На страже ваших данных: почему банки должны работать в российских мессенджерах

Использование иностранных мессенджеров для личного общения не будет ограничено в России, однако банковские сервисы должны запускаться только на российских платформах. Кроме того, коммуникация школ с родительским сообществом и учениками так же должна идти только на «доверенных» отечественных платформах, считает глава Минцифры России Максут Шадаев. Сегодня отечественные платформы уже развиваются достаточно активно и обладают всеми ресурсами для того, чтобы обеспечить эту работу. Однако компаниям и организациям предстоит пройти период адаптации к ним и переформатирования своей работы.

Многие чиновники уже совершили полный переход на российское внутренне приложение для рабочих коммуникаций, заявил глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев на заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

«Когда мы говорим про школы, про общение учителя с родителями, учениками, мы хотим, чтобы это было на доверенной российской платформе. По поводу реализации банковских сервисов на платформе мессенджеров. Здесь тоже совместная с Центробанком позиция, — это должно быть на базе российских мессенджеров. <…> Мы ни в коем случае не хотим ограничивать работу иностранных мессенджеров в личном общении», — сказал он.

Ранее о необходимости избегать использования конкретных приложений, программ и сайтов при предоставлении услуг сообщали и в Роскомнадзоре. Так, с 1 марта российским финансовым и государственным компаниям и организациям нельзя при оказании услуг, выполнении государственного или муниципального задания использовать зарубежные мессенджеры для передачи платежных документов или предоставления информации, содержащей персональные данные россиян или данные о переводах денежных средств. «По состоянию на 1 марта 2023 года к таким сервисам могут быть отнесены: Discord, Microsoft Teams, Skype for business, Snapchat, Telegram, Threema, Viber, WhatsApp, WeChat. Просим российские организации учитывать новые обстоятельства при планировании своей деятельности», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства.

Само по себе введение такого запрета видится вполне логичным, считает член ИТ-комитета Госдумы Антон Немкин. Российские площадки проще контролировать с точки зрения корректного обращения с персональными данными и финансовой информацией, которые не должны попасть в руки мошенников. Их можно привлечь к ответственности, добиться справедливого решения по задевающему пользователя вопросу, в то время как в случае с зарубежными мессенджерами это в последнее время не представляется возможным, отмечает Немкин: западные платформы игнорируют все требования, изредка выплачивают штрафы, однако даже в этих случаях свою политику не меняют. Сейчас наказание за несоблюдение указанных мер пока не предусмотрено законом, однако это необходимо, уверен депутат. «С момента вступления закона в силу надзорные органы уже следят за его исполнением и при необходимости направляют предупреждения нарушителям. На первых этапах работы, на мой взгляд, этого может быть вполне достаточно, – так или иначе, организациям нужен переходный период, чтобы наладить взаимодействие через отечественные площадки, проработать схему работы и протестировать ее», — сказал Антон Немкин.

Адвокат, член Комиссии по новым технологиям и правовому обеспечению цифровизации общества Ассоциации юристов России Алексей Синицын также подчеркнул, что зависимость России от иностранного программного обеспечения ранее была критически опасной, и сейчас государственная политика нацелена на скорейшее импортозамещение в этой сфере. «Замещение иностранных мессенджеров логичнее всего начинать с банковской сферы, так как в ней сосредоточено огромное количество продвинутых ИT- компаний», — сказал он.

Во время экономических войн именно банки становятся приоритетной целью для атак со стороны недружественных государств, уверен Синицын. «Использование иностранных мессенджеров, во-первых, ненадежно, так как их могут в любой момент отключить, а, во-вторых, небезопасно, так как сведения, передаваемые с их помощью, могут использовать против банковской системы. Кроме того, банковские сервисы и мессенджеры, которые они используют, должны иметь повышенную степень защищенности, обеспечиваемую самими банками, для защиты от мошенников и хакеров», — добавил он.

Управляющий партнер AVG Legal, адвокат Алексей Гавришев добавляет, что с юридической точки зрения создание банковских систем на отечественных платформах облегчит процесс контроля и за деятельностью самих банков.

«Безусловно такой подход поможет четче контролировать соблюдение законов как в отношении пользователей, так и в отношении самих сервисов. К тому же, переход на отечественные платформы стал наиболее актуальным ввиду предусмотренных уже санкций. Более того, наша страна обладает одними из лучших разработчиков систем и приложений в целом, так что особого труда по созданию таких систем быть не должно», — сказал Алексей Гавришев.

По словам Немкина, меры, которые на первый взгляд могут показаться строгими, на самом деле будут работать исключительно на благо россиян. «Да, компаниям придется пройти некий переходный период, это не всегда легко, они еще не раз будут высказывать недовольство новыми требованиями. Но пользователям необходимо четко понимать – для них такой запрет будет очередным защитным инструментом в обеспечении кибербезопасности, роль которого неочевидна на первый взгляд, но очень ощутима на фоне постоянно растущего числа утечек, все более широкого распространения ловушек в виде фишинговых сайтов и других опасностей в сети», — подчеркнул Антон Немкин.

Российские ИТ-компании уже вполне готовы к тому, чтобы выстраивать взаимодействие с банками на своих площадках. Так, «Промсвязьбанк» (ПСБ)первым в России встроил чат-бот для бизнеса в мессенджер VK. Чат-бот может отвечать на вопросы об условиях по тарифам, кредитам и бизнес-картам, сообщать адрес ближайшего офиса или банкомата, давать пояснения о работе с мобильным и интернет-банком. Руководство банка рассчитывает, что в ближайшее время функционал бизнес-ассистента в мессенджере будет расширен: клиенты смогут получать информацию об остатках на счетах и выписки по ним, выставлять счета контрагентам, создавать и проводить платежи и выполнять многие другие функции, востребованные как самим бизнесом, так и его клиентами.

Интеграцию с VK сейчас налаживает и образовательный центр поддержки одарённых детей центр «Сириус», который уже анонсировал запуск совместных онлайн-проектов. «Думаю, в обозримом будущем примеру ПСБ и «Сириус» последуют и другие российские организации, которые и сами видят, как активно развиваются российские ИТ-площадки. У них впереди большое будущее, важно строить его всем вместе», — подчеркнул Немкин.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку