МГИМО внедрил VR-технологии в изучение иностранных языков для повышения вовлеченности студентов, улучшения навыков устной речи, улучшения успеваемости, масштабирования преподавательской экспертизы.
Это совместный проект команды VR Supersonic (резидент «Сколково»), разработавшей VR-платформу с поддержкой искусственного интеллекта для языковой практики, и лингвистической лаборатории МГИМО-Одинцово.
В настоящее время VR применяется для обучения английскому языку, разрабатываются сценарии для немецкого, а в ближайшей перспективе планируется внедрение технологии в обучение другим языкам, включая восточные.
Проект стартовал в 2022 году с пилотного внедрения в течение 2,5 месяцев и включал две экспериментальные и одну контрольную группы. Всего в пилоте приняли участие 250 студентов четырех факультетов МГИМО-Одинцово.
С помощью VR-очков обучающиеся взаимодействовали с виртуальным носителем языка, проговаривая варианты ответа и отрабатывая лингвистические конструкции.
Пилотный проект включал несколько этапов: разработку интерактивных учебных сценариев, их апробацию, внедрение в процесс обучения в разных форматах и оценку результатов, в том числе, в сравнении с традиционными методами обучения.
Одна из сложностей проекта — отсутствие аналогов VR-методик и исследований эффективности применения VR для изучения языков. Поэтому преподаватели МГИМО самостоятельно разработали сценарии на платформе VR Supersonic, адаптируя их под образовательный процесс.
Елена Козловская, директор Одинцовского филиала МГИМО:
«То, что начиналось как инструмент для повышения вовлеченности студентов, обернулось масштабным проектом с впечатляющими результатами. Мы не только увидели живой интерес студентов и преподавателей, но и зафиксировали реальный рост академической успеваемости. Для преподавателей проект ознаменовал начало нового этапа профессионального роста. Они не только освоили передовые методы обучения и научились писать сценарии для VR платформы, но и стали применять аналитику данных в образовательном процессе и использовать современные инструменты контроля знаний. Внедрение модуля с искусственным интеллектом позволило выйти на качественно новый уровень тренировки спонтанной речи.».
Евгений Кузнецов, СЕО VR Supersonic:
«Преподаватели играют ключевую роль в создании сценариев симуляций и внедрению их в учебный процесс. Каждый сценарий дополняет теорию, которую студенты проходят на парах.
Такой подход позволяет студентам лучше усваивать материал и расширять запас активной речи».
По результатам пилотной программы у группы с VR-инструментами:
- Доля неуспевающих студентов упала более чем на 40%: до внедрения VR число “двоек” составляло 21% от всех оценок, сегодня оно снизилось до 12%.
- Средний рейтинговый балл по иностранному языку вырос на 10 пунктов и составил 75 баллов в 2024 году, по сравнению с 65 баллами в 2022 году.
- Уменьшилось число пересдач.
- Повысился уровень посещаемости без принуждения.
- Студенты стали более вовлеченными в образовательный процесс.
Сейчас платформа масштабируется в рамках университета, в VR занимаются более 500 студентов, подключены группы немецкого языка.
В дальнейшем VR Supersonic и МГИМО планируют масштабировать проект — подключить новые языки, в том числе, восточные, расширить число факультетов и направлений подготовки, участвующих в программе, а также внедрить VR-технологии в обучение переговорам и другим дисциплинам.