Компания J’son & Partners Consulting представила второе ежегодное исследование о состоянии экосистем и экосистемных подписок в России по итогам 2021 г., поделилась прогнозом развития экосистем до 2025 г.
Совокупность сервисов и подписка
Под экосистемой в данном исследовании понимается совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого бесшовного интегрированного процесса. Экосистема может включать в себя закрытые и открытые платформы. Предлагаемая экосистемой линейка сервисов удовлетворяет большинство ежедневных потребностей клиента или выстроена вокруг одной или нескольких его базовых потребностей.
Важный элемент экосистемы – экосистемная подписка, обеспечивающая пользователю набор сервисов экосистемы за регулярную абонентскую плату, с реализацией механизма экономии средств на оплату каждого из сервисов в отдельности. Экосистемные подписки реализованы не во всех представленных экосистемах.
12 экосистем
В качестве основных критериев, по которым компании включены в данное исследование, были выбраны: признание компанией экосистемы в качестве официальной стратегии, наличие в компании формирующих экосистемное предложение активов.
В исследовании рассмотрены 12 экосистем: Яндекс, Сбер, VK (Mail.ru Group), МТС, Тинькофф, Tele2, Мегафон, Озон, Газпромбанк, Х5, ВТБ и Авито. Если некоторые из них – уже сформировавшиеся экосистемы, то другие только формируют экосистемные предложения.
J’son & Partners Consulting собраны данные о представленности экосистем в 20 продуктовых вертикалях для всех 12 игроков. Подробно описаны состав и особенности как экосистем в целом, так и экосистемных подписок.
Интегральный рейтинг
Впервые J’son & Partners Consulting представлен интегральный рейтинг по десяти параметрам, включая интегральную оценку эффективности экосистемной подписки. Изложена методика составления рейтинга и результаты оценки отдельных параметров. В частности, приведена методика и результаты оценки эффективности экосистемной подписки. В тройку лидеров рейтинга вошли Яндекс, Сбер и МТС.
В исследовании J’son & Partners Consulting приведены данные об охватах подписками основных игроков. Общее количество подписчиков на экосистемы в 2021 г. составило 30,3 млн пользователей.
Выручка и прогнозы
В денежном выражении выручка экосистем в России по итогам 2021 г. составила 48,4 млрд рублей, что на 73% превышает показатель 2020 г. В исследовании представлены прогнозы по охвату подписчиков и выручке до 2025 г.
В прогнозе на ближайшие годы аналитики J’son and Partners Consulting не могли пройти мимо значительных изменений в экономике России, начавшихся в феврале текущего года. Однако оценка влияния трансформации экономики на объем подписки и использование сервисов, входящих в экосистемы, показала, что возможные эффекты изменений скажутся на них незначительно.
Суть экосистемных подписок состоит в том, чтобы за небольшую плату получить выгоду от использования разных сервисов, входящих в экосистемы. Желание сэкономить приводит потребителя к скидочным и экосистемным подпискам. Снижение доходов не может привести к отказу от возможности экономить, кроме случая радикального снижения доходов, когда пользователь отказывается от современных сервисов.
Профили пользователей и регулирование
В исследовании J’son & Partners Consulting представлены профили пользователей ведущих экосистем, построенные на основе онлайн-опроса, проведенного в декабре 2021 г. среди респондентов 18–55, живущих в городах с населением более 100 тыс. человек.
Приведены данные о регулировании экосистем со стороны государственных органов. Описаны примеры стран, где развитие экосистем и реакция на это со стороны государств привели к возникновению реального регулирования. Представлены направления работы по регулированию этого сектора со стороны ЦБ РФ в докладе «Экосистемы: подходы к регулированию».
С основными результатами отчета можно ознакомиться по ссылке: «Состояние экосистем и экосистемных подписок в России по итогам 2021 года»