Мошенники подделывают номер Сбербанка в мессенджерах

Злоумышленники научились подделывать номер Сбербанка в мессенджере Viber. Если ранее звонок поступал с номера 90 0, то сейчас вызов идет с номера 900, предупредили эксперты отрасли.

Телефонные мошенники, использующие мессенджер Viber для атак на россиян, научились подделывать вызовы с прямого номера Сбербанка – 900, рассказал заслуженный юрист России Иван Соловьев агентству «Прайм».

Если гражданин берет трубку, ему отвечает якобы корпоративный робот, который сообщает о прекращении работы онлайн-приложения Сбербанка и предлагает дождаться оператора. Далее в разговор «включается» мошенник, который сообщает пользователю о необходимости переустановки приложения банка.

«Если раньше звонок поступал с номера с пробелом 90 0, что было лишь похоже на звонок от Сбербанка, то теперь вызовы идут прямо с номера 900. Когда потенциальная жертва поднимает трубку, слышит голос робота: «Работа онлайн-приложения Сбербанк на вашем устройстве прекращена из-за неправильного действия оператора связи. Оставайтесь на линии, с вами свяжется наш сотрудник», – рассказал Соловьев.

По словам юриста, согласие на переустановку приложения чревато потерей аккаунта на «Госуслугах» и доступа к мессенджерам. При этом мошенники не предоставляют пользователю возможность проверить работоспособность приложения в ходе беседы, пугая немедленной потерей финансовых средств.

Телефонное мошенничество, несмотря на все предпринимаемые меры, до сих пор остается актуальной проблемой, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «По данным ЦБ, во втором квартале 2024 года мошенники похитили со счетов граждан и компаний почти 4,8 млрд рублей, а это практически на 19% выше среднего показателя прошлых четырех кварталов. Рост значения во многом связан с распространением новых схем мошенничества, в том числе сложных и многоуровневых. Это видно и на примере этой схемы – мошенники не только представляются банковскими работниками, но и используют роботизированные системы. Все для того, чтобы завоевать доверие пользователя», – пояснил Немкин.

Депутат напомнил, что с июля этого года в России вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе», которые обязывают банковские организации приостанавливать транзакции клиентов на счета, признанные мошенническими. «Однако банки будут возвращать украденные средства только в том случае, если финорганизации не предприняли никаких действий для того, чтобы предупредить пользователя о факте мошенничества. Конечно, принятые поправки не покрывают все случаи возможного мошенничества. Например, в последние полтора года стали получать распространение схемы, связанные со снятием наличных денег и передачей их доверенному лицу, якобы представителю банка. Однако ключевая цель внесенных изменений состояла в стимулировании банков на развитие собственных антифрод-платформ, к которым активно присоединились и операторы связи», – отметил депутат.

Антифрод-системы постепенно стали нормой для участников рынка, считает депутат. «Системы изначально проектируется таким образом, чтобы идентифицировать мошеннический звонок еще до первого гудка абонента. Антифрод-платформа «Билайна», например, только в июне этого года заблокировала порядка 9 млн нежелательных звонков, а «Мегафон» за первое полугодие предотвратил более 528 млн мошеннических звонков. Тем не менее, технические инструменты следует считать только дополнительной мерой защиты», – отметил он.

Главный инструмент злоумышленников – социальная инженерия, поясняет Немкин. «Мошенники психологически давят на человека, торопят, нередко запугивают. Бывает и так, что указание реальных сотрудников банка на факт совершаемого мошенничества не дает никаких результатов. Поэтому о правилах цифровой грамотности забывать не следует. Во-первых, нужно помнить, что сотрудники организаций никогда не звонят через мессенджеры. Во-вторых, ни в коем случае нельзя передавать персональные сведения и данные любых смс-кодов сторонним лицам. Наконец, всегда следует перепроверять полученную информацию и лично обращаться в организацию», – рекомендует депутат.

Кроме того, советует Немкин, можно подключиться к программам страхования финансовых средств от действий мошенников, которые сегодня есть во многих банках в формате доступных подписок. «Такие страховки покрывают издержки по разным сценариям мошенничества, кстати, не только телефонного, но и интернет-мошенничества, включая фишинг и распространение вредоносного ПО», – заключил парламентарий.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

ОСК провела демо-день ИЦК «Судостроение»

Подробнее
Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку