В последние годы заметно вырос социальный статус проектов по информатизации Ярославской области. Сегодня информатизация – сложный социальный процесс, связанный с изменениями в образе жизни населения. Это не нечто навязываемое сверху, а совместная деятельность власти и общества – не монолог, а диалог, к которому приглашаются все желающие. Поэтому так важно, чтобы каждый житель независимо от технической оснащенности и уровня его компьютерной грамотности имел равные возможности их использования. Именно эта идеология лежит в основе Государственнойпрограммы «Информационное общество в Ярославской области» на 2014 – 2020 гг., в рамках которой продолжается реализация более 20 проектов. О достижениях в сфере ИТ читателям журнала Connect рассказал Эдуард Анатольевич Лысенко, заместитель губернатора Ярославской области – директор департамента информатизации и связи.
– Эдуард Анатольевич, как вы оцениваете ход реализации Государственной программы «Информационное общество в Ярославской области 2014–2020 гг.»? В чем ее отличия от предыдущей программы, в чем состоит специфика области с точки зрения развития ИТ?
– Если три года назад программные мероприятия представляли собой разрозненный набор, то с 2015 г. программа в целом приведена в соответствие с концепцией «Информационное общество в Ярославской области 2014–2020 гг.», которая, в свою очередь, соответствует Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2769-р.
За последние два года мы провели большую работу по увязыванию целей, нормативно-правовых актов, упомянутых в различных федеральных документах, с мероприятиями нашей программы. Несмотря на некоторые финансовые сложности, мы реализуем проекты по информатизации региона и намерены придерживаться утвержденных планов и в следующем году.
Что касается вопроса специфики нашей области с точки зрения ИТ, отмечу следующее. Ярославль относится к субъектам, которые развивают региональные центры компетенций по государственной информатизации на базе подведомственных учреждений. Чтобы нанять ИТ-специалистов, необходим определенный уровень зарплат на рынке, нужно также обеспечить им уровень профессиональной заинтересованности. Конечно, уровень зарплаты у наших специалистов меньше, чем в коммерческих компаниях, зато заинтересованность существенно выше. Соответственно, на этом балансе мы и развиваем центры компетенций.
– На каком этапе находится сегодня решение задачи по созданию единого документационного и управленческого пространства Ярославской области? Какие системы для этого уже развернуты, какие принципы формирования данного пространства вы считаете сегодня приоритетными?
– Систему электронного документооборота Ярославской области мы развиваем с 2010 г., и с точки зрения эффективности внедрения это один из лучших наших проектов. На сегодняшний день электронный документооборот успешно функционирует в 100% органов исполнительной власти региона. Кроме того, за последние два года в рамках системы мы охватили 100% муниципальных органов самоуправления. Единая система электронного документооборота (ЕСЭД) организует взаимодействие более чем 450 областных, федеральных и муниципальных структур, а пользователями системы являются свыше 3400 государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных учреждений.
В течение последних двух лет мы вели работы по интеграции ЕСЭД с системой МЭДО (Межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти). Благодаря этому сегодня в ярославском регионе реализована возможность обмена документами в электронном виде с Администрацией Президента РФ, Минздравом, Минкомсвязи, Минфином, Минкультуры, Минобрнауки и другими министерствами России. Помимо того в списке корреспондентов системы значатся: администрации Костромской и Смоленской областей, правительства Вологодской, Воронежской, Калининградской, Московской, Тульской и других областей, Республики Татарстан и Хабаровского края. Всего 47 корреспондентов.
В результате реализации проекта в Ярославской области удалось создать общую информационную среду, которая обеспечивает единое управленческое пространство субъекта Российской Федерации.
Количество исходящих писем, согласуемых и направляемых с помощью ЕСЭД, в месяц составляет от 5 до 12 тыс. Среднее время согласования – меньше одного рабочего дня. В ЕСЭД готовится и согласовывается 93% всех исходящих документов. Все пользователи системы при вынесении поручений, согласовании и подписании документов используют средства электронной подписи. Удостоверяющим центром правительства области выдано около 4000 сертификатов ключей ЭП (усиленная неквалифицированная ЭП). Должностным лицам, которые имеют право подписывать документы, направляемые в сторонние организации, уполномоченным удостоверяющим центром были выданы сертификаты усиленной квалифицированной ЭП.
С прошлого года в системе были созданы мобильные рабочие места для руководства с возможностью электронной подписи документов. В основе нашего решения для электронного документооборота лежит отечественная система Directum.
– Как обстоят дела с ИТ-инфраструктурой, функционированием государственных информационных систем (ГоИС)? Расскажите, пожалуйста, о проектах по созданию Центра обработки данных и мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети Правительства.
– Мультисервисная информационно-телекоммуникационная сеть Правительства (МИТС) – это защищенная сеть, которая по своему периметру охватывает все муниципальные образования и сельские поселения Ярославской области. У нас имеется два небольших масштабируемых ЦОДа. Один из них обслуживает государственные информационные системы, предназначенные для государственного управления. Второй ЦОД содержит государственные информационные системы, которые интегрированы в федеральные сегменты (электронное правительство и пр.) и обслуживают не только органы власти разного уровня, но и социальные сети (образование, здравоохранение).
Консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет снизить совокупную стоимость владения ИT-инфраструктурой за счет возможности эффективного использования технических средств, например путем перераспределения нагрузок и сокращения расходов на администрирование.
– В Ярославской области за последние годы реализовано достаточно много крупных прикладных ИТ-проектов в социальной сфере. В чем уникальность вашей команды?
– В первую очередь я бы отметил проект по мониторингу и инвентаризации объектов недвижимости. За минувший год специалистами ГБУ ЯО ИАЦ «Геоинформационные и навигационные системы» были проанализированы данные по земельным участкам, сведения о которых содержатся в базах данных федеральных органов исполнительной власти. На сегодняшний день благодаря проделанной совместной работе внесены необходимые изменения в сведения по более чем 23 тыс. земельных участков, что позволит получать дополнительно в бюджеты городских и сельских поселений области, по данным на июль 2015 г., примерно 100 млн руб. ежегодно.
Не менее значима работа по обеспечению информационной безопасности в регионе. В рамках этого направления регулярно проводятся мероприятия по контролю состояния систем защиты информации и персональных данных в органах власти области на соответствие их требованиям законодательства. В 2014 г. в школах был проведен Единый урок безопасности в сети Интернет. Результаты Ярославской области в данном направлении деятельности были высоко оценены на федеральном уровне. За заслуги в сфере защиты детей от киберугроз Ярославская область была отмечена благодарностью заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилы Николаевны Боковой.
Это лишь два примера социально важных проектов. Реализация ИТ-проектов опирается на ресурсы подведомственных департаменту информатизации и связи региона учреждений – «Электронный регион» и Информационно-аналитический центр «Геоинформационные и навигационные системы» (ГИиНС). Таким образом осуществляется централизация архитектурных знаний и их преемственность, что обеспечивает правильную постановку задач по информатизации и сопровождению проектов. То есть никто не может вручить нам «черный ящик»: каждая разработка передается вместе с исключительными правами, исходным кодом и сопроводительной документацией. Все это закреплено в региональных нормативно-правовых актах и законах.
– Насколько успешными вы считаете приложения, развернутые на базе ГЛОНАСС? О каких количественных и качественных показателях можно говорить уже сейчас?
– Самый главный показатель – безопасность! На сегодняшний день все школьные автобусы региона и машины скорой помощи оснащены оборудованием ГЛОНАСС/GPS. В круглосуточном режиме осуществляется контроль за скоростью передвижения транспорта и соблюдением маршрута. О том, где, когда и сколько времени находились автобусы с детьми или машина скорой помощи, в том числе и за пределами региона, ежемесячно сообщается в соответствующие департаменты области. Приборами ГЛОНАСС/GPS сегодня оснащены более 200 автомобилей УВД по Ярославской области. В скором времени под контроль будет взята и работа общественного пассажирского транспорта.
С помощью Единой системы мониторинга транспорта организован контроль выполнения снегоуборочных работ – путем получения автоматически создаваемых отчетов о траекториях и скоростном режиме движения техники. Оборудованием ГЛОНАСС/GPS оснащено 582 единицы техники департамента дорожного хозяйства.
– Что собой представляет развернутый в области портал инфраструктуры пространственных данных? Каково его предназначение?
– Этот проект стартовал у нас в 2013 г. В течение прошлогогода были существенно расширены функциональные возможности портала в части предоставляемых веб-сервисов и данных.
В 2015 г. проходит модернизация геопортала. Сегодня инструментарий системы используется в рабочих процессах различных ведомств Ярославской области, ведется активная работа по его наполнению пространственной и семантической информацией.
Программная часть геопортала выстраивается по технологиям SaaS (Softwareas a Service – программное обеспечение как услуга), когда оператор геопортала разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя затем потребителю (органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам) доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нем программного обеспечения.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне на геопортале региона был реализован проект по актуализации и размещению информации о расположенных на территории Ярославской области военно-мемориальных объектах, воинских захоронениях, захоронениях ярославцев – Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.
– Расскажите, пожалуйста, как, когда и кем был инициирован проект создания ситуационного центра (СЦ) губернатора? Какие базовые подсистемы развернуты, какие информационно-аналитические инструменты уже действуют или планируются к внедрению?
– В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» в Ярославской области с 2013 г. проводится планомерная работа по созданию ситуационного центра губернатора области.
За это время выделен комплекс помещений в здании Правительства Ярославской области. Совместно с Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в области разработано и утверждено Положение о ситуационном центре губернатора Ярославской области (распоряжение губернатора Ярославской области от 12.08.2014 № 384-р «Об утверждении Положения о ситуационном центре Губернатора области»). Кроме того, организована межведомственная рабочая группа по разработке мероприятий по вхождению ситуационного центра губернатора области в систему распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (распоряжение губернатора Ярославской области от 31.07.2014 № 363-р «О рабочей группе»).
Основной целью создания СЦ области является организация единого информационного пространства на всех уровнях власти. Это необходимо для осуществления единой политики управления регионом и контроля деятельности органов власти Ярославской области. Соответственно, цель определяет и набор взаимосвязанных подсистем, которые сегодня составляют СЦ. Назову лишь некоторые подсистемы отображения информации: озвучивания и аудиоконференции, документирования, видеоконференцсвязи, безопасности, комплекс средств вычислительной техники и др.
Один из ключевых инструментов СЦ – информационно-аналитическая система (ИАС). Она аккумулирует и обрабатывает информацию, обеспечивая функционирование ситуационного центра губернатора области по различным направлениям. Система дает возможность пользователям получать достоверную, своевременную и необходимую для принятия управленческих решений информацию, представляемую ОИВ и ОМСУ, территориальными органами ФОИВ, иными органами и организациями.
ИАС позволяет не только проводить мониторинг процессов социально-экономического развития региона, но и визуализировать их графически, на картографической основе, а также по объектам, по которым проводился анализ. Кроме того, отображение информации осуществляется на стационарных и мобильных устройствах.
Сегодня основными элементами ИАС являются:
- региональная информационно-аналитическая система Ярославской области (РИАС ЯО);
- автоматизированная информационная система «Мониторинг» (АИС «Мониторинг»);
- подсистема мониторинга состояния комплексной безопасности объектов на территории Ярославской области.
Проект «Информационно-аналитическая система как модель консолидации государственных информационных ресурсов Ярославской области» вошел в число победителей III всероссийского конкурса проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT.2015», завоевав второе место в подноминации «Системы поддержки принятия решений и осуществления полномочий органов государственной власти и муниципальных образований».
В настоящее время в СЦ проводятся мероприятия различной направленности, и до конца текущего года запланировано включение ситуационного центра губернатора Ярославской области в систему распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.
– Каковы основные характеристики и функциональность региональной информационно-аналитической системы Ярославской области?
– Региональная информационно-аналитическая система Ярославской области введена в постоянную эксплуатацию еще в 2012 г. На сегодняшний день РИАС объединяет хранилище данных, в котором насчитывается более 8000 социально-экономических показателей Ярославской области, а также аналитические ведомственные подсистемы.
Система РИАС предоставляет гибкие инструменты сбора информации из различных источников: Росстата, муниципальных образований Ярославской области, УМВД по ЯО и т. д. В рамках проекта в 2014 г. была реализована интеграция РИАС с системой ГАС «Управление».
На сегодняшний день в РИАС зарегистрировано более 800 пользователей.
– Что собой представляет внедренная вами автоматизированная информационная система оперативного мониторинга и поддержки принятия управленческих решений? На базе каких моделей и методов управления она строится? Кто сегодня является ее пользователем, для решения каких конкретных задач АИС «Мониторинг» применяется?
– Автоматизированная информационная система «Мониторинг» введена в постоянную эксплуатацию в 2014 г. Она отвечает за предоставление данных в визуальной форме, ориентированной на руководителей, принимающих управленческие решения. Благодаря нашей геоинформационной подсистеме АИС «Мониторинг» отображает данные, имеющие территориальный разрез, в графическом и картографическом виде с индикативной раскраской, а также позволяет подключить к источникам текстовую и новостную информацию. Индикация состояния объекта управления может быть расширена текстовым описанием, фоторядом и видеотрансляцией с онлайн-камер.
В настоящее время в АИС «Мониторинг» аккумулируется информация по 3518 объектам региона, включая все компьютерные консультационные центры по обучению граждан старшего поколения основам компьютерной грамотности, центры «Мои документы», почтовые отделения, предприятия ЖКХ и другие социально значимые объекты инфраструктуры области. Система позволяет показывать на карте как объекты учета с привязанными к ним потоками данных (скажем, мониторинг детсадов), так и изменения показателей, например, дорожного фонда или увеличения налоговой базы.
АИС «Мониторинг» имеет два интерфейса: веб и мобильный. При этом мобильное приложение кеширует данные, позволяя работать с информацией на планшете без доступа в Интернет. К этой системе мы подключаем в первую очередь топ-менеджмент – руководство Ярославской области, а также руководство муниципальных образований, ключевых представителей комитетов областной Думы, чтобы они имели возможность видеть одну картинку, например, в процессе согласований бюджета.
Хотелось бы подчеркнуть, что АИС «Мониторинг» – это не обычная учетная система, а именно система визуализации, которая позволяет оперативно получать доступ к информации и принимать необходимые решения.
– Какое место в общем ИТ-ландшафте ГоИС региона занимает государственная информационная система органов государственной власти Ярославской области база знаний «ДИАрама»? Какие модели данных в ней заложены?
– Это классическая база знаний, созданная еще в 2010 г. Она объединяет архив электронных и оцифрованных печатных СМИ с 2009 г., документы Росстата в электронном виде с 1999 г., государственную эталонную базу данных правовых актов Ярославской области. Кроме того, в системе накапливаются материалы к заседаниям Правительства, отчетность ОИВ. В системе реализована возможность получения на электронную почту информации о поступлении новых документов. Таким образом, «ДИАрама» представляет собой единое хранилище неструктурированный информации с широкими возможностями поиска.
– Какие механизмы мониторинга и прогнозирования заложены в подсистему мониторинга состояния комплексной безопасности объектов (ПМБО) на территории Ярославской области? Насколько полно она охватывает все подобные объекты региона? Каковы принципы ее функционирования?
– Это уже вторая версия системы. Изначально ПМБО была предназначена для автоматизированного сбора и анализа информации в сфере комплексной безопасности региона, поддержки принятия решений при возникновении кризисных ситуаций. Сейчас система находится в СЦ. Она позволяет вести реестр всех объектов заинтересованности субъекта (потенциально опасные объекты, места массового пребывания людей, объекты инфраструктуры и т. п.) и всех инцидентов (происшествий). Функциональным заказчиком и методологом этой системы фактически является МЧС.
Для анализа развития обстановки реализованы алгоритмы прогнозирования развития кризисных ситуаций, оценки возможного социального и экономического ущерба, оценки потребности в необходимых силах и средствах. Соответственно, эта система умеет формировать проект решения КЧС и срочные донесения.
В настоящее время мы занимаемся миграцией системы со старой архитектуры на новую, что в дальнейшем упростит присоединение новых рабочих мест. Сейчас туда мигрируют все исторические данные, при этом постепенно мы вводим ее в режим повседневной деятельности с контуром: территориальные подразделения МВД, МЧС, МО, ФСБ + ОМСУ.
Что касается ОМСУ, то, когда возникает кризисная ситуация, в первую очередь должен реагировать местный муниципалитет. Сейчас там увеличивается набор датчиков: появились новые кнопки «Гражданин-полиция», постепенно присоединяются системы пожарной сигнализации. То есть они являются одним из источников первичной информации о возникновении кризисной ситуации. А уже далее запускается соответствующий алгоритм оценки ситуации, прогнозирования, выработки управленческого решения. Например, в случае затопления территорий при разрушении плотины Угличской ГЭС мы получаем сценарий, кого и какими средствами следует оповещать.
В рамках второй очереди создания системы большое внимание будет уделено реализации функций средне- и долгосрочного планирования в сфере комплексной безопасности: мониторингу показателей обеспечения национальной безопасности, анализу и прогнозированию измеримых показателей, решению задач сценарного моделирования, территориальному планированию безопасного развития региона и планированию профилактических мероприятий в сфере комплексной безопасности.
– Серьезный разговор об ИТ сегодня невозможен без рассмотрения проблем импортозамещения. Каково ваше видение сложившейся ситуации? Насколько готова отечественная ИТ-индустрия заместить зарубежное ПО в органах власти? Какие сегменты, на ваш взгляд, наиболее критичны и потребуют максимального времени и ресурсов?
– Первая цель импортозамещения, обозначенная нам государством, – это национальная и информационная безопасность, независимость от зарубежных поставщиков. Вторая – сокращение расходов бюджета. Третья цель предусматривает развитие отечественной ИТ-отрасли. Именно в таком порядке мы расставляем свои приоритеты.
Мы проанализировали массу правовых актов, которые определяют критерии отнесения тех или иных информационных систем к классу СПО, обозначают преференции для поставщиков оборудования, регулируют доли замещения программного обеспечения. В результате задача была разбита на три больших блока, которые так или иначе соответствуют указанным целям:
- блок импортозамещения программного обеспечения;
- блок импортозамещения аппаратного обеспечения;
- блок импортозамещения в сфере облачных технологий и образования.
По этим направлениям у нас выработана своя позиция, но в части аппаратного обеспечения мы пока наблюдаем за ситуацией. По третьему блоку, напротив, уже сделали практически все, что было возможно. Относительно программного обеспечения могу сказать следующее. В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 01.04.2015 № 96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» мы определили для себя некоторые направления проектов по импортозамещению: клиентская операционная система, пользовательская офисная система, система управления базами данных, система управления виртуализацией, сервис электронной почты и картографический сервис. Пока мы находимся на стадии предварительного исследования. Нами были опробованы различные версии открытых офисных систем, но решили пока их не внедрять, поскольку система документооборота для редактирования документов использует Microsoft Office.
– Один из трендов развития электронного правительства в регионах России – использование решений OpenSource и свободного программного обеспечения. Как с этим обстоят дела в Ярославской области?
– Мы уже давно рекомендуем всем нашим функциональным заказчикам использовать решения с открытым кодом вместо дорогостоящих проприетарных систем. Например, PostgreSQL в сегменте СУБД. В частности, все системы мониторинга транспорта в регионе уже работают на базе библиотек Open Source. Основной контур систем для здравоохранения также за прошлый год переведен на PostgreSQL. В итоге за два года бюджет только на лицензионные ежегодные отчисления Microsoft сократился почти вдвое. Для нашей страны это, видимо, неизбежная тенденция. Во всяком случае, в условиях финансовых ограничений требуется особенно внимательное обоснование стоимости владения, с учетом вышеуказанных факторов.
Что касается прикладных разработок, то у нас есть системы, написанные, к примеру, на .NET Framework и Java, а также на внутренних языках разработки различных платформ. Требуя исходные коды и подробную документацию к каждой разработке, мы фактически замещаем знания и ресурсы сторонних разработчиков своими. В частности, все доработки для системы Directum и на платформе «Прогноз» реализуем собственными силами, и это, особо отмечу, изначально согласовывалось с ее разработчиками.
– Каковы приоритеты работы департамента на обозримую перспективу? В частности, каким вам видится СЦ губернатора после реализации всех задуманных вами работ?
– СЦ нам видится в первую очередь эффективным информационно-аналитическим инструментом для людей, принимающих решения на различных уровнях. Медленно, но верно мы выходим к конечному аналитическому продукту. Благодаря АИС «Мониторинг» предоставили руководителям исполнительной власти всех уровней, региональным депутатам возможность в одном месте находить всю необходимую информацию для принятия решений. В перспективе на базе уже имеющихся данных будем предоставлять руководителям на совещаниях соответствующий контент в режиме реального времени, сопровождая ход совещаний аудио- и видеоинформацией, информационно-аналитическими данными.
Все наши приоритеты связаны исключительно с федеральной Концепцией региональной информатизации РФ. Мы сами участвовали в ее разработке и считаем правильным двигаться по ключевым направлениям, зафиксированным в документе. Это заданный вектор на федеральном уровне, который позволит развивать ИТ-отрасль в рамках единой общероссийской идеологической составляющей.