Минобрнауки представило модель компетенций в области искусственного интеллекта

Предполагается, что стандарт позволит обучить универсальных специалистов в сфере ИИ, сообщают Ведомости.

Разработка модели происходила совместно с Альянсом в сфере искусственного интеллекта, университетами и технологическими компаниями, которые определили перечень компетенций в сфере ИИ, необходимых для молодого специалиста. Согласно Минобрнауки, модель является гибкой, что позволяет учитывать специфику конкретных образовательных программ. Ожидается, что к 2030 году на рынок труда будет выпущено 15 500 универсальных специалистов, при этом не менее 1000 выпускников будут должны создавать и интегрировать на глобальный рынок собственные разработки.

«Разработанная модель компетенций в области ИИ включает описание профилей основных профессий в области ИИ, в том числе исследователя, аналитика, инженера и архитектора данных, а также менеджера ИИ-продуктов, и рассчитана на то, что карьера специалиста в области ИИ может в дальнейшем строиться в компаниях очень широкого профиля», – сообщает один из авторов модели Михаил Сквирский.

Сегмент искусственного интеллекта как в России, так и в мире развивается стремительно, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Долгое время внедрение ИИ было делом рук энтузиастов как бизнеса, так и некоторых университетов – четкая и систематическая политика по отношению к рынку отсутствовала. Однако те результаты, которые показывает ИИ убедили и государство, и бизнес в том, что это реально действующий инструмент повышения эффективности любого производства: от тяжелой металлургии до банковского сектора. Поэтому повышенное внимание к сфере со стороны государства в части подготовки специалистов — это создание эффективного фундамента для развития ИИ в долгосрочной перспективе», – пояснил Антон Немкин.

Нужно понимать, что цифровизация и, в частности, ИИ-технологии — это сфера быстрых изменений, напомнил депутат. «Сегодня мы можем использовать одни алгоритмы, но уже завтра перейдем к другим. Одна из ключевых проблем сегодняшней подготовки специалистов – несоответствие полученных навыков требованиям рынка. Университеты в этом случае выступают как эхо-камеры, которые живут по своим законам
и не соприкасаются с реальными практиками рынка. Поэтому по окончанию университета молодым специалистам приходится переучиваться в очень короткий срок. Думаю, что гибкость программы должна проявляться еще
и в том, что она будет обновляться в зависимости от трендов, которые происходят на рынке. Кроме того, необходимо обеспечить приток специалистов, которые непосредственно задействованы на рынке и имеют реальный практический опыт, например, в качестве приглашенных преподавателей. Такой подход реализуют ведущие российские вузы, а также платформы онлайн-образования, и он уже несколько лет показывает свою эффективность. Перед нами также стоит задача повысить квалификацию самих преподавателей, и рыночные игроки могут транслировать свой опыт в академическую сферу», – отметил Антон Немкин.

«В целом принятие модели компетенций – это позитивный тренд, отражающий понимание важности систематизации сферы ИИ. Мы должны создать эффективную институциональную среду, в которой отрасль будет развиваться. Поэтому внедрение в модель компетенций таких компонент как гибкость, практика и соответствие рыночным инструментам положительно скажется на подготовке специалистов», – заключил парламентарий.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку