ФГУП «Космическая связь» представила перспективы обеспечения кораблей самыми современными услугами связи и телевидением на конференции «Smart Shipping» в рамках международной выставки «Нева 2021».
99% морских акваторий России
22 сентября на конференции «Smart Shipping. Цифровые технологии, спутниковая связь и навигация в судоходстве» Михаил Глинка, директор департамента продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь» (ГП КС), представил возможности предприятия по обеспечению людей в море привычным уровнем медиа потребления и коммуникациями.
В «морской сети ГП КС» сегодня работают 383 корабля, включая 20 судов ледового класса. Все они обеспечены доступом в Интернет и к локальным сетям, связью со штабом морских операций и получением картографической информации, а в некоторых случаях и телевидением. Благодаря использованию шести спутников с бесшовным переключением сеть охватывает морских 99% акваторий России, а также акватории Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов.
Связь на подвижных объектах
Не секрет, что пандемия COVID-19 нанесла очень серьезный удар по авиаперевозкам, по предоставлению спутниковых услуг на авиалайнерах, однако, несмотря на временный откат спутниковая связь для подвижных объектов продолжает оставаться одним из наиболее перспективных направлений развития. К тому же, ГП КС, занимающееся по преимуществу обслуживанием морских судов, почти не почувствовало этого кризиса, поскольку российский флот не стал на прикол в период пандемии и корабли продолжали использовать спутниковую связь.
Для объектов морского базирования в Арктическом регионе и на всем протяжении Северного морского пути ГП КС предоставляет следующие услуги связи, оказываемые по технологии VSAT: предоставление каналов связи; доступ к сети Интернет; доступ к корпоративной ЛВС; VoIP-телефония; получение картографической информации; прием ТВ-программ (при наличии технической возможности).
Что же касается перспективной многофункциональной системы связи с использованием космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах «Экспресс-РВ», то с ее вводом появится возможность предоставлять услуги связи и вещания на подвижных объектах коллективного пользования для миллионов клиентов: морские перевозки – до 1 млн. потребителей в год; авиаперевозки – до 12 млн.; поезда дальнего следования – до 13 млн.; междугородние автобусы – до 25 млн.
Услуги связи и вещания на подвижных объектах индивидуального пользования будут доступны меньшему количеству пользователей: легковые автомобили – до 2,5 млн. потенциальных потребителей в год; грузовые автомобили – до 1 млн. потенциальных потребителей в год.
«Экспресс-АМУ3»
До конца этого года на орбиту планируется вывести новый многолучевой спутник «Экспресс-АМУ3», специально предназначенный для доступа в Интернет на высоких скоростях с использованием антенн небольшого диаметра (менее 1 метра), которые будут предоставляться для услуг подвижной связи.
С использованием АМУ3 «Космическая связь» сможет предложить принципиально новое качество услуг связи судам на Дальнем Востоке и в акватории Северного Ледовитого океана уже в 2022 году. После запуска системы на высокоэллиптических орбитах «Экспресс-РВ» в 2024 году зона охвата морской сети будет расширена на всю акваторию Северного Ледовитого океана, а скорость доступа в Интернет и передачи данных увеличится до 80 Мбит/с.
Безэкипажное судовождение
Как отметил в своем докладе Михаил Глинка, «новое направление услуг – безэкипажное судовождение – способно кардинально изменить отрасль морских и океанических грузоперевозок и принести большую выгоду судовладельцам и экономике в целом.
На дальнемагистральных или рутинных маршрутах, вдали от районов с оживленным движением, грузовое судно может следовать на автопилоте несколько суток до целевого порта, используя технологии распознавания окружающей обстановки, инструменты для оценки погодной и ледовой обстановки на пути следования, а также карту маршрутов других судов. Присутствие лоцмана потребуется только в прибрежных и портовых зонах. С 2018 года «Космическая связь» участвует в пилотном проекте по безэкипажному судовождению Отраслевого центра «Маринет» и является на сегодня единственным российским оператором, который имеет опыт оказания услуг для автономного судовождения».