В 2020 году телефонные и онлайн-мошенники заработают на россиянах около 150 млрд руб., из которых 66 млрд руб. приходится на доходы псевдобанковских сотрудников, подсчитали в BrandMonitor. Наиболее дорогостоящими в среднем оказались разговоры с фиктивными медработниками, которые выманивают более 50 тыс. руб. с человека. Перед Новым годом возможен очередной всплеск мошенничества, предупреждают эксперты.
С января по декабрь 2020 года телефонные аферисты и онлайн-мошенники заработали на россиянах почти 150 млрд руб., подсчитали аналитики BrandMonitor на основе данных ВЦИОМа.
Разговоры с фиктивными медработниками оказались самыми дорогостоящими: в среднем заработок на этой форме составил более 50 тыс. руб. с человека. Псевдобанковские сотрудники получали около 27 тыс. руб. за один раз с карт обманутых собеседников или около 15 тыс. руб. через банкоматы, следует из данных BrandMonitor.
Оценить размер хищений в реальности крайне сложно, так как люди часто не сообщают о своих потерях. По предварительным оценкам «Лаборатории Касперского», речь действительно может идти о десятках миллиардов рублей, подтвердил ведущий эксперт компании Сергей Голованов. По его словам, большое количество инцидентов в русскоязычном сегменте интернета было связано со скамом, то есть с онлайн-мошенничеством, при котором злоумышленники обещают пользователю денежное вознаграждение, для получения которого ему нужно уплатить комиссию (см. “Ъ” от 19 марта).
Собеседник в одной из компаний отмечает, что суммы заработков мошенников можно назвать «космическими» даже по сравнению, например, с объемом чистой прибыли, которую ВТБ планирует заработать по итогам 2020 года — 70–75 млрд руб. (см. “Ъ” от 23 декабря).
В 2019 году объем операций, совершенных онлайн без согласия клиентов, составил 6,4 млрд руб., следует из данных ФинЦЕРТ. Средний «чек» телефонного злоумышленника из псевдобанка в 10–15 тыс. руб. оценивал в феврале 2020 года в интервью «Российской газете» замдиректора департамента Банка России по информационной безопасности Артем Сычев.
В 2020 году встретились два усиливающих друг друга тренда: ежегодный значительный рост мошенничества и переход населения на удаленную работу, которая повышает значимость средств коммуникации и лояльность людей к входящим незнакомым звонкам, полагает руководитель центра мониторинга и реагирования на инциденты Jet CSIRT компании «Инфосистемы Джет» Алексей Мальнев.
Мошенники усовершенствовали тактику и делегировали первичный обзвон роботам, чтобы удешевить стоимость атаки, писал “Ъ” 27 октября. Для борьбы с колл-центрами в тюрьмах Федеральная служба исполнения наказаний предлагала установить технику, генерирующую помехи сотовой связи (см. “Ъ” от 1 октября).
Пока регуляторные инициативы не привели к заметному эффекту, а в случае с программными методами борьбы с нежелательными звонками возникает вопрос к разработчикам подобных приложений: им будут доступны как минимум номера не только мошеннических входящих звонков, но и всех остальных, отмечает руководитель отдела мониторинга и реагирования на инциденты CERT-GIB Александр Калинин.
В 2020 году мошенники уже увеличили свою активность не просто на десятки процентов, а в несколько раз, а перед Новым годом, как перед любым большим праздником, активность телефонного фрода вырастет еще больше, ожидают в IT-компании «Крок». Всплеск возможен, но, скорее всего, будет незначительным, возражает Сергей Голованов. По его словам, финансовые организации и телеком-операторы активно борются с мошенниками и блокируют их номера, хотя существенно улучшить ситуацию сможет только повышение финансовой и цифровой грамотности граждан.