«Наша цель – обеспечить аналитикам плацдарм для генерации идей»

Ника Пономарева
Ника Пономарева

По мере проникновения мобильных технологий в повседневную жизнь не утрачивает актуальности проблема оттока абонентов. Операторы прикладывают немало усилий к тому, чтобы, оценив динамику данного показателя, своевременно принять меры для повышения лояльности клиентов. Как показывает практика, наибольших успехов можно добиться в том случае, если клиентскую базу анализируют во взаимосвязи с динамикой продаж, спросом на услуги или продукты, а результаты подобных исследований представляются в наглядном и удобном для восприятия виде. Большое значение имеет и комплексный анализ причин оттока, недополученного дохода, динамики изменения уровня продаж и скрытых ресурсов для повышения прибыли компании. Реализовать такой подход позволяют инструменты визуальной аналитики, помогающие понимать поведение абонентов, оценивать сценарии продаж в рамках жизненного цикла продуктов. На собственном опыте в этом убедились в компании Tele2, которая в качестве инструмента бизнес-анализа выбрала решение SAS Visual Analytics. О возможностях и преимуществах данного решения, методике его внедрения и результатах работы нашему журналу рассказала руководитель направления систем бизнес-анализа и целевого маркетинга компании Tele2 Ника ПОНОМАРЕВА.

 

Как можно обрисовать ситуацию с бизнес-анализом в Tele2 до реализации проекта? Что подтолкнуло компанию к внедрению решения SAS Visual Analytics?

– Проект стартовал в 2014 г. В компании к этому времени уже была создана и постоянно развивалась довольно большая аналитическая область в рамках операционного хранилища: стандартные отчеты и интерфейс для создания ad-hoc-запросов. Кроме того, в стадии реализации находился проект на уровне шведской группы компаний Tele2 AB по созданию корпоративного аналитического хранилища (EDW). После того как в 2013 г. российское подразделение оператора было продано группе ВТБ, построение EDW нужно было начинать заново.

Менеджмент решил запустить программу развития бизнес-аналитики, которая предусматривала выбор BI-интерфейса для пользователей и новый проект EDW. В конкурсе участвовали решения таких компаний, как SAS, Oracle, IBM, Microstrategy, QlikView и др. Главной задачей было в кратчайшие сроки предоставить пользователям удобный инструмент для исследования данных и создания интерактивных отчетов, что облегчило бы ручной процесс формирования аналитики на базе имеющихся детальных стандартных отчетов. От решения ожидали гибкости в визуализации, возможности создания расчетных показателей без кодирования, широкого набора статистических функций.

Для покрытия функциональных требований компания SAS предложила набор модулей BI, среди которых был Visual Analytics (VA).

Каковы возможности решения SAS Visual Analytics? В чем его преимущества перед другими решениями данного класса, представленными на российском рынке?

– Мы сделали акцент на визуализации – такое представление информации позволяет быстро получить ответы на возникающие вопросы. В Visual Analytics пользователям доступны инструменты сценарного моделирования прогнозируемых показателей, очень легко и удобно работать с формулами и картами. Большое внимание мы уделили удобным мобильным приложениям, тому, как выглядят создаваемые отчеты, насколько полно их функционал представлен на мобильных устройствах. Доступность информации независимо от местонахождения пользователя – важное преимущество BI.

Какие ИТ-задачи решил оператор, выбрав это решение?

– Благодаря применению in-memory-вычислений удалось исключить дополнительную нагрузку на операционное хранилище. Данные из него забираются в ходе регламентных процессов, агрегируются и поднимаются в память Visual Analytics, где и выполняются все операции. Сейчас в системе работают более 200 пользователей. В текущем году их количество увеличится до 700. Таким образом, уже до внедрения аналитического хранилища такой способ работы BI обеспечил возможность получения результатов.

Пришлось ли компании SAS адаптировать решение с учетом запросов, пожеланий или, например, специфики работы Tele2?

– Некоторые пожелания по графикам были учтены вендором еще на этапе внедрения и вошли в следующую версию решения, которая и была в итоге развернута. Но, например, карты с региональной спецификой Tele2 были кастомизированы.

Как была организована работа над проектом, кто входил в проектную команду?

– Проект по выбору BI-системы для всей компании задействует все подразделения, поэтому в рабочую группу вошли представители ИТ, ключевые бизнес-пользователи финансовой и коммерческой функций, центр компетенции BI и проектный менеджер.

Конкурсы по выбору решений мы обычно проводим с созданием прототипов, с помощью которых на реальных кейсах можно показать функционал участников. В этом проекте в качестве таких кейсов мы выбрали две предметные области: анализ корпоративных клиентов и анализ churn value (ценности оттока абонентов). Успех проекта определило активное участие ключевых пользователей на всех этапах – от написания требований к системе до тестирования и приемки прототипов. Эта креативная энергия дала ощутимый результат: кроме выбора лучшего BI решения для компании мы получили и реализованные прототипы.

Каковы результаты проекта, что было сделано?

– Результатом проекта стало прежде всего внедрение набора модулей SAS для аналитики в виде классического BI, Visual Analytics, EG, Data Integration и др. На эти инструменты постепенно переходит бизнес-аналитика компании. Кроме того, пользователи сразу получили предметные области с аналитикой по клиентам корпоративного сегмента и факторным анализом churn value абонентов. Особое внимание мы уделяем ценности абонентской базы, что нашло отражение в самом низком в отрасли показателе оттока – 8,2% по итогам II квартала 2015 г.

Для того чтобы добиваться таких результатов, нужно обеспечить многофакторный анализ поведения абонентов, причем как активных, так и тех, которые ушли в отток. Стоит отметить, что важен анализ с точки зрения не только потребления услуг связи, но и участия в мероприятиях целевого маркетинга.

Предполагаются ли развитие данного решения на базе инфраструктуры оператора, оказание техподдержки на этапе эксплуатации внедренных инструментов бизнес-анализа?

– После окончания проекта осенью 2014 г. и получения первых результатов мы продолжаем поддерживать развитие предметных областей в SAS Visual Analytics: в текущем году внедрены Management Dashboards с анализом верхнеуровневых показателей эффективности. Для решения этой задачи используются данные из биллинга компании, финансового хранилища SAP и внешних файлов. При внедрении аналитического хранилища проведем миграцию реализованной аналитики на общую витрину для бизнес-анализа и встроим инструмент в обновленный бизнес-процесс. Наша цель – обеспечить аналитикам плацдарм для генерации идей, и главная роль в процессе всестороннего исследования узких предметных областей – у Visual Analytics. Надеемся, что динамичное развитие функционала системы закрепит за ней это место надолго.

Как вы оцениваете спрос на бизнес-аналитику на российском рынке? Какие компании могут выступать в роли потенциальных заказчиков подобных решений в перспективе?

– Все компании, для которых развитие бизнеса связано с правильностью оценки поведения клиентов, неминуемо приходят к необходимости решения задач в области аналитики. Поэтому спрос на бизнес-аналитику в нынешней фазе развития отечественного рынка сложно переоценить.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку