Российские законодатели продолжают свою последовательную политику на наведению порядка в пространстве Интернета. Так, 28 июня 2019 г. Государственное Собрание Курултая Республики Башкортостан приняло решение по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 10.4 и 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Целью этих поправок является введение маркировки запрещенных организаций в агрегаторах новостей.
Инициаторами законопроекта выступили председатель Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев и депутат Госдумы от региона Павел Качкаев – оба представляют партию «Единая Россия».
Законопроект был зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы 3 июля, а уже на следующий день его отправили в профильный Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Отметая огульные обвинения в растрате государственных средств, сразу же отметим, что принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 10.4 и 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Законопроект № 745559-7 размещен на сайте sozd.duma.gov.ru (Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество»), где можно ознакомиться с текстом поправок и со всеми сопутствующими документами.
Предлагается внести в Федеральный закон следующие изменения:
- пункт 1 части 1 статьи 10.4 после слов «экстремистских материалов…» дополнить словами «информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена…»;
- пункт 1 части 1 статьи 10.5 после слов «экстремистских материалов…» дополнить словами «информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена…».
Нарушение закона повлечет штраф до 50 тыс. руб.
В соответствии со статьей 2 предлагаемого законопроекта настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
В пояснительной записке авторы проекта напоминают о том, что согласно части 1 статьи 10.4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец новостного агрегатора обязан не допускать использование новостного агрегатора в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Аналогичный запрет установлен статьей 10.5 данного Федерального закона и для владельца аудиовизуального сервиса.
Вместе с тем в статье 4 закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» установлен запрет на распространение в СМИ информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена. Однако в отношении владельцев новостных агрегаторов и аудиовизульных сервисов аналогичная норма отсутствует. Между тем новостные агрегаторы и аудиовизуальные сервисы являются важнейшими участниками процесса информационного обмена в современном Интернете: из-за широкого охвата ими аудитории оказавшиеся на лентах популярных агрегаторов и сервисов новости, иные информационные материалы моментально набирают количество просмотров, сравнимое с количеством просмотров лент информационных агентств, телеканалов и других СМИ.
Законопроектом предлагается расширить требования к содержанию информационного контента новостных агрегаторов и аудиовизульных сервисов по аналогии с требованиями к информации, распространяемой в СМИ, установив запрет владельцам новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов распространять информацию об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Отсутствие среди массовой аудитории новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов информации о том, что та или иная организация ликвидирована или запрещена по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», не позволяет пользователям получать достоверную и полную информацию, сформировать объективное мнение по тем или иным вопросам. Кроме того, отсутствие данного запрета в информационном поле сети Интернет создает благоприятную почву для неверной интерпретации событий, позиционирования запрещенных в России организаций в качестве легально действующих, формирует условия и возможности для дальнейшей пропаганды запрещенной идеологии, привлечения новых членов, в том числе попадающих под влияние указанных организаций по незнанию о незаконности их деятельности. Принятие рассматриваемого законопроекта также направлено на активизацию превентивных мер по локализации и нейтрализации террористических и иных экстремистских проявлений, устранению потенциальных предпосылок их формирования.
На наш взгляд, данный законопроект имеет все шансы пройти Думу и Совет Федерации в скоростном режиме и попасть на подпись Президенту России. Безусловно, эта законодательная инициатива является вполне логичным и последовательным продолжением политики законодателей на нулевую терпимость к проявлениям терроризма и различного рода экстремизма в пространстве Интернета.
Пользователи Рунета должны быть ограждены от недостоверной информации, под каким бы видом она ни маскировалась, и новостные агрегаторы и аудиовизуальные сервисы не могут быть исключением из общего правила.
Тем не менее, не все представители отрасли согласны с законодательной инициативой. Так, в «Яндексе» считают, что меры нового законопроекта являются избыточными: «Мы считаем данную инициативу излишней, так как новостные агрегаторы получают информацию от зарегистрированных СМИ, для которых предложенная норма уже действует».
Таким образом, в последнее время мы наблюдаем процесс легализации Интернета, реализуемый законодателями многих стран мира, и Россия здесь не является исключением. Аналогичную работу по зачистке информационного поля проводят сегодня и так называемые авторитарные страны, и вполне «демократические» государства.
Французские законодатели 4 июля одобрили меру, согласно которой технологические компании будут обязаны удалять контент, который французское правительство считает «ненавистнически настроенным». Это положение является лишь частью еще более крупного законопроекта, направленного на регулирование Интернета. Если он будет одобрен полностью, то у соцсетей типа Facebook будет ровно 24 часа на то, чтобы удалить ненавистнические высказывания на всех своих платформах после того, как они будут помечены таковыми. Если компании откажутся выполнять законные требования, им может грозить штраф размером до 1,25 млн евро.
Сравните это с российскими штрафными санкциями (до 50 тыс. руб.), и вы согласитесь с тем, что наша страна является сегодня намного более либеральной и свободной, чем «демократическая» Франция.