Марина Ким: «Автоматизация управления сетями связи позволила сократить время решения проблем»

Начиная с 2011 г. АО «Связьтранснефть» осуществляет крупный проект по организации централизованного мониторинга и автоматизации управления сетями связи. В рамках этой программы были построены система оперативно-технического управления сетями связи (ГЦУ, РЦУ), самостоятельная, выделенная технологическая сеть систем управления, а также система поддержки операционной деятельности (OSS). О том, как осуществляется этот проект, что собой представляет созданная система управления сетями связи, какие этапы предстоит выполнить, нам рассказала Марина Владимировна Ким, начальник оперативно-технического управления АО «Связьтранснефть».

 

Что представляет собой система оперативно-технического управления сетями связи АО «Связьтранснефть»? Какова ее структура? Какие принципы использованы при ее создании?

– Система централизованного оперативно-технического управления сетями связи АО «Связьтранснефть» – комплекс организационно-технических мероприятий, аппаратно-программных средств, используемых для организации повседневного мониторинга и управления сетями связи, и непосредственно эксплуатационный персонал, работающий в круглосуточном режиме. Основная задача системы – обеспечение функционирования сети с заданными показателями качества.

При создании системы оперативно-технического управления использовались следующие рекомендации Международного союза электросвязи ITU (International Telecommunication Union): М.3010 (Principles for a telecommunications management network – принципы TMN системы управления сетями операторов электросвязи) и М.3400 (TMN Management function). Система управления сетями связи на нашем предприятии построена в соответствии с иерархической архитектурой TMN:

  • в Москве располагается главный центр управления (ГЦУ) – это уровень управления сетью;
  • на уровне управления оборудованием, в филиалах АО «Связьтранснефть», расположены региональные центры управления (РЦУ) – они отвечают за состояние сети в зоне ответственности филиала;
  • на уровне сетевых элементов функции управления с использованием локальных терминалов осуществляют аварийно-восстановительные бригады (АВБ).

 

Если обратиться к системе управления, внедренной в АО «Связьтранснефть», хотелось бы понять, когда ваша компания пришла к пониманию необходимости внедрения нового уровня автоматизации процессов управления. Кто выступил инициатором?

– Предложения о полномасштабном развитии и модернизации сети связи одобрены на заседании правления ПАО «Транснефть» в марте 2011 г. по представлению руководства АО «Связьтранснефть». Разработана и утверждена «Генеральная схема развития сетей связи АО «Связьтранснефть» на 2011–2017 гг.», предусматривающая строительство волоконно-оптических линий связи и замену устаревшего оборудования. Одним из направлений программы стало внедрение системы централизованного оперативно-технического управления сетями связи. В настоящее время работа в этом направлении продолжается.

 

Расскажите о ключевых особенностях реализации системы оперативно-технического управления. Как они повлияли на процесс разработки и выполнение всего проекта?

– При создании системы оперативно-технического управления мы, безусловно, учитывали особенности существующей инфраструктуры управления сетью.

До создания ГЦУ управление осуществлялось на местах: средства и функции управления были рассредоточены по региональным подразделениям (13 филиалам АО «Связьтранснефть»), поэтому имеющиеся инструменты мониторинга и управления были, мягко говоря, «очень разнообразные». В разных филиалах зачастую присутствовали одни и те же системы. Механизмы контроля за функционированием сети в московском аппарате управления были ограничены. Такое построение системы управления не обеспечивало оперативного доступа к информации о состоянии сети связи, эффективного контроля и участия специалистов в центре в технических мероприятиях по устранению нештатных ситуаций. Отсутствовала автоматизация эксплуатационных процессов.

Исходя из имеющихся особенностей было принято решение о централизации управления, строительстве ГЦУ и РЦУ, а также о внедрении системы поддержки операционной деятельности OSS (Operation support system).

 

Какие функции в рамках централизованного оперативно-технического управления сетями связи осуществляет сегодня главный центр управления?

– Здесь сосредоточены системы управления уровня NMS (Network Management System – система управления сетевого уровня) для первичной и вторичной сетей связи АО «Связьтранснефть», а также нашей дочерней компании ООО «Транснефть Телеком», предоставляющей магистральные услуги связи международным, федеральным и региональным операторам и корпоративным клиентам на территории РФ и за ее пределами. В ГЦУ реализованы функции управления и мониторинга на уровне сети связи СТН в целом: управление конфигурацией, управление устранением неисправностей, управление качеством передачи.

Контроль за состоянием сети связи на нашем предприятии осуществляется круглосуточно. Дежурная смена ГЦУ состоит всего из четырех человек, включая диспетчера и трех инженеров группы мониторинга. До появления центра мониторинг осуществлялся в каждом узле связи, автоматизация позволила предприятию сократить избыточный персонал.

