Компания «Рексофт Консалтинг», подразделение группы «Рексофт», отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг, проанализировала зарубежный опыт создания институтов государственной поддержки, планирования оперативных и стратегических мер обеспечения информационной и технологической импортонезависимости промышленности. Цель исследования – выявить лучшие мировые практики в области господдержки процесса импортозамещения и цифровизации индустрий разных стран.
Алгоритм исследования
В ходе исследования анализировались мировые инициативы в этой сфере с 1970-х гг. по настоящее время. В материалах отражены предпосылки текущей российской проблематики со SWOT-анализом и опыт зарубежных стран с детализацией сильных и слабых сторон каждой модели.
Эксперты «Рексофт Консалтинг» проанализировали успешный опыт государственных и частных институтов КНР (Китайского центра компетенций China Competence Center), Малайзии (Офис цифровых инвестиций DIO, Государственную программу развития Industry4WRD), Саудовской Аравии (Центра развития индустриальных компетенций) и Германии (Индустриального сообщества Global German Mining Network).
Выводы экспертов
Резюмировав общемировой опыт, эксперты «Рексофт Консалтинг» выделили следующие ключевые компоненты:
- создание центров компетенции, сосредоточенных на разработке и производстве решений для локального рынка, но с последующим масштабированием за пределы страны (Китай, Малайзия);
- организация центров развития индустриальных компетенций для подготовки и обучения квалифицированных кадров, адресно под запросы различных отраслей индустрии (Саудовская Аравия, Китай, Малайзия);
- создание офисов цифровых инвестиций, которые оценивают, анализируют и координируют цифровые инвестиционные проекты, например, инициативы в области развития кадрового потенциала, сетей цифровой инфраструктуры и др. (Малайзия);
- активное участие частных компаний в создании международных и локальных промышленных сообществ (при поддержке государства) в виде платформ для взаимодействия бизнеса и науки с целью обеспечения быстрого доступа к рыночной информации и прямым контактам, обмен опытом и др. (Китай, Германия);
- реализация государственных программ финансирования, направленных на усиление возможностей локальных вендоров по разработке, адаптации и поставке решений для частных производств, госкомпаний и крупных корпораций, в частности, гранты малым наукоемким предприятиям, кредиты с госгарантией и\или субсидированной процентной ставкой (Китай, Малайзия, Германия);
- создание специализированных фондов и агентств для поддержки экспортоориентированных инициатив компаний-разработчиков ИТ-решений (Малайзия, Китай).
Комментарий руководителя
«Согласно результатам нашего исследования, российский подход, основанный на консолидации усилий якорных предприятий отрасли и ключевых вендоров, одновременно с возможностями получения государственной поддержки, в целом соответствует успешному международному опыту. Вместе с тем, настораживает факт недостаточной ориентации на создание именно экспортного, а не локального продукта, выходящего за рамки интересов одного-двух якорных заказчиков. Ситуация также осложняется трудностями координации интересов корпораций – членов ИЦК (индустриальных центров компетенций импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики), настороженным отношением к государственному финансированию, когда речь идет, по сути, о венчурной модели инвестиций», – отметил Андрей Скорочкин, руководитель «Рексофт Консалтинг». – Российский подход с созданием ИЦК рассчитан на среднесрочные результаты в течение двух лет и может дать длительный кумулятивный эффект на горизонте 10-12 лет. В этой стратегии ИЦК займут позицию координаторов развития промышленности по вопросам импортозамещения в ближайшем периоде, в дальнейшей перспективе они смогут играть роль тренд-сеттеров технологий и платформ для взаимодействия между индустриальными компаниями и разработчиками».