3–4 декабря 2013 г. на площадке ФГУП «ЦНИИ «Центр» прошла Вторая конференция «Будущее интеллектуальных городов России», организованная Издательским домом «CONNECT!». «Золотым партнером» конференции выступило ОАО «Энергострой – М.Н.», партнерами конференции – компании «АйТи. Ведомственные системы», «Совзонд», Raisecom, «Институт территориального планирования «“Град”». В фойе были развернуты выставочные стенды компаний – участников мероприятия.
Идеи и концепции
Заседание первого дня открылось выступлением председателя правления АНО «Центр компетенции по электронному правительству» Владимира Дрожжинова. Он рассказал обсуществующем опыте строительства «умных городов», в том числе в России – в Москве, Казани, Сколково. Докладчик отметил, что сегодня речь должна идти о развитии не столько городов, сколько — агломераций. Он упомянул также и о таком интересном явлении в мировой практике, как создание т.н. «аграрных умных городов» (Urban Agriculture), т. е. городов, где ведется сельское хозяйство.
Руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Мария Шилина посвятила свой доклад вопросам развития комплексных систем городских ЖКХ. Одна из основных проблем в этой области – отсутствие или неудовлетворительное качество первичной информации, которая является основой построения системы «умного города». Необходимо восстановление утерянной информации о состоянии инженерных систем домов, создание единых справочников, а главное, введение стандартов, типовых форматов и обеспечение открытости данных в сфере ЖКХ.
Председатель исполнительного комитета Ассоциации «Центрально- – Черноземная» Григорий Федоров считает, что интеллектуальные города – будущее России. Одна из характеристик «умного города» – качественное взаимодействие между органовами власти, а также и между властиью и населения. Вем, в качестве положительного примера такого взаимодействия он привел Белгородскую область. ОА основную проблему движения к «умным городам» докладчик видит в кадровом вопросе.
Начальник отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle, Russia & CIS Юлия Никуличева рассматривала вопрос о так называемых якорных элементах новых городов, т. е. элементах, которые создают для города точки роста. По ее мнению,С ее точки зрения основной из нихтакой элемент – доступное жилье, что стимулирует людей селиться в новом городе. А двигателями спроса становятся интеллектуальные центры, в частноститакие как крупные медицинские учреждения или университеты, – такие примеры есть в мировой практике.
Алексей Сафиоллин, заместитель главы администрации Сургута, представил создаваемую концепцию и комплексную систему стратегического управления городом. Ситуацию, когда отрасль определяет развитие территории (вариант моногородов), необходимо переломить. Территория должна наращивать интеллектуальный потенциал, чтобы развивающаяся наука вела за собой отрасль, предлагая новые конкурентоспособные технологии. Иными словами, речь идет о создании научно-промышленного кластера. Для развития города важны не количественные показатели (объемы производства, квадратные метры жилья и т. п.), а отношение граждан и бизнеса к городу и тому, что в нем происходит (к политике, экологии и пр.). Система стратегического управления городом должна создать условия для позитивного отношения и совместной работы власти, населения, бизнеса, науки. Для этого в ней должны присутствовать сформулированные и понятные стратегические цели. Докладчик особо отметил, что стратегия должна быть выгодна бизнесу. Сейчас в Сургуте создан профессиональный портал, который действует по принципам социальной сети и служит целям вовлечения бизнеса в формирование стратегии городского развития.
В Казани два проекта интеллектуальных городов реализуются «с нуля» – «Иннополис» и «СМАРТ Сити Казань». О последнем рассказал генеральный директор ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан» Булат Гаянов. Будущий город СМАРТ Сити Казань с оптимальными условиями для труда, учебы и отдыха призван стать привлекательной инвестиционной площадкой для международного и российского бизнеса. В его составе предусмотрены общественно-деловой центр, научно-образовательный центр, особая экономическая зона, парковая зона. Площадь города – 650 га, согласно мастер-плану в нем будет 59 тыс. жителей и 39 тыс. рабочих мест. Для развития проекта потребуется около 20 лет, в течение этого срока предполагается привлечь 10 млрд долл. инвестиций. Для поддержки и мониторинга реализации инвестиционных проектов планируется адаптировать и использовать решение BLESS (Business Licensing Electronic Support System) малазийской компании XYBASE.
На пути к интеллектуальной инфраструктуре
Невозможно говорить об «умном городе» без энергетической инфраструктуры, считает директор Центра внедрения инновационных технологий ОАО «Энергострой –-М.Н.» Виктор Румянцев. Пилотные проекты, которые компания выполняет в Северо-Кавказском федеральном округе (Гудермесе, Магасе, Каспийске, Кисловодске) начинаются с модернизации городских энергообъектов. Следующий этап проекта предполагает интеллектуализацию энергосетей, а в дальнейшем планируется создать высокоэффективную энергетическую инфраструктуру масштаба округа.
Особенности реализуемыхвыполняемых проектов в том, что они выполняются в условиях уже сложившейся инфраструктуры. Поэтому в первую очередь необходимы аудит инфраструктуры городского хозяйства и учет ранее внедренных элементов «умного города». Затем нужно подготовить концептуальное решение для каждого города с учетом его специфики. Докладчик подчеркнул, что «умный город» – это сложная многоуровневая структура. Реализация отдельных компонентов (подсистем) «умного города» невыгодна, ощутимый эффект они дают только в комплексе.
Алексей Алексеев, директор по маркетингу ОАО «Электронная Москва», посвятил свой доклад такой инфраструктурной составляющей «умного города», как центр обработки данных. Он рассказал том, как развивается ЦОД «Электронной Москвы», о внедрении на его базе услуги электронного документооборота и о нюансах построения автоматизированных информационных систем.
О проектах, которые реализуются в Москве в рамках концепции «умного города», рассказал Иван Фост, руководитель проекта «Открытые данные» Департамента информационных технологий г. Москвы. Один из них – Портал открытых данных правительства Москвы. Сейчас на нем опубликованы примерноорядка 200 наборов данных, около четверти их них – данные, которые просили открыть граждане. На основе представленных данных внешние разработчики создают приложения для мобильных устройств, что дает возможность окупить затраты на технологическую разработку портала.
Еще один из проектов – портал «Наш город», на котором заведено околопорядка 100 социально значимых тем, по которым граждане обращаются в городские органы власти. Причем обращение через портал приравнивается к письменному обращению, и чиновник обязан решить проблему или предоставить ответ в течение восьми дней.
Есть и ряд других информационных систем. Самое важное то, что для них всех создан единый источник данных.
Конкретный инструмент для управления городом предложил руководитель направления перспективных проектов компании «Совзонд» Владимир Алексеев. Компанией разработана модульная ГИС, базирующаяся на платформе OpenSource, которая позволяет автоматизировать управление градостроительной деятельностью. Муниципальная ГИС (МГИС) включает восемь модулей. 80% нагрузки приходится на модуль «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности» (ИСОГД), который содержит реестры градостроительных документов, юридических лиц, всевозможные планы, схемы, заявки, позволяет осуществлять поиск документов и отслеживать ход выполнения распоряжений. Кроме него в системе присутствуют модули управления землями, управления движимым и недвижимым имуществом, земельного контроля, административных регламентов, публикации открытых данных, регистра строящихся зданий, а также модуль MapHelper, упрощающий работу муниципальных служащих с инструментальной ГИС.
Вадим Деянышев, генеральный директор ООО «АйТи. Ведомственные системы», представил разработанную компанией систему, которая способна повысить эффективность улично-дорожной сети города, повысив ее пропускную способность. Средняя пропускная способность улично-дорожной сети в России редко превышает 900 автомобилей на полосу в час, в мире этот показатель достигает 1650 автомобилей. Повысить пропускную способность городских маршрутов возможно за счет организации светофорного регулирования. В мире применяютсяиспользуется координированное управление перекрестками и адаптивное управление движением на основе данных, собираемых датчиками транспортных потоков, при этом акцентупор делается на исключениие человека из управления транспортным движением.
Решение, предлагаемое компанией, основано на используемой во многих городах мира системе мониторинга городского трафика SCATS (Sydney Coordinated Adaptive Traffic System). Адаптированное для российских условий решение выводится на рынок под маркой «АйТи Трафик».
Петр Гладких, председатель комитета по информатизации и связи г. Тамбова, рассказал о применении информационных технологий для улучшения городской среды обитания. Созданный в городе аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» включает подсистемы видеонаблюдения и «Тамбов-навигация». На основе последней развивается проект «умная остановка».
Диалог горожан и власти
Олеся Филатова, начальник управления информатизации администрации Новосибирска, рассказала о практическом опыте организации взаимодействия городских властей с населением. Анализ обращений граждан в муниципалитет показал, что половина из них связана с получением официальной справочной информации. Эта информация есть во всех муниципальных ИС, но она разрозненна и доступ к ней неудобен. Созданный полтора года назад портал «Мой Новосибирск» позволяет жителям получать информацию об учреждениях и услугах, с которыми связано качество их повседневной жизни. Например, выбрав на карте адрес дома, можно увидеть паспорт дома, координаты управляющей компании, состояние систем жизнеобеспечения, фамилию участкового и пр. Использование ГИС-технологий докладчица считает необходимым для систем «умных городов», поскольку они обеспечивают удобство и наглядность информации. На портале реализована также подписка на сервисы SMS-оповещения (о ремонтных работах, городских мероприятиях и пр.). Для обратной связи создано мобильное приложение, через которое в администрацию можно обращаться с замечаниями по работе ЖКХ, предприятий торговли, сообщать о ДТП.
Опытом построения городской информационной системы поделилась Елена Сиротенко, начальник управления информатизации администрации Волгограда. Внедрение муниципальной ИС начиналось еще в 1995 г. За прошедшееэто время сложилось единое хранилище – муниципальный банк пространственных данных (на картографическом ресурсе сейчас опубликовано примерноорядка 160 слоев). Помимо ГИС как основы для реализации муниципальных сервисов внимание уделяется базовым составляющим «умного города» – управлению ресурсами и транспортной инфраструктурой. Внедряется АИС для нужд объединенной диспетчерской службы. Создается региональная навигационная система, разрабатывается автоматизированная система контроля оплаты проезда на общественном транспорте.
Основные интересы граждан лежат в социальной сфере. Для оказания услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта развивается система МФЦ. Предполагается, что со временем МФЦ могут стать также центрами сбора данных о населении города.
Начальник отдела информационно-технологического развития префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы Анна Коробова рассказала об опыте применения краудсорсинговых технологий в городском управлении. Речь шла об использовании интеллектуального потенциала граждан для улучшения качества городской среды и определения направлений развития города. Технология способна принести очень хорошие результаты при соблюдении ряда условий, прежде всего обеспечения так называемой фасилитации – мотивации участников и отбора идей.
О том, как можно повысить качество работы городских чиновников и удовлетворенность жителей муниципальными услугами, рассказал Павел Ципорин, начальник управления информатизации администрации Ханты-Мансийска.
Развернутая в городе система оценки качества муниципальных услуг основана на работе группы экспертов, плюс к этому на 30 рабочих местах чиновников по всему городу были размещены Android-планшеты. Посредством планшетов посетители ставят оценки чиновнику за работу. Если оценка неудовлетворительная, руководитель подразделения может ознакомиться с аудиозаписью приема, чтобы понять источник проблемы.
Система связана с муниципальным сайтом. Для человека, посетившего любую приемную, автоматически заводится личный кабинет, где он может посмотреть историю своего взаимодействия с органами местного самоуправления, узнать, когда прийти за документом и пр. Предусмотрено также SMS-информирование.
Информационная открытость
Второй день работы конференции начался с выступления Александра Айгистова, руководителя Российского агентства развития информационного общества (РАРИО). В своем докладе он проанализировал направления государственной политики в сфере развития информационного общества в РФ, заострил внимание на вопросах повышения эффективности проектов в сфере электронных услуг, обосновал необходимость введения института единого архитектора госуслуг, располагающего разветвленной сетью экспертов.
Информационная открытость составляет основу эффективных градостроительных решений – один из выводов доклада Светланы Бачуриной, помощника депутата Государственной Думы В. Ресина. Она представила основные направления и базовые принципы инновационной градостроительной политики, в частности пояснила значение стратегического плана и целевого программирования как системы задач и мероприятий, увязанных по целям, срокам и ресурсам, включая объемы и источники финансирования государственных, региональных и муниципальных программ.
Среди наиболее важных факторов, оказывающих влияние на принятие градостроительных решений, докладчик отметила согласованность документов стратегического социально-экономического и территориального планирования (как основы для реализации генеральных планов), сбалансированность в границах соответствующих территорий государственных программ, инвестиционных программ естественных монополий, совершенствование форм общественного диалога по вопросам градостроительства, социальную направленность и эффективность нормативно-технической базы градостроительного проектирования, обеспечение добросовестной конкуренции при размещении госзаказа на выполнение работ. ОПри этом основу подобной конкуренции должны составлять критерии профессионального качества.
Евгения Рыбина, младший научный сотрудник Центра региональных исследований и городского планирования ВШЭ, рассказала об особенности формирования системы управления жилищной сферой «интеллектуального города».
«Информационно-аналитическая система управления градостроительным развитием города Сургута как инструмент реализации муниципальной политики, направленной на повышение качества жизни горожан» – эта тема стала предметом выступления Анны Береговских, генерального директора компании «Института территориального планирования «Град». Структура и детали доклада, раскрывающего методологию работы над проектом, а также интонация, с которой выступала Анна Береговских, обеспечили интерес и внимание аудитории к освещаемой теме. Намерение воплотить идею о том, что генплан следует рассматривать как общественный договор, предопределило участие жителей Сургута в проекте, определяющем приоритетные направления совершенствования городской среды.
На основе расчетов параметров развития территорий, определяемых генпланом, комплексно решаются задачи пространственного размещения объектов транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры, расположения рекреационных и производственных площадок. Изменения в генплан вносятся в целях создания условий для повышения качества жизни через совершенствование городской среды. Ведь качество жизни, как и инвестиционный климат, по словам Анны Береговских, – важнейшие ресурсы в глобальной конкуренции городов. Задача сотрудников института территориального планирования – выявление районов с общими градостроительными и социально-экономическими характеристиками для подготовки материалов, на основе которых можно будет вносить изменения в правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования.
Ресурсы многослойной ГИС
Возможностям ГИС для мониторинга на примере проекта, реализованного в городе Армавире, посвятил свое выступление Вячеслав Бутин, заместитель директора по развитию бизнеса компания «Совзонд». На геопортале центра мониторинга объединеныа базовая пространственная информация и ситуационные планы. Структурированная послойно пространственная информация сочетает цифровую топографическую карту (в масштабе 1:5000), космическую съемку, тематические объекты, представленные на ситуационной карте.
Информация о муниципальных объектах, транспорте и происшествиях города Армавир аккумулируется на ситуационной карте. Сведения о местоположении и скорости движения муниципального транспорта можно получать в режиме реального времени, что важно, например, при выборе маршрута. В рамках мониторинга окружающей среды в городе обеспечивается возможность на основе данных метеорологических станций следить за экологической обстановкой.
Посредством системы видеонаблюдения можно осуществлять контроль за проведением массовых мероприятий, действиями спасательных отрядов в условиях чрезвычайной ситуации, отслеживать обращения в полицию с помощью кнопок экстренного вызова и т. д. На стенде, развернутом «Совзонд» в рамках конференции, сотрудник компании Евгения Гусакова демонстрировала сценарий реагирования на чрезвычайную ситуацию в случае срабатывания тревожной кнопки на том или ином городском объекте. Ресурс предоставляет возможности поиска и оповещения ближайших транспортных средств для эвакуации, получения дополнительной информации с помощью звонков и камер видеонаблюдения. Предусмотрена также виртуальная 3D- модель места для расчета оптимального маршрута эвакуации.
Решения, о внедрении которых рассказывали на конференции представители компании «Совзонд», стали результатом участия интегратора в реализации программы по созданию сСистемы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности Краснодарского края. На территории Армавира, выбранного в качестве пилотного региона, была создана диспетчерская служба «112», оснащенная системами оперативного реагирования, в том числе геопорталом мониторингового центра.
Опыт и проблемы информационного взаимодействия ГИС Фонда «РЖС» с муниципальными ГИС представил на конференции Алексей Вилков, заместитель начальника Управления информационно-аналитического обеспечения Фонда «РЖС». Одной из функций Фонда «РЖС» является организация разработки ПО для управления проектами жилищного строительства. Созданная Фондом внутрикорпоративная Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС) состоит из комплекса информационных подсистем, в том числе геоинформационной (ГИС ЕИАС). Органы местного самоуправления по запросам Фонда бесплатно предоставляют сведения, связанные с обеспечением градостроительной деятельности. Оптимизации взаимодействия ГИС Фонда и муниципальных образований будет способствовать решение ряда проблем.
Среди наиболее актуальных из них Алексей Вилков назвал отсутствие единого формата обмена пространственными данными в России, представленными в виде векторной модели, отсутствие в составе публичных кадастровых карт Росреестра сведений о форме собственности на объекты недвижимости (государственная, субъекта РФ, муниципальная, частная), отсутствие геоинформационного описания границ (слоя) административно-территориального деления и единой системы нормативно-справочной информации (справочников и классификаторов). По мнению представителя Фонда, еще одним препятствием в работе служат избыточные ограничения секретности пространственных данных в России.
Олег Гаврилов, руководитель управления информационных ресурсов и технологий администрации городского округа Самара, рассказал о достижениях и проблемах создания, развития и эксплуатации муниципальной геоинформационной системы. На геопортале округа представлен целый ряд информационных сервисов. Особое внимание уделено сервисам взаимодействия с жителями, которые все активнее пользуются современными технологиями для направления органам власти пожеланий и предложений. Докладчик представил несколько реализованных проектов: «Мобильная приемная Администрации г. о. Самара» и «Прибывалка-63» (прогноз прибытия транспорта на городские остановки, доступный в онлайн-режиме).
Вячеслав Платонов, представитель департамента градостроительной политики г. Москвы, проанализировал эффективность механизма получения государственных услуг в строительной сфере. Результатом перевода всех процедур инвестиционно-строительной деятельности в электронный вид стало уменьшениеснижение фактического времени получения услуг и сокращение перечня документов, представляемых заявителем лично. С 1 октября 2013 г. прием заявлений на получение госуслуг в отношении объектов по городскому заказу осуществляется только в электронном виде через портал.
«Умные сети» для города с «интеллектом»
О путях повышения энергоэффективности как одного из важнейших элементов «умного города» шла речь в выступлении Алексея Туманина, начальник управления инновационной, технической политики и повышения энергоэффективности компании «Россети». Он рассказал о планах по реализации пилотного проекта Smart Grid на примере Сколково и представил предложения по распространению в нашей стране технологии «умных сетей». Необходимость снижения потерь в электросетях, повышения уровня автоматизации, надежности, наблюдаемости сети в целях оптимизации затрат на реновацию стимулируют развитие «умных» или «интеллектуальных» сетей» в России.
Барьерами в распространении технологии «интеллектуальныхумных сетей» являются, в частности, отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей принципы создания и эксплуатации Smart Grid, особенности функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии и взаимоотношений между их участниками, слабое развитие возобновляемых источников электроэнергии, износ основного оборудования распределительных электрических сетей, отсутствие опыта реализации технологии распределенной генерации виртуальных электростанций (Virtual Power Plants – VPP).
Что касается предложений по распространению «умных сетей» в России, то необходимо обеспечить комплексный подход, предусматривающий разработку корпоративных концепций Smart Grid и Smart City, комплекта нормативно-технических документов и корпоративных механизмов мотивации к внедрению технологии. В процессе обкатки технологий Smart Grid и Smart City на пилотных проектах важно фиксировать фактические показатели эффективности решений, предлагать варианты привлечения инвестиций, адаптировать механизм реализации энергосервисных контрактов. Больше внимания нужно уделять изучению зарубежного опыта в этой сфере. По словам Алексея Туманина, пришло время сформулировать и направить в профильные министерства и ведомства предложения о необходимости обеспечения финансовой и нормативно-правовой господдержки распространения технологий Smart Grid.
Тему разработки интеллектуальной интегрированной системы энергоснабжения города выбрала для доклада на конференции Лидия Коверникова, старший научный сотрудник, доцент Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН. В ходе реализации пилотного проекта в одном из микрорайонов г. Иркутска планируется разработать методические и технологические основы создания систем управления энергоснабжением городов. По оценкам сотрудников Института, перспективными для создания интеллектуальных интегрированных систем энергоснабжения являются города с населением менее 5 тыс. (почти 28% таких населенных пунктов в России) и от 5 до 100 тыс. (42% городов).
Подробно об этапах реализации проекта «Умный город» на территории Северо-Кавказского федерального округа и выбранных для этого технологиях и решениях рассказал Владимир Боровой, заместитель директора Центра внедрения инновационных технологий компании «Энергострой –- М.Н.». В рамках модернизации энергообъектов предлагается использовать цифровые технологии, в частности обеспечить передачу данных по протоколу МЭК 61850, создать виртуальную систему релейной защиты и противоаварийной автоматики. Оценку состояния линий электропередачи, онлайн-мониторинг территорий, прилегающих к подстанциям и другим объектам можно проводить с применением беспилотных летательных аппаратов. Планируется широко использовать технологии альтернативной генерации. Предлагаемый комплекс решений представляет интерес и для других регионов страны, где износ сетей и сетевого оборудования достигает 60%, потери в распределительных и городских сетях составляют от 20 до 30%, собственники сетей не заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий, отмечается высокий уровень несанкционированных подключений и хищений электроэнергии и тепла и т. д.
Комплексный подход к реализации проектов компания «Энергострой – -М.Н.» наглядно продемонстрировала в рамках выставки, развернув макет проекта «Создание высокоэффективной энергетической инфраструктуры в СКФО». Макет состоит из трех кластеров: приморского, курортного и горного. Как пояснил представитель Центра внедрения инновационных технологий ОАО «Энергострой –- М.Н.» Анвар Рамазанов, каждый из сегментов ассоциируется с конкретными городами на Северном Кавказе: прибрежный – Каспийск, курортный – Кисловодск, горный кластер – небольшие поселения в горах. Работа макета, который демонстрирует применение энергоэффективных технологий и интеграцию альтернативных источников энергии в традиционную сеть, обеспечивается специально разработанным программным комплексом, модулирующим 24-часовой цикл. В приморском городе находятся ветрогенераторы, рядом с ними – аккумуляторные батареи большой мощности (АББМ), которые накапливают электроэнергию, производимую ветрогенераторами. В обычное время АББМ аккумулируют электроэнергию, но в часы ее пикового потребления городом (утром и вечером) программа управления перетоками мощностей (mEMS) подключает АББМ на разрядку в сеть, тем самым пики компенсируются и сглаживаются – повышаюется надежность и эффективность системы электроснабжения. Кроме того, в приморском городе действует работающая на биогазе газотурбинная установка (ГТУ), которая генерирует электроэнергию для опреснительной станции. Опресняемая морская вода используется для технологических и питьевых нужд города. Рядом находятся очистные сооружения, продукты деятельности перерабатываются, а вырабатываемый биогаз снабжает ГТУ. Принцип замкнутой системы предполагается использовать и в других кластерах.
Сценарии автомобилизации
В заключительной части конференции состоялось заседание секции, посвященной проблемам развития транспортной инфраструктуры. Провел заседание Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ. В своей презентации он проиллюстрировал, что автомобильный трафик – лишь небольшая часть сложной совокупности социально-экономических проблем города, а также проанализировал несколько сценариев автомобилизации.
Автомобилизация по восходящей спирали, определяющая развитие городов, упирается в «рубеж» 800–900 автомобилей на тысячу жителей при любых параметрах застройки и планировки. Контролируемая интересами города автомобилизация целенаправленно поддерживается в пределах 200–250 на тысячу жителей, для этого вводятся жесточайшие меры по ограничению численности и интенсивности использования автопарка. Так называемая тупиковая автомобилизацияи – не более 200–400 автомобилей на тысячу горожан в зависимости от параметров расселения, застройки и планировки. Пропорции распределения территории и конфигурация улично-дорожной сети не соответствуюет реальному уровню автомобилизации населения.
Проблема трансформации городов из «неавтомобильного» кластера в «автомобильный» не имеет дорожно-строительного решения, поскольку не хватит ни денег, ни пространства. Целесообразным признается принцип гуманизации городской среды, согласно которому автомобили не доминируют. В целях создания сбалансированной транспортной системы предлагается стимулировать использование общественного транспорта и посредством регулятивных и ценовых мер противодействовать частому использованию личных автомобилей.
Одним из возможных решений проблемы является создание интеллектуальной транспортной системы. Рассказывая о преимуществах ИТС для мегаполиса, Александр Поляк-Брагинский, представитель ГКУ Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, отметил сокращение на треть времени реагирования при ДТП, внештатных и аварийных ситуациях, возможность централизованного управления транспортным комплексом столицы и согласованного управления пассажирскими потоками Москвы и области, а также предоставление информации городским службам и населению в оперативном режиме.
По мнению Юрия Котикова, профессора кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, развитие рынка транспортно-логистических услуг в России создает предпосылки для формирования транспортно-логистических кластеров как эффективной формы интеграции участников рынка. Понятие пространственного кластера шире понятия комплекса, что обусловлено географической основой, требующей использования геоинформационных технологий – применения соответствующих ГИС-моделей, а также целевой направленностью. Применительно к городам будущего можно вводить понятие умного транспортно-логистического кластера.
В выступлении Владимира Онегина, академика Международной академии транспорта, особое внимание было уделено теме построения интеллектуальных транспортных систем. В частности, рассматривались методы сбора, анализа и обработки информации, а также варианты оптимизации системы управления городской инфраструктурой.
В работе конференции принимали участие делегации, представляющие органы власти, учреждения и предприятия, из Беларуси и Казахстана.