В восьмой конференции «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов – 2018», которая прошла в Москве 10–11 октября, приняли участие почти 250 руководителей и представителей федеральных и региональных органов власти, центров управления различных уровней, предприятий и организаций транспорта, ТЭК, машиностроения, аграрно-промышленного комплекса, здравоохранения, образования и науки. В мероприятии, организатором которого выступил Издательский дом «КОННЕКТ», участвовала делегация из Казахстана. Партнерами конференции стали компании Polymedia, CyberPower, АО «Концерн «Автоматика», ЗАО «Сфера» и ООО «НПО «Криста». В этом году расширились география участников мероприятия и тематика их выступлений. Как показали дискуссии и обсуждения, в сегменте СЦ востребованы аналитические инструменты, позволяющие прогнозировать и моделировать развитие ситуации на основе технологий больших данных.
Ситуация требует анализа
Открылась конференция пленарным заседанием. Во вступительном докладе заместитель директора ФИЦ ИУ РАН Александр Зацаринный отметил роль науки в цифровой трансформации России: «Единственный шанс для России встать в ряд с передовыми державами мира – реализовать программу «Цифровая экономика». Однако без эффективного управления знаниями и исследовательской информацией реализовать программу будет достаточно сложно. Для дальнейшего развития и совершенствования методов ситуационного управления необходимы научные знания в моделировании различных процессов, прогнозировании развития ситуации, планировании необходимых корректирующих воздействий. В соответствии с майским Указом Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» принято решение о выделении средств на проведение научных исследований и разработок в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
В соответствии с тем же Указом Президента РФ Федеральная целевая программа «Цифровая экономика» преобразуется в национальный проект, где ключевым направлением должно стать государственное управление. Для поддержки принятия решений, в том числе в сфере государственного управления, необходимо создавать СЦ с расширенными возможностями по аналитике текущей оперативной ситуации, прогнозированию ее развития, планированию ответных действий и контролю исполнения. Решение этих задач невозможно без исследований и построения целого комплекса моделей для прогнозирования различных ситуаций. ФАНО (ныне Минобрнауки) провело исследования в области ситуационного управления и предложило комплексный план научных исследований (КПНИ) в целях формирования системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), который должен быть реализован научным сообществом. Он предполагает научное сопровождение процессов формирования СРСЦ и внедрения СЦ в ведомствах, регионах и бизнес-структурах в рамках единого системного замысла.
КПНИ, в частности, предусматривает проведение исследовательских работ по четырем основным блокам: «Теория управления. Научное обеспечение теоретических исследований по проблематике создания и развития СРСЦ как большой межведомственной системы управления» (реализация возложена на ИПУ РАН), «Научное обеспечение разработки аналитических систем, включая системы анализа социальных, экономических и экологических процессов, глобальных проблем и международных отношений» (ФИЦ ИУ РАН), «Научное обеспечение разработки принципов и технологий сбора, представления, обработки, хранения и обмена данными в распределенных автоматизированных системах» (ФИЦ ИУ РАН) и «Научное обеспечение разработки единой политики информационной безопасности распределенных информационных систем. Исследование вопросов защищенности распределенных компьютерных систем, сетей и информационных технологий» (ФИЦ ИУ РАН). Результатом реализации этих работ должны стать модели для прогнозирования различных отраслей деятельности и возможности управления социальными, политическими, экономическими и другими процессами в России.
При этом еще в марте 2018 г. на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ было принято решение о создании в структуре РАН подразделения стратегического анализа научно-технологического пространства России – когнитивного центра РАН (КЦ РАН), который будет заниматься стратегическим прогнозированием развития мировой экономики, выявлением основных тенденций развития мирового и российского научно-технического пространства и связанных с ними рисков, экспертизой крупных научно-технических проектов в России, оценкой влияния решений в научно-технической сфере на территориальное развитие России и социально-экономическое развитие макрорегиона в целом. Предполагается, что КЦ РАН как элемент войдет в СРСЦ и будет поставлять свои разработки в виде системы стратегического планирования для Совета Безопасности РФ, Минэкономразвития, Минобрнауки и других правительственных и государственных структур.
Еще один импульс для СРСЦ в этом году был дан решением межведомственной комиссии Совета Безопасности от 7 августа, в котором прописан целый ряд поручений и мероприятий по развитию этой системы. В рамках круглого стола на форуме «Армия-2018» были предложены рекомендации по формированию федеральной программы работ по созданию СРСЦ в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Тему дальнейшего совершенствования СРСЦ продолжил заместитель начальника Управления информационных систем Службы специальной связи и информации ФСО РФ Николай Ильин, который отметил, что инфраструктура ситуационных центров в целом уже сформирована. «Однако все системы носят мониторинговый характер, а требуются еще и анализ, прогнозирование и планирование, – подчеркнул он. – Необходима дальнейшая работа для построения стратегий развития и выработки управленческих решений». Именно для моделирования, прогнозирования и планирования и нужен научный подход по использованию собираемой в ситуационных центрах информации.
В соответствии с концепцией системы распределенных ситуационных центров, которую предложил в своем докладе Николай Ильин, центральным элементом системы мониторинга состояния национальной безопасности должен стать СЦ Совета Безопасности РФ, где будет располагаться единая база данных и куда планируется собирать информацию из системы стратегического планирования, единой межведомственной информационно-статистической системы ЕМИСС, СЦ Правительства РФ и регионов, министерств и ведомств, ФОИВ и других источников информации. Результаты анализа ситуации будут направляться в ситуационные центры Президента и Правительства РФ для принятия стратегических, среднесрочных и оперативных решений.
Важной частью аналитических возможностей СРСЦ будут предметно-ориентированные модели для таких сфер человеческой деятельности, как социально-экономическая, общественно-политическая, национальной безопасности и государственного управления. В социально-экономической сфере необходимы инструменты для моделирования развития территорий и выработки стратегических приоритетов их развития в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, торговле и транспорте. Для моделирования общественно-политической ситуации и прогнозирования устойчивого развития общества следует учитывать такие факторы, как политические движения, отношение к власти, поведение электората, протестная активность и молодежные движения. В целях обеспечения национальной безопасности требуется моделировать последствия негативных событий в сфере национальной безопасности, правильно оценивать ущерб от таких событий и вырабатывать мероприятия по парированию угроз для национальной безопасности. Государственное управление нуждается в оценке реализуемости и сбалансированности национальных проектов, для чего необходимо моделирование реализации государственных программ с оценкой финансово-экономических рисков и выработкой рекомендаций по достижению целевых показателей.
О результатах деятельности по формированию ситуационного центра с возможностью прогнозирования ситуации в Татарстане рассказала в своем докладе руководитель проектов специального назначения Департамента комплексных проектов в АО «Концерн «Автоматика» Нина Михайловна Адамова, которая прочитала доклад на тему «Методическое и информационно-аналитическое обеспечение функционирования комплекса модулей анализа и прогнозирования и модулей планирования ИАС СЦ субъекта РФ». Она уверяет, что возможно создать набор типовых моделей для различных сфер государственного управления и пользоваться ими в зависимости от сложившейся ситуации. «Комплекс моделей – основа ситуационного центра, – уверяет Нина Михайловна Адамова. – Он позволяет перейти от мониторинга ситуации, к ее анализу с последующей выработкой обоснованных рекомендаций для первого лица».
Аспекты создания и развития СЦ государственных органов Республики Казахстан стали предметом выступления заместителя заведующего Ситуационным центром Совета безопасности Республики Казахстан Виталия Воловинского. В Казахстане ситуационные центры сфокусированы на решении двух проблем – преступности и дорожно-транспортной ситуации. Сформированы карты опасных районов и аварийности на транспорте, что уже приводит к снижению преступности и смертности на дорогах. Ситуационный центр Совета безопасности Республики Казахстан занимается мониторингом ситуации и информационно-аналитической деятельностью для формирования управленческих решений.
О ситуации в России с мониторингом предприятий ТЭК рассказал на конференции руководитель ФГБУ «САЦ Минэнерго России» Михаил Качан. САЦ Минэнерго обеспечивает достаточно полный мониторинг ситуации в подведомственных отраслях и разрабатывает общие для всех модели и методики прогнозирования. «Логика взаимодействия и функциональные модели поведения в различных отраслях очень похожи, – пояснил докладчик. – Мы хотим работать по всем нашим вертикалям с применением одинаковых моделей и методов прогнозирования».
О ситуации с транспортной отраслью России в плане формирования ситуационного центра шла речь в выступлении заместителя директора департамента программ развития Министерства транспорта РФ Евгения Ткаченко. «Достижений в плане построения ситуационных центров у Минтранса пока немного, но существует множество проектов по цифровой трансформации транспортной отрасли». Собственно, 30% клиентской базы формируется предприятиями ТЭК, поэтому взаимодействие с САЦ Минэнерго было бы для Минтранса весьма перспективным.
В связи с цифровизацией возрастает роль специалистов, обрабатывающих собираемые в ситуационных центрах данные. Эту тему поднял в своем выступлении заместитель технического директора по стратегическим проектам компании «Полимедиа» Виктор Деменко: «Модная ныне должность Chief Data Officer (CDO – руководитель по управлению информацией) становится фактически владельцем данных региона. Однако такие руководители должны быть не просто пассивными наблюдателями происходящих процессов, а активно работать с собираемой информацией».
Цифровизация органов власти и государственного управления требует обеспечения постоянной готовности информационных систем и непрерывного их функционирования даже в случае чрезвычайной ситуации. Об этом напомнил в своем докладе директор компании CyberPower по развитию бизнеса трехфазных ИБП Алексей Лобов. Его доклад был посвящен техническим решениям резервирования бесперебойного питания, снижению затрат на эксплуатацию и повышению надежности функционирования систем жизнеобеспечения ЦОД ситуационных центров. Поскольку принятие стратегических и оперативных государственных решений зависит от работоспособности ситуационного центра, то стоит позаботиться о его эффективном и гарантированном энергоснабжении.
Потенциал госуправления
Возможности ситуационного центра высшего должностного лица субъекта как инструмента операционного и стратегического менеджмента в обеспечении эффективности госуправления на примере Волгоградской области представили в своей презентации директор Центра информационных технологий региона Алексей Несытов и руководитель СЦ губернатора Виктор Кучеров. Среди ключевых задач при проектировании объекта они выделили оптимальное распределение бюджетных средств, создание универсального и гибкого аналитического инструмента, ориентацию на отечественный ИКТ-рынок. На базе информационно-аналитической платформы СЦ губернатора проводились такие масштабные мероприятия, как выборы главы государства, единый день голосования (использовался модуль электоральной активности). По результатам анализа аварийности на автодорогах в регионе принимаются практические решения, например, где установить дополнительное освещение, а где оборудовать места отдыха для водителей.
Руководитель проектного офиса АО «Центр развития г. Алматы» Олег Сек представил возможности СЦ города Алматы. Среди основных компонентов объекта – мониторинг индикаторов развития города, 50 проектов-драйверов, ход исполнения бюджета, работа с большими данными (составление отчетов, графиков, диаграмм, тепловых карт). В перечне индикаторов 1260 позиций, из них 552 оперативные и 708 аналитических. В поле зрения аналитиков находится реализация 13 государственных и правительственных программ. К созданию СЦ приступили в июле 2018-го, но уже сейчас руководство своевременно получает точную информацию о реальных пассажирском и пешеходном потоках, заполняемости всех 203 городских школ (выяснилось, что если одни гимназии перегружены, то другие заполнены всего на четверть), о криминогенной обстановке в конкретных районах. Прогнозируется, что эти данные будут востребованы не только руководством города, но и бизнесом.
Взаимодействие СЦ при проведении матчей Чемпионата мира по футболу в Санкт-Петербурге – тема выступления главного специалиста СПб ГКУ «ГМЦ» Ивана Гербика. Для того чтобы обеспечить безопасность проведения матчей на стадионе, расположенном на Крестовском острове, а также дать болельщикам возможность покинуть арену в отведенное для этого время, был создан оперативный штаб «Последняя миля», развернута система речевого информирования, четко очерчены зоны доступа на остров, организована работа фан-зоны.
Директор ситуационного центра Ямало-Ненецкого автономного округа Максим Куренков посвятил свой доклад мониторингу СМИ, соцсетей и мессенджеров, позволяющему оперативно выявлять кризисные ситуации, анализировать контекст упоминаний главы региона, составлять аналитические записки (с указанием локализации, охвата аудитории, групп) и инфографику. Аналитические материалы используются для формирования базы данных, составления рейтингов и антирейтингов, их можно применять в обучении. Среди преимуществ аналитических систем – анализ большого объема данных, наглядность, в числе недостатков – привязка к объекту.
Результаты использования ресурсов СЦ на выборах на муниципальном уровне проанализировал директор Некоммерческого партнерства по развитию информационной инфраструктуры местного самоуправления Муниципалитет.инфо Сергей Чучунов. Использование СЦ в день голосования и подведения итогов продиктовано оперативностью реагирования на обстановку, которая может меняться вследствие техногенных факторов или исполнения избирательного законодательства. Пример докладчика: «Неприятный инцидент – скандалящий представитель кандидата на участке, по сравнению с которым прорыв канализации – банальность. Как залатать канализацию, условно понятно, а как справиться с беснующимся кандидатом – мы не всегда себе представляем». Накануне выборов в районе спроектировали аналог СЦ, на базе которого интегрировали информацию о явке, видеонаблюдение с УИК, карту-схему размещения избирательных участков. Глава района оценил возможности СЦ, и к очередным выборам этот мини-объект планируется переформатировать, подключив к нему единую диспетчерскую службу (сегмент Системы-112) и поставщика видеоданных. Докладчик предложил создать мобильную систему, которую можно было бы сдавать в аренду муниципалитетам на дни голосования.
Рассказывая о специфике информационно-аналитической платформы поддержки принятия решений на региональном уровне, представитель АО «Концерн «Автоматика» Госкорпорации «Ростех» Антон Гришковский отметил особенности ее подсистем и модулей (предназначенных для текущей деятельности, режима КЧС и особого периода). Особо внимание он уделил решению для организации единого интерфейса доступа ко всем информационным системам региона на любом устройстве. Среди преимуществ данного решения – разграничение прав доступа, автоматизация рутинных задач, предоставление ключевых показателей и отчетов руководителю. Набор конструкторов платформы позволяет реализовать системы любой сложности без программирования. Эксперты рекомендуют автоматизировать подготовку материалов для руководителей, выводить показатели, одобренные начальниками подразделений, для главы региона (открытые данные на мобильное устройство), обеспечив возможность итерационной работы. Внедрение платформы не требует знаний программирования, все блоки настраиваются из интерфейса.
Системный архитектор АО «Сфера» Эрнест Батыршин сообщил, что к середине 2018 г. в регионах было построено более 30 СЦ, свыше 25 объектов находятся в стадии создания или модернизации. Основной тренд – оснащение СЦ развитыми инструментами по работе с информацией для решения оперативных задач (информационно-аналитические и экспертные системы). На выбор планировки основного зала СЦ оказывает влияние мнение куратора проекта и специалистов заказчика, основанное на опыте или примерах реализованных СЦ. При этом глава региона редко участвует в выборе типа планировки СЦ.
Использованию российской платформы бизнес-аналитики «Криста BI» посвятила свое выступление заместитель генерального директора ООО «НПО «Криста» по аналитическим системам Мария Баркова. Платформа, в которой используется ПО с открытым кодом и из реестра российского ПО, зарегистрирована в Роспатенте, позиционируется как аналог программных продуктов Oracle BI, Power BI от Microsoft, Tableau, QlikView и Pentaho. Для обработки больших объемов данных в платформе применена технология DataLake. Ускоренному поиску информации способствуют экспертная система и персональный помощник (работает как чат-бот, на портале и в мобильном приложении, выполняет поиск в базе знаний, реляционной и многомерной базах данных). Он использует нейросети и инструменты машинного обучения, понимает голосовой или текстовый вопрос на естественном языке.
