Месяц назад завершился V Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего», организованный Союзом машиностроителей России, правительством Челябинской области, компаниями «Ростех», «Внешэкономбанк» и ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского. Комплекс «Солнечная долина» в окрестностях города Миасса Челябинской области стал местом сбора тысячи молодых специалистов, ученых, аспирантов и студентов, представляющих технические вузы и промышленные предприятия. Ключевая цель образовательной программы форума – приобщение молодых инженеров к процессу восстановления и развития научно-промышленной системы России.
На протяжении восьми дней работы форума его организаторы вели личный и корпоративный рейтинги участников. Лидеры рейтинга молодых специалистов получили возможность войти в состав экспертных советов при Комитете по промышленности Госдумы. Их предшественники – победители форума «Инженеры будущего» в предыдущие годы – принимают участие в международной, законотворческой и экспертной деятельности. Для решения задачи развития внутреннего производства требуются свежие идеи и способные их реализовать интеллектуальные ресурсы.
Экономика, основанная на знаниях, интеграция производства, глобализация рынка труда, сокращение продолжительности инновационных циклов, глубокое проникновение информационных технологий, размывание отраслевых и междисциплинарных границ – основные факторы, определяющие современные требования к системе подготовки специалистов технического профиля и формированию инженерной элиты, которой поручается решение задач повышенной сложности.
Готова ли российская система образования к подготовке инженеров с учетом современных тенденций развития производственных систем? Нет. Такой вывод можно было сделать по итогам дискуссии, состоявшейся в мае на конференции, посвященной развитию информационных технологий в ОПК. Что же нужно делать, чтобы интеллектуальный капитал представителей нового поколения, кому, возможно, сегодня родители выбирают школьный ранец, обратить на благо России?
В первую очередь – развернуть систему ранней профессиональной ориентации, элементы которой уже созданы, в частности, в холдинге «Росэлектроника». Это поможет мотивировать школьников к сдаче единого государственного экзамена по профильным для технических вузов дисциплинам. Только в таком случае удастся сформировать обширную базу абитуриентов, из которых вузы смогут выбрать действительно лучших. Если год-два назад студентами технических вузов, выбравшими инженерные специальности, становились выпускники школ со средним баллом ЕГЭ по предмету 57–59, то за пять лет из них можно подготовить специалистов, но, согласитесь, процент выдающихся инженеров будет крайне скромным.
Отбор, целевая подготовка – не менее важные звенья системы подготовки кадров. В перечень профессиональных и личностных требований, предъявляемых к инженеру будущего, входят наличие системного мышления, способности прогнозировать последствия инженерных решений, умения принимать решения, проектировать, управлять технологическими цепочками, трансформировать знания в новую технику, материалы и технологии на основе современных методов и инструментов разработки сложных систем. Но первые строчки в этом списке отводятся любознательности и желанию постоянно учиться. На актуальность этих элементов в холдинге обратили внимание, когда года три назад приступили к разработке программы стратегического развития. Выяснилось, что одним из самых серьезных рисков для «Росэлектроники» является кадровый. Неэффективная кадровая политика – в списке основных вызовов, способных перечеркнуть все далеко идущие планы, свести к нулю усилия и начинания, а возможные отрицательные последствия не удастся устранить даже при наличии финансовых средств, современных технологий и оборудования. По мере определения алгоритма развития кадрового потенциала руководство холдинга выступало с инициативами, которые сегодня составляют так называемый годовой цикл активности.
В него входят конкурсы, форумы, олимпиады, чемпионаты, семинары и другие мероприятия, которые проводятся под эгидой холдинга: Всероссийский студенческий конкурс «ИТ-прорыв», соревнование «Роль и место моего предприятия или вуза в стратегии «Росэлектроники» и радиоэлектронной отрасли», онлайн-олимпиада для школьников «Звезда – таланты на службе обороны и безопасности», молодежный промышленный форум «Инженеры будущего», молодежный фестиваль «МАЙский взлет», экскурсии для школьников и студентов на предприятия «Росэлектроники» в рамках акции «Неделя без турникетов» и др.
На конференции «ИТ на службе ОПК» заместитель генерального директора по стратегическому развитию и реализации госпрограмм компании «Росэлектроника» Арсений Брыкин был одним из модераторов секции «Имитационное суперкомпьютерное моделирование». По его словам, внедрение суперкомпьютерных технологий в инженерное образование предполагает подготовку профильных инженеров – конструкторов, способных ставить задачи с учетом всех стадий жизненного цикла на этапе формирования исходных данных к моделированию нового продукта. Для этого необходимо в курсы подготовки отраслевых инженеров интегрировать дисциплины, связанные с компьютерным моделированием и суперкомпьютерными технологиями. Роль инженера-конструктора – постановщика задач – должна определяться готовностью к разработке концепции нового изделия, включая определение его эксплуатационно-технических характеристик. Одно из предложений участников секции предусматривает разработку программы оснащения ведущих инженерных вузов страны типовыми аппаратно-программными комплексами на основе компактных суперЭВМ. Это послужит основой создания образовательных технологий, которые обеспечивают подготовку кадров, владеющих инструментами имитационного суперкомпьютерного моделирования и виртуального прототипирования.
Идея непрерывного образования в условиях постоянной модернизации производства становится фундаментом, на основе которого и нужно строить стратегию кадровой политики, определять траекторию карьерного и личностного роста молодых специалистов, о чем стоит вспомнить еще раз накануне нового ученого года.