В начале этой недели Министерство связи и массовых коммуникаций распространило пресс-релиз, в котором сообщало, что не нужно бояться участвовать в оценке качества государственных услуг. Дело в том, что запрос на такую оценку, как правило, приходит в виде SMS с короткого номера 0919 после того, как гражданин воспользовался услугами многофункциональных центров (МФЦ). Чтобы поучаствовать в оценке качества представленных государственных услуг достаточно ответить на пришедший запрос.
Однако в Интернет появились анонимные предупреждения о том, что за такие SMS якобы со абонентского счёта оператором списывается большая сумма денег. На самом деле это нет так. Как указано в пресс-релизе Минкомсвязи: «сообщения с просьбой оценить качество госуслуг, которые приходят с номера «0919», являются бесплатными для абонентов и рассылаются в соответствии с постановлением Правительства РФ №1284 от 12 декабря 2012 года. Рассылку SMS осуществляет «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг», за работу которого отвечает Минкомсвязь России».
Хотя сбором мнений и занимается телефонный центр для взаимодействия с гражданами он использует два канала взаимодействия — указанный ранее SMS-запрос с номера 0919 или в специальной форме на сайте «Ваш контроль», который принадлежит Федеральному телефонному центру и расположен по адресу https://vashkontrol.ru. Этот сайт аккумулирует все полученные оценки — их можно найти в разделе сайта с открытыми данными по адресу https://vashkontrol.ru/opendata. Как сообщили Connect в пресс-службе Минсвязи на текущий момент в оценке качества государственных услуг приняло участие 3 млн человек, которые выставили более 17 млн оценок. При этом подавляющее большинство (93%) положительные.
Этот же сайт получает данные и из МФЦ о представленных услугах. Собственно, сами МФЦ, подключившиеся к сайту, и сообщают мобильные номера телефонов граждан для запросов, которые Федеральный телефонный центр использует для рассылки своих запросов. Взаимодействие организуется через систему межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ — в ней предусмотрен соответствующий сервис. На сайте даже хранятся данные по тем МФЦ, которые с ним уже наладили взаимодействие.
На текущий момент в системе оценки качества государственных услуг зарегистрировано 4404 МФЦ, причём наиболее активными регионами по подключению оказались Ростовская область (подключено 429 МФЦ), республика Саха (340 МФЦ), Краснодарский край (283 МФЦ), Воронежская область (191 МФЦ) и Тамбовская область (186 МФЦ). Москва и Санкт-Петербург не вошли даже в десятку лучших по количеству подключений, то есть для жителей этих регионов поучаствовать в оценке качества государственных услуг будет затруднительно.
По приведённой в разделе открывших данных базе можно также определить используемое в подключенных к системе оценки МФЦ программное обеспечение. Первые четыре места заняли тиражные продукты автоматизации деятельности МФЦ: разработки НПФ «КОМЭКС» (682 внедрения), «Капелла» (625 шт), «Систематика» (433 шт) и «ЛАНИТ» (377). Они, как правило, внедряются в нескольких регионах, и поэтому получают достаточно широкое распространение. Пятое место занимает «Персональное ПО МФЦ», то есть программное обеспечение собственной разработки. Впрочем, есть регионы, где программное обеспечение разрабатывается для конкретной области, и они практически не выходят за пределы кузовных регионов. В частности, это все МФЦ республики Татарстан, Мурманской и Ульяновской областей, а также города Москвы. Вполне возможно, что такие специальные продукты сложнее интегрировать с сервисом оценки качества государственных услуг.
Собственно, в разделе ответных данных сайта есть ещё много полезной и поручителей информации, однако разобраться в ней без специального программного обеспечения уже не просто. Тем не менее, поскольку данные открытые, то, вполне возможно, что в ближайшее время появятся аналитические продукты, черпающие информацию из этого источника. Поэтому гражданам не стоит бояться высказывать своё мнение о качестве работы государственных сервисов — эта информация будет в самое ближайшее время востребована для оценки качества работы государственных служб в конкретных регионах.
Валерий Коржов