Налог на трафик

Интернет-сервисы могут обязать платить за пропуск «основного» интернет-трафика. Инициатива, которая прописана в проекте стратегии развития связи, не затронет только организаторов распространения информации. Такой подход, вероятно, нацелен на получение отчислений от зарубежных компаний, считают эксперты, однако, будут ли они прислушиваться к новым требованиям, пока неясно. Пострадавшими при этом могут оказаться российские контент-провайдеры и коммерческие операторы CDN.

Платить придется за пропуск основного трафика на сетях связи – больших потоков видео, например. С такой инициативой выступили авторы «Стратегии развития отрасли связи в РФ на 2024–2035 годы», предварительный текст которой был подготовлен Минцифры России совместно с операторами связи.

Согласно документу планируемый объем трафика в РФ будет последовательно увеличиваться примерно на 25% в год. В потребительском сегменте это будет происходить за счет стриминга видео в высоком разрешении (4K, 8K), а также приложений дополненной и виртуальной реальности и мультимедийного контента. За рубежом подход с оплатой за трафик уже использовали в Южной Корее – там в 2019 году обязали онлайн-кинотеатр Netflix заплатить оператору SK Broadband компенсацию за пропуск трафика, однако видеосервис по-прежнему оспаривает это решение.

Новые требования не коснутся только компаний, которые Роскомнадзор внес в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). На сегодняшний день в нем числятся, например, «ВКонтакте», «Дзен» и «Одноклассники», сервисы Яндекса и видеохостинг Rutube. Из зарубежных интернет-сервисов в реестр ОРИ внесен только видеохостинг Vimeo. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что они обязаны хранить на территории РФ данные о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей, а также информацию об этих пользователях в течение одного года. Кроме того, до шести месяцев необходимо сохранять и сообщения интернет-пользователей.

Цели инициативы

Российские контент-провайдеры уже платят операторам связи самостоятельно или через коммерческих операторов CDN, рассказал гендиректор CDNvideo Ярослав Городецкий. Поэтому основной целью инициативы, вероятно, стало получение отчислений зарубежных компаний.

«Дискуссии о том, должны ли телеком-операторы получать деньги от контент-провайдеров за сетевые услуги, идёт достаточно давно. На заре развития интернета в России контент-провайдеры действительно не платили. Потом операторы добились того, что практически все контент-провайдеры стали направлять деньги за пропуск трафика – либо напрямую, либо при посредничестве операторов CDN, которые “разговаривают” на языке контент-провайдеров и предоставляют адаптированные для них услуги. Сейчас, насколько я знаю, осталась лишь пара-тройка российских контент-провайдеров, которые не оплачивают эти услуги телекоммуникационных операторов, и все они обладают статусом ОРИ, – отмечает эксперт. – С зарубежными провайдерами ситуация несколько другая – телеком-операторы зачастую предоставляют им услуги бесплатно, так как это позволяет им экономить на стоимости интернет-каналов: ведь если не дать бесплатный интернет-порт зарубежному контент-провайдеру, его трафик придёт через дорогой внешний интернет-канал. Но в итоге получается, что зарубежные контент-провайдеры находятся в более выгодном положении, чем отечественные, так как многие из них за пропуск российского трафика не платят. Возможно, именно это противоречие и пытается разрешить новый проект стратегии отрасли связи».

Платите и показывайте

Как отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин, в России нет обязательного «налога на трафик». «Компании самостоятельно принимают решения о заключении коммерческих договоров с операторами, законодательных обязательств в этой сфере у них нет. Решение о введении новых мер должно приниматься, конечно, очень взвешенно, ведь это – существенная статья расходов для бизнеса. Российские онлайн-кинотеатры, например, на фоне ухода зарубежных мейджоров с рынка очень активно занимаются дорогостоящим производством собственного контента, и вводить для них дополнительные финансовые обязательства нужно очень аккуратно. Ведь важно не навредить тем, кто сегодня наравне с другими участниками российской экономики борется за импортонезависимость нашей страны, только в культурной сфере», – считает депутат.

Если рассматривать инициативу с точки зрения сбора оплаты с зарубежных площадок, то она выглядит вполне рационально, однако тут так же необходимо учитывать специфику времени. «В реестре ОРИ нет YouTube, в то время как от него идет огромное количество трафика, пусть и через распределенную CDN-сеть. Это означает, что видеохостингу также придется платить, однако сейчас его владелец – американская корпорация Google – проходит процедуру банкротства в России и не может разобраться с многомиллиардными штрафами, которые ей уже были назначены судом. На фоне того, что площадка и так работает вразрез с действующими требованиями российского законодательства, нет никаких гарантий того, что YouTube и другие иностранные платформы будут соблюдать новые. И это может стать веским поводом для введения в отношении таких сервисов самых серьезных технических мер – например, блокировки на территории России. Правда, это пока рассматривается только как крайний шаг», – заключил парламентарий.

Точка зрения

Вероятность того, что зарубежные контент-провайдеры проигнорируют положение новой стратегии об оплате услуг связи, видит и Ярослав Городецкий. «При этом пострадавшими в итоге окажутся российские контент-провайдеры и коммерческие операторы CDN, деятельность которых никак не учитывается в проекте стратегии. Сейчас многие контент-провайдеры выбирают коммерческие CDN как единое окно, через которое можно размещать контент в сетях почти всех телеком-операторов одновременно. Если новая стратегия потребует, чтобы контент-провайдеры платили за трафик напрямую операторам связи, то коммерческие операторы услуг CDN перестанут быть востребованными. И тогда может прекратить своё существование целая отрасль с оборотом в несколько миллиардов рублей, где трудятся сотни высококвалифицированных программистов и инженеров, которые создают высокотехнологичные, конкурентные на мировом рынке ИТ-услуги. А российские контент-провайдеры лишатся доступа к большому числу услуг, которые предоставляют им коммерческие операторы CDN, в частности, к услугам по вещанию видео, которыми они привыкли пользоваться для трансляции общественно-значимых мероприятий, в том числе прямой линии президента или Олимпийских игр», – подчеркнул Городецкий.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку