Ответ на этот вопрос дал первый проект комплексной цифровизации процессов управления производственными и инфраструктурными активами ГК «Алютех», реализованный совместно с Деснолом, разработчиком и интегратором экосистемы 1С:ТОИР. В результате проекта СООО «АлюминТехно», одно из крупнейших предприятий в СНГ по производству алюминиевых профилей, смогло не только автоматизировать процессы управления ТОиР, но и приблизиться к одной из главных целей службы главного инженера — оптимизировать складские запасы ТМЦ технологического оборудования и инфраструктурных объектов.
Влияние внешнеполитических факторов
Группа компаний «Алютех» — крупный производственно-сбытовой холдинг, один из лидеров рынка роллетных систем и секционных ворот в Западной и Восточной Европе, ведущий производитель алюминиевых профильных систем на территории СНГ. Холдинг объединяет четыре производственных предприятия и более 20 сбытовых компаний в Республике Беларусь, России, Чехии и Великобритании. В штате компании — 4600 человек, 1600 из которых работает в «АлюминТехно», самом крупном заводе группы. Именно с этого завода началась комплексная цифровизация блока технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования всей группы компаний.
В 2022 г. из-за ситуации на внешнеполитической арене «Алютех» столкнулся со сложностями в техническом обслуживании оборудования зарубежных производителей и поставках запасных частей для обеспечения ремонтной деятельности. Большинство оборудования на предприятиях импортное — производства таких стран, как Италия, Германия и Япония. Аналогичная ситуация коснулась товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
«Часть производителей отказала в техническом обслуживании. Начались проблемы с поставками ТМЦ. Некоторые запчасти ждем до года. Ситуация не становится стабильной, — отмечает Леонид Симонов, к.т.н., заместитель директора по анализу и развитию, руководитель проекта ТОиР в ГК «Алютех». — Нам все время приходится держать руку на пульсе и искать альтернативные решения, чтобы иметь необходимый запас, не увеличивая склад. За 2023 г. складские запасы выросли в 1,5 раза, а это в том числе дорогостоящее оборудование стоимостью до €100 тыс. за единицу».
Цель — снижение затрат
Вопрос снижения затрат на всех этапах жизненного цикла активов, неопределенная ситуация на внешних рынках и смена поколения в службе главного инженера «АлюминТехно» стали предпосылками пилотного проекта с Деснолом, разработчиком и интегратором EAM-решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП» (англ. Enterprise Asset Management — управление активами предприятия). Еще одним определяющим фактором запуска продукта экосистемы 1С:ТОИР стал значительный объем физических активов предприятия (технологического оборудования и инфраструктурных активов, производственных и складских помещений), которые находятся на контроле службы главного инженера.
Чтобы приблизиться к главной цели цифровизации ТОиР и снизить затраты на обслуживание производственных и инфраструктурных активов, а также закупку ТМЦ, руководство компании решило начать с построения единой цифровой среды данных на базе SAP ERP и интеграции с мастер-системой решения 1С:ТОИР КОРП.
На основе качественных статистических данных о состоянии оборудования и истории его ремонтов предприятие хотело получить аналитические инструменты, которые бы позволили видеть реальную картину потребности и обеспеченности ремонтных служб необходимыми материалами. Для этого и была необходима интеграция. Разработка механизма интеграции заняла три месяца.
«При выборе решения и партнера-интегратора определяющими факторами стали соотношение цена/качество, а также изменения во внешней макроэкономической среде. Интеграция 1С:ТОИР КОРП с SAP позволила автоматизировать учет запасных частей на складах, отслеживать количество, движение и стоимость ТМЦ, — говорит Леонид Симонов. — С помощью отчетов мы можем анализировать данные и оценить эффективность управления запасами. Например, видеть фактические затраты по объектам ремонтов (линиям), прогнозировать будущий спрос на запчасти, что помогает предотвратить дефицит или избыток запасов. Кроме этого, автоматизация позволяет исключить дубли в заявках, сократить ручные операции и получить объективные данные для формирования годовой потребности в ТМЦ».
Акцент на совместимость бизнес-процессов
При разработке механизмов интеграции особую роль сыграл сравнительный анализ бизнес-процессов двух систем с бизнес-процессами «АлюминТехно». Еще на старте проекта команда Деснола провела обследование бизнес-процессов ТОиР, в котором приняли участие производство, отделы охраны и труда, промышленной и пожарной безопасности, материально-технического снабжения, служба главного инженера, складское хозяйство, бухгалтерия и финансовая служба. Результаты обследования легли в основу разработки программы опытно-промышленной эксплуатации, которая успешно завершилась в рамках проектных сроков. Особенность проекта — полностью удаленное внедрение 1С:ТОИР КОРП.
В основу обмена данными легла информация о заявках на ремонт, актах выполненных работ, номенклатуре, ее стоимости, списании, оприходовании излишков товаров и складских остатках. Она позволила вести учет запчастей по подразделениям, получать отчет для анализа остатков в разрезе складов и знать об актуальных остатках на момент запроса.
Интеграция между информационными системами 1С:ТОИР КОРП и SAP происходит с помощью обмена сообщениями в формате XML, получаемыми в ответ на определенный запрос HTTP-сервиса. Для получения данных об изменениях в справочнике «Номенклатура», остатках на складах и ценах 1С:ТОИР КОРП выполняет специальные запросы к HTTP-сервису на стороне SAP. В свою очередь, для получения данных об использованных товарно-материальных ценностях из SAP выполняется запрос к HTTP-сервису на стороне 1С:ТОИР КОРП.
«Об оптимизации складских запасов говорить еще рано: до конца года у нас проводится большая работа по нормализации номенклатуры для более точной работы с данными в системе. Но мы уже можем видеть разницу между минимально необходимыми запасами запчастей и реальной картиной на складе, понимаем, какой минимальный уровень запчастей необходим для поддержания оборудования в рабочем состоянии, — делится промежуточными результатами Леонид Симонов. — Чтобы начать работу с аналитикой, необходимо сначала набрать статистику, а на это нужен хотя бы год. Сейчас мы находимся в процессе сбора информации и обучения сотрудников работе в системе — для нас именно это сейчас главное».
Культура анализа
По мнению Леонида Симонова, чтобы достичь плановых показателей и добиться максимальной прозрачности в управлении активами с помощью инструментов цифровизации, в первую очередь необходимо начать с развития аналитической культуры компании по направлению ТОиР. Немаловажную роль здесь играет обучение персонала работе в системе, которое позволяет избежать ошибок при внесении данных и повысить качество последующей аналитики. Чтобы облегчить знакомство с системой, Деснол разработал образовательную программу. Она помогает быстро погрузить специалистов в работу с системой. Также есть типовые инструкции — ими предприятие может пользоваться уже без участия специалистов Деснола.
«Сейчас перед нами стоит задача работать с командой и прививать определенную аналитическую культуру, которая касается не только дисциплины внесения данных, но также и работы с этим данными. Если раньше мы планировали бюджет по принципу «год к году», то сейчас можно уже более детально планировать и понимать: нужно ли нам 20 или, например, достаточно четырех пресс-шайб на один пресс. Есть статистика — есть и обоснование, — считает Леонид Симонов. — Для нас также важно привить практику работы с аналитической отчетностью, пройти тот же путь, который когда-то начинали все компании, когда автоматизировали процессы в логистике и финансах. Чтобы аналитика в ТОиР стала такой же данностью, как и финансовая отчетность для предприятия».
О планах развития
На данный момент на заводах «АлюминТехно» и «Алютех-Новосибирск» проходит интеграция 1С:ТОИР КОРП с АСУ ТП. До конца года планируется запуск 1С:ТОИР КОРП на втором заводе группы компаний — «Алютех-Новосибирск». Здесь также произошла смена поколения, после чего инициативная группа обратилась в управляющую компанию за советом — какое ПО она могла бы использовать для учета инфраструктурных объектов. Учет непроизводственных активов заложен в функциональные возможности 1С:ТОИР КОРП.
Иллюстрация предоставлена Отделом внешних коммуникаций Деснол Софт