В первом квартале текущего года в Госдуму поступят поправки к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятие которых создаст условия для оказания медицинских услуг дистанционно. Как ожидается, в скором времени в России получит право на жизнь телемедицина.
Об этом классе перспективных услуг оказания медицинской помощи в нашей стране заговорили более 15 лет назад. В 2000 г. была разработана стратегия по развитию телемедицины. Примерно лет десять назад подсчитали, что потенциальными пользователями этих услуг в России являются почти 12 млн жителей. Несмотря на внушительный потенциал данного сегмента, стремительное развитие мобильных медицинских устройств, способных контролировать самочувствие человека, отражать динамику состояния здоровья, обеспечить продвижение телемедицины в российских условиях не удавалось.
Между тем доступность элементарных медицинских услуг, возможность оперативной первичной консультации с врачом для жителей многих регионов страны, причем не самых удаленных, с каждым годом становится все более актуальной. Неразвитая транспортная инфраструктура, острая нехватка медперсонала в госучреждениях ряда регионов, например, в Тульской, Астраханской областях, на Сахалине (по некоторым данным, в России не хватает 30 тыс. врачей), – лишь некоторые проблемы, препятствующие своевременному получению медицинской помощи.
В настоящее время наша страна существенно проигрывает развитым государствам в уровне правового регулирования вопросов, связанных с организацией удаленной работы врачей, обеспечением доступности квалифицированной медицинской помощи в разных регионах. В частности, этим объясняется разница в продолжительности жизни наших граждан в различных субъектах федерации.
Как стало известно под занавес минувшего года, наконец-то лет тронулся. Представители Совета Федерации и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) заявили о своей решимости направить в Госдуму соответствующий законопроект. Эксперты подготовили так называемый рамочный законопроект. Изрядная доля решимости для законодательного продвижения телемедицины, о чем было заявлено одним из сенаторов в последней декаде декабря, потребуется в том случае, если Министерство здравоохранения будет настаивать на необходимости доработать законопроект, выслушав мнения экспертов.
Рамочный документ, подготовленный для внесения в Госдуму, дает возможность узаконить предоставление услуг телемедицины, установить механизмы оказания ряда сервисов посредством интернет-доступа по двум направлениям: врач – пациент и медработник – врач. В частности, речь идет об идентификации врача и пациента, возможности проведения консилиумов дистанционно, механизме заключения договора на получение медицинской услуги. Следует отметить, что оказание медицинских услуг дистанционно планируется разрешить применительно к некоторым видам заболеваний. Их перечень будет определен Министерством здравоохранения посредством издания подзаконных актов.
По мнению сторонников скорейшего принятия рамочного закона, любое промедление с реализацией данной инициативы сдерживает развитие стартапов, которые разрабатывают высокотехнологичные медицинские сервисы и услуги. Не появятся инвестиции в этом сегменте рынка, пока не будут созданы законодательные предпосылки для развития телемедицинских услуг.
Российский рынок готов к использованию медицинских сервисов на основе интернет-технологий, и Минздрав вынужден оперативно реагировать на потребности граждан и запросы игроков рынка. Опасения чиновников от медицины связаны с тем, что механизм предоставления телемедицинских услуг требует доработки. В частности, нужно предложить алгоритм организации работы врача, который будет консультировать пациента удаленно, разработать методологию дистанционного лечения. Специалисты настаивают на том, что консультации посредством интернет-сессий и онлайн-конференций следует чередовать с обязательным приемом пациента в медицинском кабинете. Нужно также составить список показаний и противопоказаний к осуществлению удаленного взаимодействия участников процедуры лечения.
Возможно, придется разработать соответствующий регламент, содержащий стандарты обслуживания и оказания помощи, а также меры ответственности. Ведь в предоставлении телемедицинской услуги могут принимать участие несколько узкопрофильных специалистов (первичная консультация, направление на обследование, анализ и оценка результатов обследования, диагностика и т. д.). Детальное описание подобных процедур позволит свести к минимуму возможные побочные эффекты при внедрении такого формата медобслуживания. Отдельного внимания заслуживают вопросы определения тарифов и способов оплаты телемедицинских услуг, а также обеспечения защиты медицинских данных, поскольку не все пациенты имеют возможность и навыки пользования необходимыми инструментами безопасности.
Перечисленные аргументы заслуживают внимания. Однако ключевым фактором в защиту скорейшего принятия рамочного закона является то обстоятельство, что интернет-технологии не меняют сути и методологии лечебного процесса, а создают предпосылки и закладывают фундамент для достижения клинического (не говоря уже об экономическом) эффекта в лечении ряда заболеваний, повышения доступности медицинской помощи в любой точке, где станет возможной оперативная консультация с врачом. А это, безусловно, куда безопаснее самолечения, к которому каждый из нас был вынужден прибегать.
В заключение нелишним будет напомнить данные из отчета исследовательской компании BBC Research. По экспертным оценкам, через три года глобальный рынок телемедицины достигнет 44 млрд долл., и ежегодные темпы его роста превысят 17%.