Создание ситуационного центра предполагает сложную интеграцию самых разнообразных информационных систем, поэтому подобные проекты реализуют интеграторы со стажем. Один из них – компания «Инфосистемы Джет», которая создает сегодня ситуационные центры для предприятий различных отраслей экономики и государственных органов. Мы задали несколько вопросов Марии Ушановой, руководителю направления «Ситуационные центры» компании «Инфосистемы Джет».
– Компания «Инфосистемы Джет» накопила большой опыт решений в таких областях, как ИТ-аутсорсинг и техническая поддержка, разработка ПО, внедрение и сопровождение бизнес-приложений, информационная безопасность, сетевые решения, управление ИТ-услугами и ИТ-инфраструктурой, ЦОД, вычислительные комплексы и СХД. Скажите, что из перечисленного вы предлагаете для использования в СЦ?
– Следует отметить, что ситуационные центры аккумулируют весь опыт ИТ-интегратора. В данной области собрано все, что мы так или иначе предлагали в виде отдельных услуг: это и разработка программного обеспечения, и наши сетевые решения, и решения в области информационной безопасности, поскольку в ситуационных центрах концентрируется критически важная информация. Востребованы и наши компетенции в построении ИТ-инфраструктуры, поскольку архитектура комплексов для мультимедиа предполагает наличие как вычислительного, так и управляющего комплексов. По окончании внедрения весьма ценным оказывается опыт в части сервисной поддержки. Образно говоря, ситуационный центр – «венец творения» системного ИТ-интегратора.
– Ключевая функция любого ситуационного центра – работа с информацией. В качестве программных средств автоматизации обычно применяются классические BI—платформы и DSS-системы (Decision Support System). Располагает ли компания «Инфосистемы Джет» опытом внедрения подобного рода инструментов в СЦ?
– Я бы выделила два аспекта. Первый – визуальный ряд. Ситуационный центр предполагает быстрое принятие решений, когда счет идет на минуты и даже секунды, поэтому очень важно, в каком виде представляется информация. Это касается и дежурных служб, которые занимаются непосредственным реагированием, и оперативного штаба, принимающего решение о том, что делать дальше. В таких проектах необходимо уделять внимание эргономике и удобству использования. Мы стараемся отдельно проработать решения по визуализации, используя стандартные инструменты и методики. Однако нельзя сказать, что это готовое решение – скорее, конструктор из готовых блоков.
Второй аспект – актуальность данных. Здесь на первый план выходит наш интеграторский опыт. Интеграционные проекты как таковые всегда были у нас отдельным направлением. Здесь также есть две части. Первая – непосредственно онлайн-интеграция, вторая – сбор большого объема информации, чтобы анализировать исторический срез с возможностью прогнозирования на основе достаточно глубокой аналитики. Лет пять назад в основном применяли Oracle BI, который был очень популярен на рынке. Потом пришло время QlikView. То и другое – замечательные инструменты, и мы с удовольствием работаем с ними, но наступило время импортозамещения, и появились Pentaho и «Прогноз». У нас есть специалисты по всем решениям, которые представлены на рынке, помимо вышеперечисленных также IBM Cognos, Tableau. Выбор решения для проекта всегда происходит в процессе диалога с заказчиком.
В прошлом году мы зарегистрировали продукт «Ситуационный центр Джет» – платформу, которая позволяет из «коробки» построить базовые компоненты ситуационного центра: управление нормативно-справочной информацией, управление реагированием на чрезвычайные ситуации, блок предупреждения, где реализовано проектное управление и управление поручениями. В этом продукте мы постарались объединить базовые компоненты, которые встречаются в большинстве ситуационных центров. Под каждый конкретный проект набор кастомизируется.
– В каких из уже реализованных проектов СЦ компания «Инфосистемы Джет» принимала непосредственное участие?
– В одной из крупных компаний нефтяной отрасли мы приняли участие в создании ситуационного центра сопровождения бурения, в частности, занимались поставкой оборудования, монтажом видеостены, дизайном помещений. Плюс там была заказная разработка ПО, касающегося управления визуализацией. Сейчас на стадии закупки компонентов строительного и программного обеспечения проект в еще одной крупной нефтяной компании – ситуационный центр управления в кризисной ситуации. Уже завершено проектирование и разработка ПО, проводится опытная эксплуатация, началась закупка оборудования. Можно сказать, в государственных органах компания «Инфосистемы Джет» строила ситуационные центры, когда еще не было самого этого термина. Я имею в виду проекты, выполненные в середине 2000 гг. – например, автоматизацию службы «02» ГУ МВД по г. Москве.
Сейчас в стадии завершения проектирования находится проект в области информационно-технической безопасности нефтяной компании – ситуационный центр, который объединит управление инцидентами информационной безопасности и управление инцидентами, связанными с физической безопасностью.
– Основываясь на полученном опыте участия в разработке и создании СЦ, оцените эффективность этого направления государственного строительства. Насколько точно они соответствуют реальным потребностям жизни регионов?
– Оценивать экономический эффект здесь достаточно сложно, поскольку предотвращение кризисных ситуаций благодаря внедрению подобных решений – бесценно. Цель программы создания распределенных ситуационных центров (СРСЦ) – максимально быстрое прохождение информации между различными уровнями управления. Об ее эффективности можно будет говорить, когда она будет в полной мере реализована. Но даже по тому, как развивается наше электронное правительство, как информационные технологии проникают в государственное управление, можно сказать, что оно становится эффективнее. При всех болезнях роста наблюдается снижение информационного барьера, минимизация времени обратной реакции. Проникновение информационных технологий в государственные структуры, конечно, могло быть и быстрее, и дешевле, но то, что оно позволяет сделать госуслуги и госфункции более эффективными, – однозначно.
– Сегодня мы часто слышим о необходимости развития особого сегмента – отраслевых ситуационных центров (ОСЦ), при этом в качестве примера обычно приводят один из уже реализованных в нашей стране ОСЦ – ФГБУ «Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России». Какова специфика этого сегмента? Чем такой ОСЦ отличается от обычного ситуационного центра? Готова ли компания «Инфосистемы Джет» поставлять решения для крупных ОСЦ государственного масштаба?
– Это направление нам известно, поскольку при создании ситуационных центров, о которых я говорила, мы взаимодействовали с представителями САЦ Минэнерго. Особой технической специфики здесь нет. Сложности возникают в основном организационные и межведомственные. Понятно, что придумать протокол обмена информацией между двумя системами несложно. Более того, в значительной степени они давно уже придуманы. Гораздо сложнее согласовать это взаимодействие между ведомствами и обеспечить возможность тех информационных систем, с которыми мы взаимодействуем, отдать в этом формате необходимую информацию.
– Если говорить о будущем, о разработке методологии строительства новых СЦ, то какие из направлений работ представляются вам наиболее перспективными? Проще говоря, что нового в плане создания СЦ появится у компании «Инфосистемы Джет»?
– Ситуационные центры, безусловно, будут развиваться в сторону больших данных, более глубокой и развитой аналитики, моделирования и прогнозирования. На первом этапе создания ситуационного центра обычно закрываются горящие задачи, в первую очередь сбор необходимой информации. Следующий шаг – различного рода модели, начиная от моделей развития ситуации – разлива нефти, распространения пожаров, паводков и др., чтобы пользователи ситуационного центра могли быстро оценить, как может развиваться ситуация с учетом погодных условий, розы ветров и т. д. Такие инструменты есть, но в основном западных производителей. На российском рынке в разных компаниях существуют наработки конкретных моделей, реализация определенных алгоритмов, но нельзя сказать, что у кого-то одного имеется целостный продукт. Поэтому ситуационный центр в любом министерстве, в любой компании все равно будет объединять алгоритмы и методологические наработки от разных участников рынка. Почти наверняка не будет какого-то единого поставщика ситуационных центров «всея Руси», поскольку это комплексный, разнонаправленный продукт. Мы активно развиваем компетенции в области машинного обучения и нейронных сетей. На сегодняшний день это отдельный центр, который занимается задачами получения, обработки, хранения супермассивов данных. В дальнейшем эти данные используются для построения различных прогнозных моделей и глубокой аналитики. Накопленные нами компетенции позволяют консультировать наших заказчиков в этой новой области. В то же время мы не забываем о партнерских отношениях с теми, у кого такие модели уже есть, чтобы не изобретать велосипед.