«Рексофт Консалтинг», подразделение трансформационного и стратегического консалтинга группы «Рексофт», выпустил исследование, посвященное проблематике, с которой сталкиваются Data-специалисты российских компаний в ходе разработки и внедрения цифровых решений на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ).
Исследователи провели интервью с экспертами – техническими директорами, CDO, руководителями направлений и команд Data Science, Data Science специалистами, разрабатывающими и внедряющими цифровые решения на базе ИИ в различных отраслях экономики, – чтобы понять, с какими проблемами они сталкиваются. В опросе приняли участие представители промышленности, медицины, финансового сектора, ритейла и ИТ-компаний.
Препятствия в пяти отраслях
По результатам интервью были выделены пять ключевых областей, в которых сосредоточены основные трудности, не позволяющие эффективно внедрять ИИ-решения в российских компаниях:
- Взаимодействие Data-специалистов с бизнес-заказчиком
- Данные
- Управление разработкой и технологии
- Передача в эксплуатацию и поддержка ИИ-решений
- Поиск, удержание и развитие Data Science специалистов
Среди наиболее частых причин возникновения трудностей при взаимодействии Data-специалистов с бизнес-заказчиком – завышенные ожидания бизнеса, нежелание бизнеса трансформироваться, неадаптированная корпоративная культура. Наиболее остро они проявляются в случае, если бизнес инвестирует в ИИ, но не достигает эффекта и испытывает затруднения с приживаемостью решений. Для их успешного внедрения бизнес-заказчикам необходимо быть готовыми трансформировать свою операционную модель.
Проблемы новые, решения – старые
В блоке «данные» фигурируют такие причины, как недостаточный уровень автоматизации бизнес-процессов, низкий уровень зрелости инфраструктуры данных, низкое качество исходных данных и длительный процесс их получения, неадаптированные для цифровых решений на базе ИИ процессы сбора и управления данными.
Трудности, связанные с данными, всегда охватывают не только ИИ-разработку, но и компанию в целом из-за отсутствия единых требований и настроенных процессов. Проблематика в части данных характеризуется тезисом «новые проблемы, старые решения». Прежде чем приступать к Data Science, необходимо отладить и адаптировать процессы, связанные с управлением данными.
Технологический стек для разработки решений на базе ИИ постоянно меняется и развивается. Здесь Data-специалисты выделяют отсутствие стандартов ИИ-разработки и гибкого подхода при прототипировании ИИ-решений, а также отсутствие сформированного подхода к работе с внешними разработчиками ИИ-решений.
Оптимизация процессов
В сегменте передачи в эксплуатацию и поддержки ИИ-решений специалисты отмечают отсутствие выстроенного процесса передачи в эксплуатацию и четких критериев приемки решений, а также то, что подходы ИБ не адаптированы к внедрению решений ИИ и оценке его рисков.
Для минимизации барьеров, с которыми сталкиваются компании при масштабировании пилотных ИИ-решений, необходимо заранее договариваться о критериях успеха и продумывать модель поддержки. Критически важно до старта проекта определить и согласовать подход к оценке экономического эффекта со всеми заинтересованными сторонами, а также выстроить долгосрочную систему мотивации вовлеченных сотрудников, чтобы избежать трудностей с приживаемостью решений.
Разрыв между бизнесом и Data Science
Особую озабоченность у опрошенных экспертов вызывает задача поиска, удержания и развития Data Science специалистов. Существующие во многих российских компаниях HR-процессы поиска, найма, адаптации и удержания персонала не адаптированы для Data-специалистов.
Нехватка Т-shape специалистов обостряет разрыв между бизнесом и Data Science. HR в сложившейся ситуации не понимает, как развивать последних и адаптировать первых.
Организационные структуры и функционально-ролевые модели ИТ во многих российских компаниях не успели адаптироваться к системному внедрению решений на базе ИИ, что размывает распределение ответственности и роль Data-специалистов.
Комментарий директора практики
Подводя итоги исследования, Алексей Богомолов, директор практики «Стратегия трансформации» «Рексофт Консалтинг» сказал: «ИИ часто воспринимается как «модная игрушка», при этом упускается самое главное – ИИ должен давать компании системный трансформационный эффект. Необходимо создание технологической и организационной базы для системного развития цифровых продуктов от прототипирования до получения эффекта. Здесь стоит задуматься над созданием «цифрового конвейера» вкупе с бизнес-трансформацией самой компании. В результате ИИ должен стать понятной и привычной технологией для бизнеса – повседневным рабочим инструментом, интегрированным в текущие бизнес-системы такие как ERP м CRM-системы и аналитику».