Инструмент принятия решений в ТЭК
Природная стихия – непредсказуемый и постоянный вызов для электроснабжающих организаций. Невозможно переоценить роль ситуационных и диспетчерских центров в структуре управления «Россети» как системообразующей компании, отметил главный эксперт Управления анализа и контроля информации ситуационно-аналитического центра ПАО «Россети» Андрей Коник. Более 75% вырабатываемой в стране электроэнергии передается по сетям «Россети» в технологической цепочке от генерации до потребителя. Ситуационно-аналитический центр – основной инструмент поддержки принятия оперативно-технологических решений руководителями благодаря возможности прогнозирования, анализа и управления ситуацией в электросетевом комплексе. Сейчас наращивается комплекс информационно-технологических систем для оперативно-технологического и ситуационного управления, выполнения аварийно-восстановительных работ. Применение геоинформационной системы исключает дублирование информации. На базе ПАО «МРСК Юга» – «Ростовэнерго» реализуется пилотный проект создания двухконтурной сетецентрической системы поддержки принятия решения оперативным персоналом, что, как ожидается, позволит сократить время ликвидации аварий и технологических нарушений. Уже сейчас среднее время восстановления электроснабжения после ледяных дождей, ураганов и других погодных явлений сократилось в 3,5 раза.
О трех этапах развития и деятельности ситуационно-кризисного центра «Росатома» (СКЦ), созданного десять лет назад, рассказал начальник информационно-аналитического отдела Анатолий Паншин. Одной из целей его создания было повышение эффективности управления использованием атомной энергии и совершенствование отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На начальном этапе СКЦ развивался по классической схеме отраслевого центра аварийного реагирования. На втором этапе были созданы информационно-коммуникационная система и специализированные программно-технические комплексы. На третьем этапе расширился перечень функций, появились новые задачи информационно-аналитического обеспечения органов управления в отраслевой системе корпоративной безопасности. Предпосылками к этому послужили не только выход «Росатома» на зарубежный рынок строительства АЭС и объектов ядерной инфраструктуры, создание новых ядерных объектов Севморпути, ПАТЭС, цифровизация отрасли, но и усиление конкуренции, а также противодействие российским энергопроектам.
Заместитель технического директора по стратегическим проектам компании «Полимедиа» Виктор Деменко, посвятивший доклад аналитическим инструментам управления предприятиями топливно-энергетического комплекса, отметил важность сведения всей информации в единый центр, выполнения консалтинга, аудита процессов, данных, проектов, основных средств. «Полимедиа» построила центры управления для многих крупных предприятий и уникальных объектов. Особое внимание уделяется обеспечению связи со службами оперативного реагирования. Компания предлагает аналитическую платформу Visiology класса Business Intelligence в целях быстрого построения производительных аналитических систем для промышленности. Эта российская разработка оснащена встроенной системой сбора данных через настраиваемые веб-формы, мощной расширяемой системой визуализации, обеспечивает поддержку видеостен и интеграции с технологиями Big Data,
Data Science.
Координация работы предприятий электроэнергетики в период проведения ЧМ-2018, возможности ситуационно-аналитического центра по контролю за объектами электроснабжения мундиаля – тема выступления начальника службы безопасности технологических процессов Центра управления сетями филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» – «Нижновэнерго» Сергея Губарева. Оргкомитетом был утвержден перечень из 34 объектов, для которых предстояло обеспечить бесперебойное электроснабжение в дни проведения ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде. Наряду со спортивными объектами в этот список вошли объекты временной инфраструктуры и транспорта, размещения, медобеспечения и управления. Для организации дежурства в усиленном режиме было задействовано 116 единиц автотранспорта и спецтехники. 65 бригад несли дежурство круглосуточно.
Начальник отдела системного моделирования ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС» Марк Рабинович представил инструментальные средства построения человеко-машинных интерфейсов диспетчерских систем СЦ, в частности программно-технический комплекс конструкторов КАСКАД-НТ. Основные компоненты системы отображения СЦ на базе этих конструкторов решают ряд технологических задач сетевой компании, формируют и отображают экранные формы с топологией сети и параметрами режима энергообъектов на дисплеях и видеостенах. Пользователи могут самостоятельно дополнять задачи, схему отображения программных комплексов, применять программные средства работы через Интернет.
Агроперспективы ситуационного управления
Разговор о возможностях центров оперативного управления в АПК начался с доклада представителя Аналитического центра Минсельхоза Михаила Менкнаусова. Цифровая трансформация АПК – один из ключевых проектов. Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, предназначена для обеспечения Минсельхоза России и подведомственных ему учреждений актуальной и достоверной информацией. Сейчас в системе зарегистрировано более 300 пользователей, к ней подключено 83 субъекта РФ, данные поступают из 50 наиболее активных регионов. Вся информация агрегируется на уровне федеральных округов. В рамках решения задачи экспорта продукции АПК в структуре Аналитического центра Минсельхоза создано подразделение «Агроэкспорт», сотрудники которого в реальном времени отслеживают информацию о внешних рынках, ценах, индексах, товаропотоках. В настоящее время развивается блок предиктивного анализа данных.
Опыт развития СЦ АПК Мордовии представил ведущий специалист отдела информатизации регионального Министерства сельского хозяйства и продовольствия Виталий Печнов. Создание системы мониторинга земель сельхозназначения началось с автоматизации сбора отчетов и применения технологий дистанционного зондирования земли. Была обеспечена инвентаризация земель, составлена электронная карта, отражающая агрохимические показатели. Работа ведется на базе системы «1С», рассчитанной преимущественно на специалистов учета, поэтому не каждому сельхозтоваропроизводителю легко в ней разобраться. Параллельно разрабатывается портал, на котором будет аккумулироваться собираемая аналитическая и географическая информация о землях. Ожидается, что она будет доступна широкому кругу заинтересованных пользователей. В планах – сбор информации в сфере животноводства, составление карты ферм.
Звенья транспортной безопасности
В сфере перевозок важной частью СЦ являются пункты обеспечения транспортной безопасности. По словам ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры транспортно-пересадочных узлов АО «МКЖД» Тимура Закирова, транспортно-пересадочный узел – это комплекс объектов для безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой. Как правило, они находятся на балансе нескольких предприятий, порядок их использования регулируется разными нормативно-правовыми актами, многие из них довольно сырые, поскольку нередко издаются срочно после очередного ЧП («пишутся буквально на коленке, утверждаются на утро после теракта, а за одну ночь невозможно учесть все детали»). При этом разными нормативными актами предусмотрены различные требования. На МЦК 31 остановочный пункт, из них 17 принадлежит МКЖД, остальные – РЖД, а обслуживаются сотрудниками двух служб безопасности метрополитена. «Человек за мониторами, особенно когда их много, через 20–25 минут вообще не понимает, что происходит. Аналитические системы не работают так, как это рекламируется, они помогают, но в итоге все сводится к оператору», – заметил докладчик. Обучение сотрудника СЦ на транспорте обходится дорого. Требования к аттестации специалистов очень высокие: «Нужно выдержать такой экзамен, что ЕГЭ и близко не стоит».
Начальник ситуационно-аналитического центра ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Александр Ковалев поделился результатами работы системы техобслуживания и ремонта. Компания, обеспечивающая пригородное железнодорожное сообщение на территории 11 субъектов РФ, располагает собственным подвижным составом и локомотивными бригадами, содержит пригородную инфраструктуру. Для оперативного обслуживания подвижного состава было принято решение о создании системы ТОиР. Специализированное решение для автоматизации управления ремонтами реализовано с учетом требований стандартов ISO 55000. Специалисты компании обеспечены мобильными устройствами с предустановленным ПО, позволяющим оперативно реагировать на нештатные ситуации, регистрировать заявки и в режиме онлайн направлять их подрядчикам. Внедрение системы позволило повысить коэффициент технической готовности составов.
Транспортные узлы – ключевой элемент системы координации перевозок и Арктике. В последние годы отмечается рост грузопотока на северных территориях, которые постепенно переходят в разряд районов с развитой инфраструктурой, отметила в своем выступлении директор по стратегиям развития АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» Софья Каткова. Большое количество подрядных и субподрядных организаций, реализующих
собственные коммерческие программы, не в состоянии внедрять новые технологии, заниматься оптимизацией или участвовать в ИТ-координации. Самый сложный компонент инфраструктуры – транспортный узел (большое количество частных терминалов, несколько видов транспорта, отсутствие взаимосвязи, что и приводит к возникновению узких мест в пиковые периоды работ в Арктической зоне). В настоящее время реализуется проект по координации и цифровизации транспортных узлов, в первую очередь в Архангельске, Салехарде, Ленске и Якутске, по принципу от узлового уровня к межузловому. Орган логистической координации предоставляет всем участникам общую информационную платформу и необходимые регламенты взаимодействия. Интеграционная платформа воспринимается как инструмент продвижения на рынке. Координационный центр позволит определять не только транспортные резервы при решении нестандартных задач, но и возможности региона при стратегическом планировании, обосновании инвестиций.
Пунктуальность и скорость на фоне авиабезопасности
О специфике целей и задач СЦ в авиагавани шла речь в выступлении директора центра оперативного управления аэропорта ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Андрея Дробовича. Для спасения жизни людей и сохранения бесперебойной работы аэропорта, минимизации последствий аварийных ситуаций необходимо не только быстро реагировать в чрезвычайной ситуации, предотвращать ее развитие, но и обеспечить слаженные действия всех подразделений аэропорта. Ситуационный центр служит местом сбора оперативной группы и работы оперативного штаба, решения которого обязательны для руководителей всех подразделений и операторов в аэропорту Пулково. В случае сбоя расписания производится расчет ресурсных возможностей аэропорта, определяется очередность выпуска и приема лайнеров, привлекаются резервные ресурсы (техника и персонал), контролируется исполнение программы возврата к обычному режиму работы аэропорта.
Повышение эффективности интеграции основных подсистем аэропорта – предмет выступления начальника отдела управления ресурсами Службы организации и координации обслуживания ВС дирекции Центр управления АО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаила Тимофеева. Единый орган управления всей производственной деятельностью аэропорта – Центр управления – был создан в 2011 г. с учетом лучших европейских практик управления производственной деятельностью и, по словам докладчика, остается уникальным объектом для аэропортов страны. На базе Центра, обеспечивающего поступление данных в режиме онлайн, единовременное принятие совместных решений и быструю их реализацию, создано единое информационное поле для работы всех операторов. В результате пунктуальность отправления рейсов составляет 95,6%. По этому показателю «Шереметьево» лидирует среди европейских аэропортов и находится на третьем месте в мире (данные Official Aviation Guide). В ходе мониторинга работы авиагавани учитываются более 900 параметров, с аналитикой и моделированием процессов.
О подготовке и выполнении перевозок пассажиров в период Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 рассказал и. о. заместителя генерального директора – начальника управления организации перевозок ФПК Сергей Васильченко. По 31 маршруту между 11 городами проведения матчей состоялось 728 рейсов поездов, сформированных АО «ФПК». Модель органов оперативного управления в период Чемпионата мира была реализована на базе специально созданного главного операционного центра, в состав которого вошел федеральный центр управления пассажирскими перевозками. Взаимодействие между участниками перевозочного процесса строилось на основе регламентов. Транспортными услугами воспользовались представители 175 стран – всего 315 тыс. болельщиков, при этом отмечено всего лишь 14 фактов нарушения графика движения.
Доступность и качество медуслуг
Опыт информатизации здравоохранения во многом связан с ситуационными центрами, которые за последний год сделали большой шаг в своем развитии, что проиллюстрировал в своем выступлении заместитель руководителя СЦ департамента здравоохранения г. Москвы Тимур Закариев. Городские власти поставили перед собой задачу повысить качество и доступность медицинской помощи жителям мегаполиса. Предложения москвичей составили основу проекта «Московский стандарт поликлиники». В настоящее время меняется принцип записи на прием к врачам. Маршрутизация пациентов в кабинеты организована на стадии самозаписи, при этом потоки больных и здоровых пациентов распределяются, снижается нагрузка на врачей. Разработан алгоритм обработки комментариев пациентов после посещения поликлиники. Применение одного из методов тематического моделирования позволило не только точечно реагировать на проблемы в учреждении, но и оперативно устранять их. На новых принципах управления строится и движение медкарт. Завершился пилотный проект по автоматической идентификации фактического местоположения амбулаторных карт, 14 тыс. которых оснащены Rfid-метками. Врачей, посещающих пациентов на дому, снабдили планшетами. На основе алгоритмов и данных ЕМИАС СЦ осуществляет мониторинг качества оказания медпомощи и соответствия лечения рекомендуемому.
Руководитель ситуационного центра Государственного автономного учреждения Тюменской области «Медицинский информационно-аналитический центр» Галина Попова анонсировала возможности регионального СЦ в сфере здравоохранения, созданного в конце прошлого года. Работа в самом начале, но продвигается быстро. Комплекс создавался на базе информационно-аналитического центра для оперативного мониторинга доступности и качества медпомощи в поликлиниках области. Обновлена система показателей, выстроена схема решения оперативных вопросов с медучреждениями. К началу 2018 г. все поликлиники области работали в едином информационном пространстве, использовали электронные медкарты. Была оптимизирована схема маршрутизации пациентов. Сейчас в СЦ стекаются данные о посещении поликлиник, расписании работы и загрузке врачей, времени ожидания приема, диагнозах и т. д. Модернизация системы электронной очереди обеспечила возможность повышения уровня доступности медпомощи. Сейчас прорабатывается линейка показателей качества медобслуживания.
О медицинских ситуационно-аналитических центрах Карагандинской области республики
Казахстан рассказал заместитель руководителя Управления здравоохранения Карагандинской области Аскар Хорошаш. К основным направлениям деятельности СЦ относятся амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, родовспоможение и детство. По каждому из этих направлений разработаны индикаторы эффективности. Недавно внедренная комплексная медицинская информационная система Dmed удостоена Гран-при международного конкурса в номинации «Лучшее ИТ-решение для здравоохранения». Приложением «Мобильный пациент» охвачено более 466 тыс. человек. Ежедневно количество пользователей увеличивается более чем на 1300 человек. Характерно, что количество платных услуг уменьшается по мере повышения доступности бесплатных услуг. К текущим задачам СЦ относятся мониторинг работы медорганизаций, моделирование последствий управленческих решений, онлайн-аналитика и т. д. Среди перспективных направлений развития СЦ – взаимодействие с другими оперативными службами, открытие ситуационного центра по инфекционным заболеваниям, а также составление карты эпидемиологической ситуации по области.
Вектор развития СЦ в образовании и науке
Заседание секции открылось докладом начальника военной кафедры КазНУ имени аль-Фараби Ерназара Ишанова, который представил результаты деятельности Центра ситуационного управления в процессе формирования информационно-управленческих компетенций для управленческой вертикали университета. Работа ведется по пяти направлениям: учебный процесс (мониторинг учебных занятий, контроль экзаменов), научно-исследовательская деятельность, производственно-хозяйственная деятельность (ремонт, оснащение, готовность, безопасность, ЖКХ), административно-управленческая деятельность (учет рабочего времени, заполнение систем), социальная деятельность (общежития, социальные программы).
Возможности СЦ в современном вузе на примере Таможенной академии были в центре внимания выступления директора научно-технического центра Российской таможенной академии Залима Керефова. В академии несколько учебно-ситуационных центров. С введением в строй одного из них появилась возможность организации видеоконференций, оперативной связи с филиалами, ведомствами, иностранными представительствами. В одном из учебно-ситуационных центров на 110 рабочих мест установлены экран диагональю 13 м, видеостены, интерактивные доски и столько же трибун с планшетными ПК, встроены системы многопоточной видеоконференции и синхронного перевода. Теперь на базе академии проходят крупные международные конференции, все залы академии и филиалы объединены в общее информационное пространство.
О моделях и методах оценки управленческих решений в ситуационном центре шла речь в выступлении директора ЦЭМИ РАН, члена-корреспондента РАН Альберта Бахтизина. Особое внимание он уделил агент-ориентированным моделям (АОМ), основанным на индивидуальном поведении агентов. Все агенты разные, что принципиально отличает АОМ от широко распространенных моделей с агентом-представителем. В данном случае можно моделировать любые наблюдаемые объекты. Докладчик представил симулятор для прогнозирования социально-экономической динамики, платформа охватывает более 100 стран, каждая из которых представлена совокупностью различных агентов (домашние хозяйства, фирмы, отрасли, банки, правительства и т. д.). Одной из проблем остается отсутствие согласованного набора моделей, алгоритмов, методов решения задач прогнозирования, текущего планирования (отраслевого и территориального), стратегического планирования.
Доцент РАНХиГС Олег Жирков рассказал о возможностях и преимуществах технологии стратегического технотеатра для поддержки мыследеятельности в СЦ. Такая поддержка должна осуществляться в реальном времени, что ускорит процесс принятия оптимальных решений. Вместо года, как, например, в строительном комплексе, их можно будет принимать за час-два.
Методы оценки качества и выбора эффективных управленческих решений в текущей деятельности ситуационного центра в условиях изменяющейся обстановки продемонстрировал в своем выступлении доцент базовой кафедры «Прикладная экономика» Российского университета дружбы народов Виктор Корнеенко. После обзора возможностей существующих методов решения многокритериальных задач он представил основные шкалы измерения и оценивания объектов, рассказал об этапах методологии многокритериального оценивания вариантов решений, привел примеры из практики ведущих мировых компаний.
На экскурсии в центры управления
В рамках конференции были организованы экскурсии в ситуационные центры столицы: ситуационный центр департамента здравоохранения г. Москвы, ситуационный центр организации дорожного движения г. Москвы, аналитический центр Минсельхоза России и Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (НЦУКС).
Ситуационный центр департамента здравоохранения города Москвы создан для оперативного мониторинга доступности и качества медицинской помощи в московских поликлиниках. СЦ интегрирован с Единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС), которая сейчас управляет записью в поликлиники Москвы и организует работу врачей. Технологии, применяемые в СЦ, позволяют в режиме онлайн анализировать множество показателей, в том числе загруженность врачей и время ожидания приема пациентов, а также контролировать интенсивность использования медицинского оборудования в поликлиниках, соблюдение требований «Московского стандарта поликлиники» и многие другие параметры. В частности, к системе подключены видеокамеры, расположенные в поликлиниках, что позволяет определить очереди к конкретным врачам.
При создании ситуационного центра в 2014 г. была поставлена задача обеспечить доступность врачей поликлиники для записи в установленные нормативные рамки – в течение двух недель. До этого 31,6% пациентов не могли этого сделать. За счет единого горизонта записи к специалистам, открытия записи в выходные, возможности записи к любому участковому врачу и создания служб «Здоровое детство» и «Здоровый пациент» удалось снизить контрольный показатель до 2,1%.
В настоящее время СЦ осуществляет мониторинг показателей доступности медицинской помощи, обеспечивает аналитической информацией и рекомендациями по развитию Департамент здравоохранения столицы, решаются другие стратегические задачи улучшения здравоохранения в городе. Специалистами центра разрабатываются предложения по улучшению действующих сервисов ЕМИАС. В их числе электронная медицинская карта, электронный рецепт, электронный больничный лист, сервис электронного анкетирования пациентов и многое другое. В системе заведены более 6,3 млн электронных медицинских карт, выписано более 43 млн электронных рецептов. Кроме того, планируется автоматизировать и клинические процессы в больницах и стационарах города, для чего необходимо разработать планы диагностических мероприятий, дорожные карты динамического наблюдения пациентов и их лечения, выявлять пациентов из групп риска для пристального наблюдения за ними. Также планируется разработка технологий анализа накопленных данных для поддержки принятия управленческих решений на уровне города.
Работа ситуационного центра ЦОДД направлена на управление всеми службами транспортного комплекса города, принятие оперативных мер для регулирования дорожно-транспортной обстановки и обеспечения приоритетного движения городского транспорта. Ситуационный центр занимается управлением интеллектуально-транспортной системой города Москвы. Он обеспечивает мониторинг движения пассажирского городского транспорта Москвы и управление им, оперативное реагирование на текущую ситуацию на улично-дорожной сети в целях ее нормализации, информирование участников дорожного движения о проблемах на дорогах столицы, управление светофорными объектами, обслуживание камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД, контроль справедливого распределения парковочного пространства.
Вычислительные мощности центра состоят из 64 серверов, которые образуют частное облако для центрального АПК ИТС, содержащего до 1024 процессоров и 8 Тбайт оперативной памяти. Общий объем хранилища серверов составляет 930 Тбайт. При этом центр обеспечивает управление 1698 светофорными объектами, получает информацию с 2048 видеокамер видеофиксации, поддерживает работу 6741 детектора скорости движения и управляет распределением более 100 тыс. парковочных мест по Москве.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Аналитический центр Минсельхоза России» (ФГБУ «АЦ Минсельхоза России») – подведомственная организация Министерства сельского хозяйства РФ, основанная в целях консолидации статистики по агропромышленному комплексу. Одной из главных задач центра является обеспечение доступности отраслевой информации и координация взаимодействия Минсельхоза России, региональных органов управления АПК, отраслевых союзов, сельхозорганизаций, кооперативов и фермерских хозяйств. Аналитический центр имеет в своем распоряжении информацию (в том числе от Росстата, Росреестра, «Роскосмоса», ФТС и т. д.) и необходимые ресурсы, которые позволяют получать оперативный доступ к федеральным и региональным государственным информационным системам в сфере АПК, формировать актуальные отчеты и материалы о состоянии отраслей сельского хозяйства, земельных ресурсов, обеспечивает сбор объективной и достоверной информации о территориях, рынках и экспортном потенциале, предоставляет возможность проводить интерактивные совещания в режиме реального времени. Информация доставляется более чем из 150 информационных систем Минсельхоза, различных ФОИВ и открытых источников. Комплекс позволяет контролировать примерно 80 ключевых показателей и выдавать прогнозы на ближайшие несколько лет.
В ходе экскурсии сотрудники аналитического центра продемонстрировали современные технологии, направленные на обеспечение информационно-аналитического и экспертно-консультационного сопровождения приоритетных направлений развития аграрного сектора страны. В частности, собравшимся были продемонстрированы две ключевые информационные системы: центральная информационно-аналитическая система Минсельхоза России, которая служит для формирования единой аналитической базы мониторинга состояния АПК и поддержки принятия решений руководством Министерства, и единая федеральная информационная система земель сельскохозяйственного назначения, которая предназначена для получения объективных и достоверных сведений о сельскохозяйственных землях, а также для консолидации сведений о качественных характеристиках таких земель и их фактическом использовании.
Основные направления деятельности АЦ Минсельхоза – информационно-аналитическое сопровождение и мониторинг состояния земель. Аналитическая часть представлена в ФГБУ «АЦ Минсельхоза России» следующими направлениями: анализ рисков в сфере АПК; обеспечение продовольственной безопасности, поддержки и управления АПК; разработка и реализация государственных программ развития, федеральных и отраслевых целевых программ и мер по поддержке АПК; нормативно-правовое регулирование в сфере АПК. Направление мониторинга обеспечивает следующие функции: консолидация информации о местоположении, границах и фактическом использовании земель; ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель; мониторинг состояния и изменения растительности сельскохозяйственных угодий; контроль состояния земель, прогноз изменения и
рекомендации по повышению плодородия, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов; получение данных обследования плодородия почв и наблюдения за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель; географическая привязка сельскохозяйственных полигонов и контуров; формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики; обеспечение доступа юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель; участие в международных программах в рамках выполнения международных обязательств.
НЦУКС представляет собой интеллектуальный многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, позволяющий в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К основным задачам НЦУКС относятся: обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС; управление силами и средствами РСЧС и гражданской обороны, предназначенными для предупреждения и
ликвидации ЧС (эти задачи решает Центр экстренного реагирования НЦУКС); осуществление информационного обмена и своевременного информирования населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей; доведение сигналов оповещения до территориальных органов управления; обеспечение в рамках функциональных и территориальных подсистем РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (эти задачи входят в обязанности управления организации информирования населения).
В оперативном режиме НЦУКС обрабатывает огромный массив информации, поступающей от всех субъектов Российской Федерации. Всего НЦУКС взаимодействует со 180 различными информационными системами, включая международные и открытые источники данных. Сейчас в НЦУКС активно развивается направление предупреждения чрезвычайных ситуаций с помощью прогнозов температурных показателей, паводковых вод, высоты снежного покрова и цикличности климатических процессов. НЦУКС готовит для региональных властей прогнозы и в случае необходимости предупреждает их о наступлении потенциально опасных условий, которые могут привести к чрезвычайным
ситуациям. Также сотрудники центра занимаются мониторингом текущих чрезвычайных ситуаций и координацией действий всех участников: с НЦУКС интегрированы информационные системы порядка 20 министерств и ведомств участников РСЧС, которые имеют около 44 функциональных подсистем. Одной из ключевых систем является управление космического мониторинга, которое накапливает информацию о прогнозировании различных природных явлений и выдает прогнозы с точностью «до дома» по опасности наводнений, природных пожаров, схода лавин и других опасных природных явлений. На основе этих прогнозов и происходит предупреждение природных чрезвычайных ситуаций.
В экскурсиях по ситуационным центрам приняли участие более 100 человек, они смогли ознакомиться с оперативной работой столичных СЦ и задать интересующие их вопросы непосредственно специалистам, эксплуатирующим технологические системы.
***
В заключение стоит отметить, что для совершенствования методов ситуационного управления необходимы научные знания в моделировании процессов, планировании корректирующих воздействий. На августовском заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности при обсуждении темы стратегического планирования было принято решение о формировании в рамках национальной программы «Цифровая экономика» отдельного федерального проекта по созданию СРСЦ. Эта информация вызывает сдержанный оптимизм.
Одним из отличий восьмой конференции «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов – 2018» стал расширенный отраслевой состав как с точки зрения тем докладов, презентаций, так и ее участников. Большой интерес к обсуждению поднимаемых на мероприятии проблем и вопросов проявили, в частности, представители машиностроения. Расширилась география проектов, реализуемых администрациями субъектов.
В текущем году во многих регионах прошли выборные кампании, при организации которых были задействованы ресурсы ситуационных центров различного уровня. Четкая координация действий штабов и комитетов, отвечавших за проведение масштабных спортивных событий, например футбольных матчей в рамках Чемпионата мира – 2018, в российских городах, стала возможной благодаря использованию методик ситуационного управления, что также способствовало развитию сегмента благодаря повышенному вниманию к нему специалистов.
На базе СЦ начинается реализация проектов в транспортной сфере, требующих логистической координации, особенно в пиковые периоды перевозок, например в отдаленных северных и арктических регионах. Внедрение элементов ситуационного управления стимулирует развитие мультимодальных перевозок, когда транспортировка груза возможна с использованием нескольких видов транспорта. Практический опыт применения возможностей ситуационных центров получает все более широкое распространение в агропромышленном комплексе, перед которым стоит задача удвоить к 2024 г. объем экспортируемой продукции.
Надеемся, что на следующей конференции в 2019 г. специалисты расскажут о новых проектах, успешная реализация которых станет возможной благодаря использованию инструментов и методик ситуационного управления.