До 2030 года министерство планирует привлечь до 700 тыс. новых разработчиков. Кроме того, Минцифры России считает необходимым сконцентрироваться на подготовке кадров в сфере искусственного интеллекта и робототехники.
Минцифры России намерено привлечь в сферу информационных технологий порядка 700 тыс. новых разработчиков до 2030 года, а также отдельно сфокусироваться на подготовке специалистов в сфере робототехники и искусственного интеллекта, заявил глава министерства Максут Шадаев.
«Я считаю, что в этом смысле наш план — получить в отрасль дополнительно примерно 700 тыс. разработчиков до 2030 года, при этом отдельно сфокусировавшись на тех дисциплинах, которые дадут нам возможность воспроизводить самые востребованные современные решения — искусственный интеллект, робототехнику – там, где как раз у нас огромный дефицит сейчас и специалистов, и решений», – сказал министр во время совещания президента России с членами правительства, его цитирует «РИА Новости».
По словам Шадаева, количество профильных специалистов в отрасли за последние четыре года увеличилось на 50%, до 850 тыс. человек. Еще 100 тыс. новых кадров пришло в сферу в течение последних 8 месяцев. Министр также отметил, что в отечественных университетах профильную подготовку сейчас проходят порядка 600 тыс. студентов.
Шадаев уточнил, что большая часть абитуриентов выбирают образовательные программы, связанные с непосредственной разработкой программного обеспечения. Только 9% абитуриентов делают выбор в пользу фундаментальных дисциплин.
«Очевидно, что именно этих кадров нам сейчас не хватает, чтобы как раз гарантировать технологическое лидерство, как раз производить те решения, которые станут конкурентоспособными в будущем. И в этом смысле нам, конечно, нужно, наверное, увеличивать норматив финансирования по этим специальностям», – подчеркнул Шадаев.
В Минцифры России также отметили, что в дальнейшем подготовка ИТ-специалистов в стране будет усилена. Для этого планируется «создать с участием крупнейших российских технологических компаний единую онлайн-платформу, которая даст возможность студентам изучать искусственный интеллект, работать с большими данными, получать базовые навыки программирования», ввести в российских школах государственный учебник по информатике, ориентированный на изучение отечественных решений и предусмотреть возможность использования российских образовательных онлайн-платформ для получения практических цифровых навыков.
Среди предложенных – установление обязательства для российских ИТ-компаний, пользующихся ИТ-льготами, обязательства по преподаванию в университетах и реализации стажерских программ. Кроме того, в Минцифры хотят дополнительно профинансировать подготовку 10 тыс. специально отобранных студентов, которые станут ведущими инженерами по разработке технологий искусственного интеллекта.
В рамках национального проекта «Цифровая экономика» трудовой рынок ИТ-сферы был кардинальным образом перестроен, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Удалось выстроить эффективную вертикаль подготовки ИТ-специалистов: от школы до университета. Кроме того, за последние 5 лет в подготовку кадров активно включился российский бизнес. «Яндекс», например, разработал единую программу подготовки фронтенд- и бэкенд-разработчиков. С этого года она запущена в 19 университетах России, участие в программе принимают свыше 4000 студентов», – рассказал депутат.
Еще в 2021 году региональная ИТ-компания онлайн-обучения iSpring открыла в Марий Эл частный ИТ-институт, специализирующийся на ИТ-разработке, отметил он. «До 2032 года в нем планируется обучить свыше 5 тыс. студентов, а также расширить количество преподаваемых программ с четырех до 12. За последние 5 лет были сформированы новые принципы подготовки ИТ-кадров, главные из которых – адаптивность образовательных программ и активное включение бизнеса», – подчеркнул Немкин.
По словам депутата, новый подход к подготовке дал свои результаты. «В этом году каждый десятый выпускник вуза получил ИТ-специальность. Дополнительный приток новых кадров продолжают обеспечивать программы профессиональной переподготовки и рынок онлайн-образования. Предложенные министерством меры, во-первых, будут способствовать общему росту числа ИТ-кадров, а, во-вторых, повлияют на качество подготовки студентов. Введение обязательства по преподаванию сотрудников ИТ-компаний в вузах позволит нивелировать различия между академической подготовкой и реальным рынком, которые сейчас присутствуют», – подчеркнул депутат.