Мониторинг на платформе AggreGate

Вебинар, посвященный оптимизации производственных процессов с помощью IoT- и IIoT-решений, а также кейсам применения платформы AggreGate в нефтегазовой отрасли, запомнился тем, что едва ли не большая его часть была отведена вопросам слушателей. Немалая заслуга в этом спикера – ведущего эксперта AggreGate по автоматизации и внедрению IoT-решений в промышленности Дмитрия Моисеева.

Платформа Интернета вещей и цифровизации AggreGate для создания IoT/IIoT-продуктов, сервисов и решений – это программный конструктор, состоящий из большого количества модулей, которые идеально подогнаны один к другому. Каждый из модулей решает определенную задачу: отчетность, визуализация, сбор данных и т. д. И все они имеют одинаковый интерфейс взаимодействия (процедуры настройки, конфигурации не отличаются). Благодаря этому значительно повышается скорость разработки решений на базе платформы AggreGate.

Платформа давно инсталлируется по всему миру (тысячи инсталляций), инвестиции в разработку новых элементов конструктора продолжаются более 20 лет. На базе платформы строится множество готовых решений для вертикальных рынков (IoT- и Edge-аналитика, управление ИТ-инфраструктурой, управление ЦОД, автопарком, автоматизация зданий, удаленный мониторинг и обслуживание, управление инцидентами, оркестровка данных и т. д.). Как заметил Дмитрий Моисеев, количество решений, доступных для создания на платформе, «мы как вендор сами точно не знаем, потому что решения создаются преимущественно партнерами, интеграторами либо заказчиками».

На вебинаре бы представлены самые разнообразные кейсы применения платформы в одной из интегрированных нефтяных компаний, чтобы подчеркнуть широкие возможности платформы.

Один из кейсов – платформа мониторинга активов департамента розничных продаж компании «Газпром Нефть». На всех АЗС (1,5 тыс.) подключили оборудование, резервуарный парк, данные свели в единую систему, интегрировали примерно 50 различных ИТ-систем заказчика. Цель проекта – снизить незапланированные простои оборудования АЗС. В реальном времени контролируются остатки топлива, прогнозируется объем отпускаемого топлива на каждой АЗС, ведется мониторинг состояния кассового, технологического и энергетического оборудования, сетей передачи данных. На одном экране осуществляется контроль всех АЗС, на другом (по каждой станции) можно оценить параметры используемых на объекте систем.

Внедрение системы позволило исключить незапланированные простои. Используемые методы предиктивной аналитики предоставляют возможность заранее предупредить о необходимости обслуживания того или иного оборудования, произвести замену запчастей или расходных материалов.

Элементарная для автовладельца процедура заправки топливом на АЗС – это на самом деле сложный процесс, в котором задействовано большое количество оборудования. И даже скорость поступления бензина в бак автомобиля – если она периодически снижается, пусть и на сотые доли процента, – сигнал о том, что определенному оборудованию требуется обслуживание (как минимум замена фильтра или прокладок). Такие «звоночки» система отлавливает в автоматическом режиме и сообщает об этом в сервисную компанию.

Еще один проект – система управления 150 нефтебазами. Платформа унифицирует и обеспечивает выполнение сервисных процессов на этих объектах (прием топлива, контроль его качества, перекачивание, отпуск в бензовозы и т. д.). Проект в стадии тиражирования – из полутора сотен нефтебаз к системе подключено около 30.

На основе этого решения оптимизируется работа оборудования, обеспечиваются максимальная его пропускная способность на всех участках, защита от смешений или неосторожных действий в процессе выполнения технологических операций. Не менее важная функция системы – автоматизация допретензионной работы, связанной с соблюдением регламентов, инструктажа, контролем допуска.

Все документы, например, товарно-транспортные накладные, формируются в автоматическом режиме. Почти полностью исключен ручной ввод данных, соответственно, и ошибки, допускаемые человеком при отпуске топлива.

Благодаря тому, что контроль топлива осуществляется и на нефтебазе, и на АЗС (в момент приема и продажи топлива), исключаются случаи хищения топлива (недовоза). Система автоматически считает баланс. Точность решения такова, что система позволяет автоматически подсчитать объем и определить геометрию резервуаров.

Добыча нефти – еще одна сфера применения платформы. На сети буровых (3 тыс. по всей стране) установлено оборудование УЭЦН (центробежные погружные насосы для нефтепродуктов и энергетическое оборудование). Механизмы эксплуатируются в жестких условиях под землей (высокое давление, температурный режим и т. п.). Остановка таких агрегатов прерывает цикл нефтедобычи. Для специалистов важно знать, когда оборудование может выйти из строя и с какой вероятностью, чтобы своевременно запланировать его ремонт или замену.

Используемая в «Газпром Нефти» система была обучена на большом количестве исторических данных, что позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать выход из строя того или иного узла, вплоть до указания срока. Тем самым у технологов есть время выбрать вариант предотвращения возможной проблемы (заказать запчасти, вызвать ремонтную бригаду и т. п.). Благодаря реализации такого подхода система позволяет увеличить объем добываемых нефтепродуктов, сократить незапланированные простои.

Хорошо зарекомендовала себя платформа и при построении системы управления и мониторинга сетью кофемашин в одной из высоток «Газпрома» – небоскребе в городе на Неве. В здании огромное количество инженерных систем, оборудованы умные офисы, которые управляются дистанционно, настроена очень тонкая их «подгонка» под требования заказчика (регулировка освещения, открытия штор и т. п.). Все это выполняется на базе единой системы. На слайдах презентации Дмитрий Моисеев привел примеры интерфейсов диспетчера, показывающие, насколько удобно контролировать функциональность с одного экрана.

Управление сотнями кофемашин (в зданиях и на АЗС) – нетривиальная задача. Реализация этого напитка отличается высокой рентабельностью. Выход из строя даже одного кофеавтомата чреват снижением объема продаж. Система позволяет контролировать всю сеть этого оборудования из одной точки – на базе специального центра мониторинга. Предусмотрена также функция удаленного управления кофемашинами, например, можно загружать контент на видеоэкраны.

В ходе вебинара были представлены и другие проекты, отражающие возможности платформы AggreGate. Об интересе к этому решению со стороны профессионального сообщества можно было судить по вопросам, которые едва ли не лавиной «обрушились» на спикера. Примечательно, что авторы некоторых вопросов формулировали свои пожелания, которые разработчики платформы могут взять на заметку для расширения функциональности AggreGate.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку