Министерство транспорта РФ планирует создать федеральную государственную информационную систему навигации на автодорогах (ФГИС НАД), следует из данных портала госзакупок. Тендер на проведение научно-исследовательских работ на сумму в размере 48 млн рублей по новому проекту получило подведомственное Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Начнутся работы по созданию системы в 2021 г. и займут, по предварительным оценкам, семь лет. Реализация данного проекта даст возможность исключить дублирование данных и верифицировать реестры объектов транспортной инфраструктуры, сообщается в информации к госзакупке.
«Разработка системы направлена на снижение себестоимости транспортных услуг за счет улучшения логистики перевозок грузов и пассажиров; еще одна цель – снизить смертность при авариях за счет анализа безопасности движения на конкретных участках автомагистралей», – сообщили изданию «Коммерсантъ» в Минтрансе РФ. Бесплатный доступ к системе получат компании, разрабатывающие навигационные карты и сервисы.
Пока это все, что известно о новом проекте, который, как ожидается, должен будет аккумулировать в себе все сведения о происходящем на российских автомагистралях. Возможно, это будет ИТ-каталог цифровых сервисов с актуальными картами автодорог. Судя по времени, отведенному на разработку – с 2021 по 2027 годы – масштабную систему (как вариант комплексную) планируется создавать что называется с нуля.
К сожалению, опыт анонсирования государством «громких» или «репутационных» проектов показывает, что работу над некоторыми из них, несмотря на солидные инвестиции, приходится сворачивать. Как тут не вспомнить судьбу отечественной поисковой системы «Спутник». В этом же ряду инфраструктурные транспортные проекты по созданию высокоскоростных дорог, которые в новых экономических условиях приходилось откладывать, замораживать, дофинансировать или переформатировать (например, автомагистраль Москва – Казань, железная дорога от Челябинска до Екатеринбурга).
При этом задача снизить смертность при автоавариях на основе анализа безопасности движения на конкретных участках автомагистралей – по-прежнему крайне актуальна для нашей страны. Возможный вариант ее решения с помощью современных навигационных средств – использовать в масштабах страны инструменты и продукты, которые уже есть в сегменте навигации и картографии. Этот рынок успешно развивается. Государство способно быстро масштабировать то, что уже хорошо зарекомендовало себя на практике. А когда чиновники «запрягаются» в разработку масштабных проектов с нуля, то чаще всего им что-то мешает – очередной кризис, перебои в финансировании, собственные просчеты и далее по списку.
Не лучше ли арендовать, использовать на других договорных условиях то, что предлагают в области навигации и картографии «Яндекс», Mail, «Сбер», другие компании? Ведь пока ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» представит результаты своей работы над проектом ФГИС «НАД» к 2027 г., рыночные игроки продвинутся далеко вперед. В конкурентной рыночной гонке Минтрансу трудно с ними конкурировать по вполне понятным причинам.