Во второй половине апреля Минкомсвязь внесла изменения в методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного ПО. Суть изменений в том, что действие данного приказа теперь не распространяется на предприятия, учреждения и организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам исполнительной власти российских субъектов и органам местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации.
Методические рекомендации для госкомпаний были утверждены приказом Минкомсвязи № 486 от 20 сентября 2018 г. Ранее аналогичные методические рекомендации были изданы для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно классификации Минкомсвязи к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный и текстовый редакторы, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.
Офисное программное обеспечение состоит из автономного и (или) сетевого и клиентского ПО. Как указывается в приказе, офисное программное обеспечение может представлять собой совокупность взаимосвязанных программных продуктов, соответствующих классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Процедура перехода на отечественные программные продукты состоит из двух стадий. Первая – обследование и проектирование технических решений, вторая – разработка решений и собственно переход.
Стоит напомнить, что летом 2016 г. Правительство за подписью первого вице-премьера выпустило директиву, в соответствии с которой государственным компаниям при закупках предписывалось отдавать приоритет российскому программному обеспечению.
В конце прошлого года к этим намерениям вновь было привлечено повышенное внимание, когда первый заместитель премьер-министра – министр финансов России Антон Силуанов утвердил директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием. Согласно документу в течение десяти дней необходимо было инициировать проведение заседаний советов директоров компаний, а один из вопросов повестки дня был сформулирован так: «О переходе АО на преимущественное использование отечественного программного обеспечения».
Согласно директиве госкомпаниям предписывалось перейти на отечественные программные продукты до 2021 г. Кроме того, предстояло составить перечень действий и сроков поэтапного импортозамещения, проработать бюджеты, установить KPI и назначить ответственных за переход. Подготовленный план следовало согласовывать с Центром компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ.
Для утверждения плана перехода советам директоров отводилось два месяца. Предполагалось, что эта задача актуальна для компаний, в которых государство выступает в роли основного акционера и имеет большинство голосов в совете директоров.
После появления директивы эксперты обратили внимание на ряд существенных обстоятельств, которые нельзя не учитывать при реализации данного проекта. В частности, на одном из заседаний Российского союза промышленников и предпринимателей представители госкомпании настаивали на необходимости предварительного углубленного тестирования отечественных программных продуктов. Кроме того, отмечалось, что замена импортного ПО отечественным до завершения срока его использования может обернуться дополнительным расходованием государственных средств. Следовательно, контролирующие органы вправе наложить на компанию штрафные санкции по результатам проверки эффективности расходов.
На эти опасения отреагировали представили власти, заверив, что претензий из-за нецелевого или двойного расходования средств не может быть к компании, если она правильно решает задачу перехода с импортного на российское ПО, поставленную собственником в лице государства.
Тем не менее представители госкомпаний обращают внимание на то, что далеко не по всем типам программного обеспечения можно найти надежные и конкурентоспособные отечественные решения. Необходимо также более четко регламентировать закупки и преференции для отечественного ПО, поскольку законодательно не запрещается участие в тендерах зарубежных производителей софта. Бизнес не прекращает предлагать меры мягкой корректировки реализуемой Правительством РФ политики по замещению импортного ПО.
Между тем на рынке появились продукты для решения поставленной задачи. Например, предлагаются продукты, в рамках которых в согласованные с заказчиком сроки выполняется аудит применяемого заказчиком ПО, в том числе офисного, составляется план мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного ПО. Параллельно методика адаптируется к задачам заказчика. Предлагаются также рекомендуемые показатели эффективности в отношении отдельных категорий ПО и формы предоставления сведений регулятору о ходе выполнения плана.
Возможно, изменения в методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного ПО, о которых недавно стало известно, и можно рассматривать как одну из мер мягкой корректировки реализуемой Правительством РФ политики по продвижению отечественных программных продуктов.
Для того чтобы переход был завершен к 2021 г., предстоит сделать немало, в частности, в сфере нормативно-правового регулирования. Очевидно, что одни и те же рекомендации ко всем предприятиям, компаниям и учреждениям едва ли применимы. Поэтому не исключено, что для подведомственных учреждений будут изданы свои рекомендации. Цель остается прежней, а вот способы и методы ее достижения требуют корректировки.