магазинах Google Play и App Store. В самый разгар строительства инфраструктуры (пришелся на 2015 г.) Tele2 еженедельно запускал более ста базовых станций в столичном регионе.
21 октября 2015 г. в Москве на Площади Революции при большом скоплении журналистов, блогеров, пиарщиков, топ-менеджеров и прочей «телекоммуникационной общественности» руководители Tele2 объявили, что в столице наконец-то появился альтернативный (по отношению к «Большой тройке») оператор мобильной связи. С помощью компании «Ростелеком» сотовому оператору удалось построить в Москве и области в рекордно короткие сроки большую сеть базовых станций, которая включала в себя 5000 БС с поддержкой стандарта 3G и 2000 БС с поддержкой 4G (сегодня уже больше, но точные обновленные данные по БС пока не опубликованы). В пределах МКАД базовые станции располагаются на расстоянии 500 м друг от друга. При создании столичной сети использовалось оборудование компании Ericsson. В Москве покрытие сети доходит до показателя 90%, а в области – до 75%. В столице Tele2 открыл около 400 монобрендовых салонов, кроме того, оформить подписку на нового оператора связи можно в 10 тыс. точек продаж по всему городу.
Естественно, строительство инфраструктуры сотовой связи в столичном регионе – очень дорогое удовольствие. Tele2 взял кредит на сумму 16 млрд руб. у банка ВТБ на пять лет. Кроме того, был получен кредит от Банка России. Что же касается большой для области темы – «медвежьих углов», то руководители Tele2 заявили, что в Московской области они будут делать ставку на использование стандарта LTE-800.
В ходе пышной и цветастой церемонии оператор представил Москву в виде спящей красавицы, убаюканной высокими ценами на связь. Разбудить осенью 2015 г. столичную красавицу смог только первый звонок в новой сети Tele2. Тогда же Tele2 предложил москвичам свои услуги связи, которые и в самом деле были заметно ниже по ценам, чем аналогичные предложения от компаний из «Большой тройки»:
- тариф «Черный» – 99 руб. в месяц + 2 Гб интернет-трафика;
- тариф «Очень черный» – 299 руб. в месяц + 4 Гб интернет-трафика;
- тариф «Самый черный» – 599 руб. в месяц + 10 Гб интернет-трафика.
Если вы посмотрите наши комментарии, которые были опубликованы на сайте после проведения мероприятия Tele2, то увидите, что уже тогда мы отметили одну важную особенность, а именно: цены на услуги сотовой связи, которые Tele2 разработал для столичных жителей, значительно превосходят те тарифы, которые тот же самый Tele2 предлагает в других, менее зажиточных регионах России. Таким образом, настоящей «революции цен» мы на тот момент не обнаружили. Однако с момента запуска сети в Москве и до конца 2015 г. Tele2 смог подключить 1,3 млн абонентов.
И вот теперь, примерно через 6 месяцев после той триумфальной пресс-конференции, Tele2 повысил тарифы в Москве: в частности, в тарифе без абонентской платы цены выросли в 1,5 раза. Разумеется, в самой компании эти изменения предпочли назвать «оптимизацией», а не повышением, но сути дела это не меняет, верно же?
Как тут не вспомнить, что на той самой конференции 21 октября 2015 г. некоторые журналисты из регионов России напоминали руководителям Tele2, что и у них все первоначально начиналось «под музыку и барабанную дробь», а заканчивалось тем, что оператор через некоторое время повышал тарифы на свои услуги. И журналисты без обиняков спрашивали топ-менеджеров Tele2: не ожидает ли и Москву такая же судьба? К сожалению, в тот момент мало кто из столичных представителей массмедиа обратил внимание на эти вопросы, которые потонули в бравурных отзывах.
Что же, регионалы оказались правы в своих предчувствиях. В тарифе «Черный» плата выросла со 100 до 200 руб. в месяц, т. е., увеличилась ровно в два раза. Причем если раньше этот «Черный» тариф обеспечивал абоненту неограниченное время внутрисетевых разговоров (включая междугородние), то теперь он содержит 200 минут звонков по всей территории страны – и только. Идем дальше, в тарифе «Очень черный» абонентская плата выросла с 300 до 400 руб. в месяц, как говорится, мелочь, а приятно.
Справедливости ради заметим, что точно так же в свое время делали и прежние хозяева мобильного мира: МТС и «Билайн» повысили тарифы через какое-то время при входе в Санкт-Петербург, а «МегаФон» – при входе в Москву.
Можно, конечно же, успокаивать себя тем, что выход на новый рынок с демпинговыми тарифами и последующим повышением цен является стандартной тактикой (так считает гендиректор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин), но вряд ли подобные замечания придутся по вкусу разочарованным столичным абонентам, которые в очередной раз оказались у разбитого корыта.
Дмитрий Шульгин