В прошлом году в отчете о конференции SatComRus 2019 мы писали о спутниковой группировке O3b, предназначенной для телекоммуникаций и передачи данных из удаленных мест. Система O3b принадлежит корпорации O3b Networks, которая является частью концерна SES S.A. Первые четыре спутника O3b были запущены 25 июня 2013 г., еще восемь – в 2014 г. (четыре спутника – 10 июля и четыре – 18 декабря), еще четыре – 9 марта 2018 г. В апреле 2019 г. группировка O3b была увеличена до 20 спутников. Эти аппараты были развернуты на круговой орбите вдоль экватора на высоте 8063 км (средняя околоземная орбита), каждый совершает пять оборотов в день. Каждый спутник оснащен 12 полностью управляемыми антеннами диапазона Ka с общей пропускной способностью до 16 Гбит/с на спутник. Площадь каждого луча – 700 км в диаметре. Однократная двусторонняя задержка составляет 179 мс для голосовой связи, сквозная двусторонняя задержка для услуг передачи данных – 140 мс. Максимальная пропускная способность на соединение TCP – 2,1 Мбит/с. Для морских приложений присутствуют задержки в обе стороны до 140 мс, поддерживается скорость соединения более 500 Мбит/с. Спутники массой 700 кг питаются от солнечных батарей на арсениде галлия и от ионно-литиевых батарей.
Глобальный спутниковый оператор SES S.A., штаб-квартира которого расположена в Бецдорфе (Люксембург), занимает второе место в мире по обороту среди спутниковых операторов и располагает огромной группировкой, включающей в себя 55 спутников на геостационарной орбите, которые могут обслуживать 99% населения Земли. Оператор решил объединить возможности своей геостационарной группировки с системой O3b на средней околоземной орбите и обратился за технической экспертизой к компаниям Thales и Hughes, которые занялись разработкой новой технологии, способной обеспечить так называемую многоорбитальную совместимость (multi-orbit interoperability).
В октябре прошлого года оператор связи SES и компания Thales провели уникальный эксперимент, в ходе которого самолет Gulfstream G-III совершил демонстрационный полет из Мельбурна (США, штат Флорида) к атлантическому побережью Никарагуа, при этом были успешно совершены десятки переключений между лучами GEO (спутников на геостационарной орбите) и MEO (спутников группировки O3b на средней околоземной орбите), а также между несколькими спутниками MEO с использованием оборудования Hughes Jupiter американской компании Hughes Communications. Отметим также, что SES и Thales удалось установить новый рекорд скорости спутникового доступа в полете IFC (In-Flight Connectivity).
Компании SES и Thales впервые смогли продемонстрировать бесперебойный доступ к широкополосным приложениям с высокой пропускной способностью через платформу, поддерживающую многоорбитальную совместимость. Инженеры, находящиеся на борту испытательного самолета Gulfstream G-III, смогли одновременно использовать ряд услуг на скорости свыше 265 Мбит/с через спутниковую сеть Thales FlytLIVE, которая включает оборудование Hughes Jupiter и модуль Hughes ModMan, интегрированные с бортовой антенной с фазированной решеткой ThinKom Ka2517. Продемонстрирована надежная доставка потокового видео формата 4K, социальных сетей, транзакций электронной коммерции, аудиоконференций, интерактивных игр и просмотра веб-страниц.
Первый в мире высокопроизводительный широкополосный процесс многоорбитальной совместимости с малой задержкой (до 140 мс) оказался возможным благодаря четкому взаимодействию спутников MEO и GEO. Масштабирование и производительность в спутниковых сетях имеют основополагающее значение для обеспечения лучшего обслуживания пассажиров в небе. Кстати, заказчики круизных судов уже пользуются преимуществами комбинированной системы, которая обеспечивает возможность подключения с низкой задержкой на основе MEO и GEO. Это новшество в настоящее время находится на пути к внедрению в коммерческие и деловые авиаперевозки, считает Стив Коллар, генеральный директор SES: «Мы готовимся к запуску сети O3b mPOWER и теперь, благодаря продемонстрированной способности беспрепятственно переключаться по сетям GEO и MEO, наши клиенты получат скорость и производительность от новой группировки O3b, а также смогут извлечь выгоду от глобального охвата флота GEO».
Инженеры компании Hughes в неформальной беседе с корреспондентом журнала Connect подтвердили техническую возможность создания в будущем абонентских терминалов, которые смогут переключаться между геостационарными спутниками и аппаратами, летающими на низкой околоземной орбите (группировки OneWeb и Starlink), при этом искусственный интеллект терминала позволит ему самостоятельно принимать решение о том, к какому каналу (GEO, MEO, LEO) необходимо в настоящий момент подключиться, чтобы обеспечить клиенту требуемый уровень обслуживания.