 

Расскажите о специфике региональных центров управления (РЦУ). Сколько их было создано и какие задачи они призваны решать? Насколько мы понимаем, в АО «Связьтранснефть» была построена самостоятельная, выделенная технологическая сеть систем управления. Каковы ее задачи?

– У нас 13 региональных центров управления – по количеству филиалов: Братск, Казань, Новороссийск, Омск, Рязань, Самара, Томск, Тюмень, Уфа, Ухта, Хабаровск, Ярославль, Сургут. Основные функции РЦУ: мониторинг и устранение неисправностей, управление конфигурацией и качеством передачи на сетях связи СТН в зоне ответственности филиала. В составе круглосуточной дежурной смены регионального центра управления два человека. Оперативное взаимодействие между ГЦУ и РЦУ осуществляется, в частности, с использованием системы видеоконференцсвязи ГЦУ – РЦУ.

Для передачи трафика управления между оборудованием связи, серверами и рабочими станциями РЦУ и ГЦУ построена выделенная технологическая сеть управления системами связи. В целях обеспечения бесперебойной работы каналы технологической сети управления зарезервированы.

 

Какие технические решения применялись при строительстве ГЦУ и РЦУ? Что собой представляют рабочие места операторов?

– При отработке технических решений для ГЦУ и РЦУ мы определили три основных критерия, которым они должны соответствовать: надежность, безопасность и высокая степень унификации. Поэтому для ГЦУ и РЦУ в качестве АПК-серверов систем управления были выбраны системы виртуализации на основе блейд-корзин и систем хранения данных производства HPE и Fujitsu. А в качестве АРМ операторов использовались «тонкие клиенты» производства HP и система терминального доступа на базе ПО Citrix. Почему решено сделать выбор в пользу «тонких клиентов»? Во-первых, это удобно (компактное устройство с возможностью подключения нескольких мониторов для одновременного контроля нескольких систем); во-вторых, «тонкие клиенты» – это энергосберегающая технология; в-третьих, использование системы терминального доступа обеспечивают требуемый уровень информационной безопасности.

В итоге построена современная инфраструктура систем управления и мониторинга в РЦУ и ГЦУ. Теперь при установке нового оборудования на сети связи организация управления и мониторинга данного оборудования осуществляется с использованием имеющейся инфраструктуры.

 

В ГЦУ наряду с системой управления сетевого уровня была внедрена система поддержки операционной деятельности (OSS). Какова ее архитектура – распределенная или централизованная? Какие процессы она позволит автоматизировать? Как вы планируете обеспечивать отказоустойчивость системы?

– Система поддержки операционной деятельности АО «Связьтранснефть» – это единая система мониторинга и управления (ЕСМУ). Она отвечает за организацию и автоматизацию следующих процессов:

  • управление решением проблем, возникающих на сети связи;
  • управление ресурсами сетей связи;
  • управление проведением работ на сети связи;
  • управление организацией услуг на сети связи.

Пользователями системы является, по сути, весь персонал «Связьтранснефти», отвечающий за эксплуатацию сетей связи в АО: сотрудники ГЦУ и РЦУ, отделов эксплуатации, руководство СТН и филиалов. Наличие веб-интерфейса позволяет обеспечить доступ к системе с любого рабочего места корпоративной сети.

ЕСМУ получает аварийную и инвентаризационную информацию об оборудовании либо непосредственно с оборудования, либо от систем управления. Кроме того, ЕСМУ выполняет функции мониторинга оборудования передачи данных и оборудования электропитания и жизнеобеспечения. В итоге серверы ЕСМУ каждую секунду взаимодействуют с более чем 30 тыс. единицами оборудования. Поэтому для обеспечения бесперебойной работы системы была выбрана распределенная модель. В каждом РЦУ расположен региональный сервер ЕСМУ, получающий и обрабатывающий информацию от оборудования и пользователей своего региона. Далее, между региональными и центральными серверами ЕСМУ организована система репликации данных. С точки зрения отказоустойчивости системы выход из строя одного из региональных серверов не может привести к отказу всей системы, поскольку работа будет продолжена на центральном сервере. Правда, таких случаев выхода из строя у нас еще не было. Систему в эксплуатацию вводили этапами – по модулям.

 

В системе имеется модуль управления проблемами ЕСМУ. Объясните, какие функции он выполняет.

– Модуль отвечает за регистрацию и сопровождение всех действий по решению проблем, возникающих на сети связи, и за обеспечение контроля времени устранения неисправностей.

В систему ЕСМУ поступает вся информация об оперативной обстановке на сети связи в режиме реального времени. Аварийное сообщение приходит в ЕСМУ с привязкой к оборудованию, заведенному в систему. Основные параметры сообщения: степень важности события, время возникновения, зона ответственности, принадлежность к сети связи, характер и место возникновения неисправности.

Все аварийные сообщения, поступающие в ЕСМУ, должны быть обработаны – для этого в системе созданы соответствующие механизмы. Если аварийное сообщение вызвано работами, проводимыми на сети, тогда дежурный персонал привязывает его к карточке плановых работ в ЕСМУ. Если аварийное сообщение связано с возникновением неисправности, дежурный персонал открывает в системе лист регистрации (ЛР) проблемы и все дальнейшие действия по ее решению фиксируются всеми ответственными подразделениями в ЛР. На основе информации о заведенных в системе логических ресурсах автоматически формируется список затронутых услуг.

В модуле реализованы расчет затраченного на решение проблемы времени и контроль соответствия регламентным срокам.

По итогам месяца с использованием модуля отчетности ЕСМУ формируется эксплуатационно-технический отчет, в котором анализируются аварийность на сети связи, время решения проблем и действия персонала. С вводом в эксплуатацию этой системы мы имеем в Москве целостную картину, видим все инциденты на сети связи, кроме того, получили средства объективного анализа состояния сети связи, позволяющие выявлять корневые причины возникновения проблем и принимать предупредительные меры по их устранению. Если говорить в целом об эффекте от автоматизации процессов управления, то главное, чего мы добились, – сокращения времени решения проблем.

 

Сегодня от многих ИТ-директоров, особенно если речь идет о предприятиях ОПК, можно услышать реплики о том, что западное ПО не учитывает российскую специфику, что оно вообще плохо совместимо с нашими бизнес-процессами, не соответствует российским устоявшимся практикам и сложившейся культуре производства. А вам приходилось сталкиваться с подобными сложностями в ходе реализации проекта?

– Нет, с подобными проблемами мы не сталкивались. Что касается NMS-систем производителей оборудования, то их функциональные возможности реализованы в точном соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи М.3400. Если говорить про ЕСМУ, то программное обеспечение создавалось отечественным разработчиком непосредственно под наши потребности и по нашим техническим заданиям.

 

Прокомментируйте, пожалуйста, текущий статус проекта: что уже сделано, что еще предстоит выполнить.

– В настоящее время в АО «Связьтранснефть» в полном объеме реализованы функции уровня управления сетями (NML – Network management layer в соответствии с М.3010) и внедрена система OSS, обеспечивающая автоматизацию эксплуатационных процессов. Следующий этап – выход на более высокий уровень TMN – уровень управления услугами и обеспечение функций управления качеством предоставляемых услуг. Для решения этой задачи мы запланировали строительство системы мониторинга качества. Ее проектирование завершено в августе 2016 г. Для каждой предоставляемой услуги определены перечень параметров качества и показателей обслуживания, их нормативные значения и методики контроля. Спроектирована система, которая будет осуществлять комплекс организационно-технических мероприятий для контроля и управления качеством предоставляемых услуг, оперативного реагирования на случаи деградации качества, анализа соответствия качества предоставляемых услуг указанному в SLA (Service Level Agreement), разработку и выполнение работ по поддержанию декларируемого уровня качества. Контроль за соблюдением установленных требований к качеству услуг будет осуществляться непрерывно в режиме 24×7. Реализация проекта запланирована на 2017–2018 гг.

 

__________________________________

ООО «Транснефть Телеком» осуществляет деятельность в области электросвязи с использованием ресурса магистральной сети общей протяженностью более 16 тыс. км, проходящей через 19 субъектов Российской Федерации.

 

ООО «Транснефть Телеком» обеспечивает клиентам широкий спектр магистральных услуг связи, к которым относятся предоставление в пользование DWDM-каналов связи по территории России и на европейско-азиатском направлении, организация виртуальных частных сетей (L2/L3 VPN), а также доступ в Интернет для операторов и юридических лиц.

Имея соединения с основными контент-агрегаторами, компания может обеспечить региональным операторам прозрачный транспорт до основных точек обмена трафиком, таких как DATA-IX, WIX, Global-IX, MSKIX, NSKIX и т. п.

 

Сеть связи построена с использованием кабельных линий, проложенных на выделенной территории, что обеспечивает повышенную отказоустойчивость сервисов и низкую вероятность воздействия третьих лиц.

Эксплуатацию и техническое обслуживание магистральной сети в режиме 24×7 осуществляет головная компания АО «Связьтранснефть», чьи подразделения дислоцируются на всей территории страны.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку