Операторы активно создают системы, которые позволяют бороться с мошенническими звонками в мессенджерах. Сегодня на них приходится более половины всех мошеннических атак, сообщает «Коммерсант».
Блокировка и маркировка
Как рассказали в «Вымпелкоме», там уже запустили бесплатный сервис, который блокирует или помечает потенциальные мошеннические звонки в Telegram, WhatsApp и Viber. Система работает через проверку номера телефона, на который зарегистрирован аккаунт – его сверяют с базой данных оператора, Роскомнадзора, ЦБ, «Сбера» и «Лаборатории Касперского» и, если номер проходит по базам как мошеннический, вызов блокируется или помечается как «потенциально опасный».
В Tele2 также «прорабатывают продукт» совместно с банками, чтобы блокировать подозрительные трансакции, которые клиент запрашивает после разговоров в приложениях. У Т-Банка и МТС есть бесплатные определители номеров в мессенджерах. Как отмечают операторы, сегодня более 50% всех мошеннических атак проводится именно через мессенджеры, в основном Viber и WhatsApp, и переток мошенников именно туда обусловлен борьбой операторов с фродом в сотовой сети.
Активно мешает мошенникам система блокировки звонков с подменных номеров «Антифрод», которая только за первое полугодие 2024 года предотвратила 335,58 млн вызовов с подменных номеров, а ежемесячно она в среднем выявляет 56 млн таких звонков, сообщили в Роскомнадзоре.
Питательная среда
Иностранные мессенджеры не подтверждают информацию о пользователях в базах данных российских операторов, несмотря на то что с 2021 года обязаны делать это по российскому законодательству. Из-за этого они становятся привлекательным каналом для преступников.
При совершении преступлений с использованием ИТ-технологий сегодня все чаще используются мессенджеры – только в текущем году было совершено 155,4 тыс. преступлений, что на 119,5% больше по сравнению с 2023 годом, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«Преступления в этой сфере зачастую совершаются в отношении пожилых граждан, нередко потерпевшими являются подростки. В 2023 году жертвами стали 113,1 тыс. пенсионеров и 6,8 тыс. несовершеннолетних. При этом в иностранных магазинах приложений до сих пор распространяется огромное количество приложений, позволяющих регистрироваться там без идентификации и раскрытия личности. И злоумышленники, конечно, особенно активно пользуются этим для распространения деструктивной и противоправной информации, а также для мошеннической деятельности, направленной против наших граждан», – отметил депутат.
Подножка в виде «Антифрода»
Мошенники сегодня активно используют иностранные мессенджеры для совершения удаленных мошеннических преступлений. «Например, те же колл-центры, которых только на Украине более тысячи. Ежедневно они обрушивают на наших граждан тысячи звонков, которые могут обернуться для них серьезными потерями. Очевидно, что нам нужно оперативно перекрывать этот канал мошенничества, повышая прозрачность идентификации пользователей в мессенджерах. И если российские платформы активно включены в эту работу, то с иностранными еще предстоит выработать пути взаимодействия», – сказал Немкин.
По мнению парламентария, взаимодействие с мессенджерами нужно выводить на новый уровень – в противном случае объемы совершаемых при их помощи преступлений только продолжат расти.
«Шаги, о которых уже рассказали наши операторы, можно оценить только как эффективные и своевременные, однако впереди еще много работы. Уверен, к процессу борьбы с мошенниками в мессенджерах нужно подключать автоматизированные системы по типу «Антифрода» – как мы уже увидели, их использование помогает существенно нарастить темпы блокировки нежелательных вызовов. Только так нам удастся наконец свести шансы преступников добраться до наших граждан к нулю», – заключил парламентарий.