В последнее время редкая ИТ-конференция проходит без обсуждения одной из наиболее модных тем – Интернета вещей (IoT). Так, по прогнозам Gartner, уже к 2018 г. Интернет вещей будет насчитывать около 6 млрд подключенных устройств. Тогда сами вещи будут обращаться к сервисам и данным в Интернете, а это, в свою очередь, позволит людям строить новые бизнесы для обслуживания цифрового мира этих подключенных устройств. Некоторые компании уже активно работают в такой сравнительно новой ИТ-сфере. Поэтому мы решили побеседовать с представителем компании NetApp – одного из лидеров в области корпоративных решений хранения и управления данными и в качестве главной темы разговора выбрали IoT. На вопросы журнала Connect ответил старший вице-президент NetApp и генеральный директор компании в регионе EMEA Манфред Райтнер. В беседе также принимал участие глава представительства NetApp в России и СНГ Роман Волков.
– Господин Райтнер, объясните, пожалуйста, в чем состоят принципиальные отличия в уровне сложности обработки данных и их использования бизнесом, когда речь идет о IoT? Разве в этой области мы не имеем дело с теми же самыми задачами, которые уже научились решать в последние годы?
– Во-первых, я бы хотел уточнить, что существует большая разница между классическим подходом – использованием ИТ-инфраструктуры для поддержки бизнеса – и современным методом, когда ИТ-инфраструктура фактически двигает ваш бизнес. Интернет вещей – это лишь один из образов того зарождающегося цифрового мира, в который мы вступаем. И ключевым элементом здесь является возможность эффективного управления данными.
Я могу привести вам наглядный пример: давайте посмотрим на автомобильную промышленность Германии. Да, немецкие компании производят отличные автомобили, они одни из лидеров в этой области, однако все преимущества, которые сегодня могут получить производители из Германии в конкурентной борьбе с теми же японскими или китайскими компаниями, – все их достижения основаны на ИТ, так что в конечном итоге победителя и в этой отрасли сейчас определяют технологии Кремниевой долины.
– А какое место в этой экосистеме Интернета вещей занимает компания NetApp? Когда речь идет о сотовых операторах или о производителях систем видеонаблюдения, их функции в сфере IoT понятны. Не могли бы вы пояснить, какую нишу здесь занимает NetApp?
– Начнем с того, что колоссальное количество данных, которые генерируются умными устройствами, подключенными к Интернету, должны где-то храниться. Поэтому для сферы Интернета вещей совершенно особое значение приобретает наличие мощной, надежной и гибкой платформы хранения и управления этими данными. ИТ должны обеспечивать обработку и хранение данных с теми эффективностью, безопасностью и скоростью, которые необходимы заказчику. Идет ли речь о быстрой обработке и анализе данных, находящихся во флеш-массивах, либо же об их длительном хранении – мы можем обеспечивать быстрое перемещение данных между ресурсами. Далее, дело не только в умении хранить данные, но и в способности их анализировать. Именно в этой области мы можем предложить Data Fabric от NetApp, которая позволяет быстро, легко и удобно производить анализ данных в любых средах – начиная от частного облака и заканчивая облаком гиперскейлера, что является ключевой задачей для IoT. Я считаю, что как раз платформа NetApp предлагает максимум возможного в плане эффективности и гибкости для работы с данными.
– Некоторые специалисты в своих выступлениях на конференциях говорят о том, что в ближайшее время нас ждет взрывное развитие сетевых технологий, связанных с IoT. Вы согласны с такими оценками? И готова ли компания NetApp ответить на этот вызов?
– Разумеется, готова. Более того, могу вам сказать, что у нас уже сегодня имеется заказчик, использующий наши технологии объектного хранения, одним из основных требований которого была возможность иметь порядка 54 млрд объектов внутри хранилища, которые могут быть адресованы. Речь идет не просто о количественных показателях, не только о взрывном росте данных – мы говорим о практически полном изменении классического пути разработки программ. Раньше мы писали программный код, затем прогоняли его через стандартные процедуры тестирования на своих базах данных, дорабатывали и выводили на рынок. Сейчас пишется программа, затем она сразу выкладывается в общий доступ, где ПО тестируется, например, сообществом пользователей Amazon. Другими словами, это выход из полностью внутреннего цикла разработки, что дает возможность значительно ускорить процесс создания ПО.
– А не приводит ли такой подход в разработке ПО к понижению профессиональных стандартов качества?
– Я бы сказал так: в данном случае нет опасности понижения профессиональных стандартов – мы говорим о другом, о переходе на открытые стандарты, которые будут использоваться все больше и больше. В итоге все это лишь повышает роль систем хранения и управления данными. Для того чтобы работать в таком новом режиме, использовать то, что нам дает Интернет вещей, что нам дают новые подходы к разработке ПО, – для всего этого необходимо иметь достаточно крепкую и правильно управляемую базу, в качестве которой как раз и выступают системы хранения данных.
– Стратегии развития, о которых вы рассказываете, подразумевают довольно высокий уровень доверия заказчиков к поставщикам решений по хранению данных. В России это может стать проблемой для некоторых клиентов. Насколько вы готовы работать с подобным окружением, с такого типа заказчиками?
– Как раз сейчас мы пытаемся донести до понимания своих потребителей основные преимущества использования нашей стратегии Data Fabric. Если вы хотите работать на своем островке, на своих собственных данных, мы вам это обеспечим, но затем по мере возможности, по мере необходимости вы сможете подключаться к внешним системам.
Проще говоря, идеология Data Fabric позволяет вам, оставаясь на своем собственном островке, использовать инновационные решения, когда они вам нужны. То есть мы даем возможность заказчику использовать те технологии, которые ему необходимы, и в том сочетании, которое он считает приемлемым на данный момент времени.
– Бурное развитие интернет-технологий в последние годы сопровождалось принятием многими государствами специальных законодательных актов, которые призваны регулировать новую сферу «сетевого существования человека». На ваш взгляд, какие проблемы, связанные с хранением персональных данных, придется решать в сфере IoT?
– Мы, конечно же, понимаем желание отдельных пользователей, компаний и государств оградить свои персональные данные от попадания в какие-то внешние сферы, облака и пр. Вполне естественное желание, ведь сегодня данные – это власть. Однако это очень серьезно тормозит развитие, тормозит экономику, не дает возможности гиперскейлерам, таким как Microsoft или Amazon, максимально эффективно использовать имеющуюся у них ИТ-инфраструктуру. И в результате, чтобы иметь возможность предоставлять свою инфраструктуру на местах, гиперскейлерам (здесь в большей степени речь идет именно о Microsoft) приходится создавать локальные дата-центры, которые способны обрабатывать локальные данные и могут соответствовать локальным требованиям регуляторов. Еще раз: мы прекрасно понимаем необходимость обеспечения безопасности хранения данных, но такие регуляторные ограничения повышают стоимость их хранения и обработки.
– Многие американские эксперты считают, что излишнее насыщение производства ИТ-мощностями снижает конкурентоспособность бизнеса, а вот их грамотное урезание повышает эффективность работы. Вы согласны с такой постановкой вопроса?
– Безусловно, мы даже в шутку говорим у себя, что NetApp никогда не пропустит хороший кризис. А если говорить серьезно, то в спокойные годы никто особо не задумывается об эффективности работающей ИТ-инфраструктуры – время анализа совпадает с приходом кризиса. В связи с этим нужно отметить изменение традиционной роли ИТ-директора: раньше он выступал в роли «специалиста по технологической поддержке», отвечающего за решения относительно ИТ-инфраструктуры, а в наши дни он превращается в своего рода «брокера ИТ-ресурсов», причем под ресурсами тут понимаются не только услуги, но и люди. Более того, сейчас ИТ-директор становится непосредственным участником бизнес-процессов компании.