ФАС России выдала предупреждение «большой четверке» операторов мобильной связи. В ведомстве посчитали неоправданными ее тарифы в национальном роуминге, на котором в прошлом году операторы могли, как считают в ФАС, заработать до 35 млрд руб.
Поскольку речь идет о государственном ведомстве, то во избежание каких-либо недоразумений, нелишним будет привести официальный текст предупреждения, которое было опубликовано ФАС России:
«14 июля 2017 года Федеральная антимонопольная служба выдала предупреждение в адрес ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ООО «Т2 Мобайл».
ФАС России установила признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые выразились в установлении и поддержании разных тарифов на услуги сотовой связи в домашнем регионе и поездках по России.
Операторы связи «большой четверки» предлагают абонентам несколько тарифных планов.
Перемещаясь в другой регион страны, находясь в сети своего оператора, абонент получает совершенно другие ценовые условия, нежели в домашнем регионе, причем чем дороже тарифный план у абонента, тем меньше для такого абонента разница в тарифах на услуги сотовой связи дома и в поездках.
Анализ ФАС России показал, что цены на услуги связи (звонки внутри региона, за пределы региона, смс, передача данных) в поездках не должны отличаться от цен в домашнем регионе, такая разница экономически, технологически не обоснована.
ФАС России потребовал, чтобы операторы сотовой связи в каждом тарифном плане устранили необоснованную разницу на одни и те же услуги связи, которые абоненты получают дома и в поездках.
Операторы связи должны изменить условия тарифных планов в течение 14 дней с момента получения предупреждения, а также уведомить абонентов о таких изменениях в порядке, установленном действующим законодательством, то есть за 10 дней до введения новых тарифов».
Буквально через три дня после выхода этого предупреждения со стороны ФАС поступило еще более резкое заявление (речь идет о сообщении начальника управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елены Заевой), в котором было сказано следующее:
«Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предупредила операторов «большой четверки», что в случае, если они не отменят национальный роуминг, им может грозить взыскание необоснованно полученного дохода в федеральный бюджет. Однако у этих компаний есть возможность обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Своей задачей антимонопольная служба видит, чтобы роуминга внутри страны не было».
Как видим, позиция антимонопольной службы достаточно категорична, и не похоже, чтобы она имела тенденцию к смягчению.
Что касается самих операторов, то в настоящее время пресс-службы всех четырех компаний наотрез отказываются давать по этому вопросу какие-либо комментарии.
Мы начнем наш комментарий с того, что данное заявление ФАС нельзя назвать совсем уж неожиданным. Давайте вспомним хотя бы тот факт, что в конце июня текущего года депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму поправки в закон «О связи», которые предусматривают отмену наценки за вызовы в роуминге во время путешествий по стране. Кстати, лидер партии Сергей Миронов, комментируя это предложение, назвал внутренний роуминг «анахронизмом». Тут стоит отметить, что и представители другой парламентской партии – ЛДПР выступили со схожим предложением, причем, по их версии, необходимо отменить роуминг не только в России, но и в Белоруссии.
Показательно, что уважаемые российские парламентарии сослались на опыт европейского законодательства. В самом деле, не секрет, что в странах ЕС с 15 июня этого года отменен роуминг, кроме того, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн присоединятся к соглашению позднее. В совместном заявлении Президента Европарламента Антонио Таяни, Президента Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и Председателя Совета ЕС Джозефа Муската было сказано буквально следующее:
«Отныне все граждане, путешествующие по Евросоюзу, будут иметь законное право звонить, писать SMS и подключаться через свои мобильные устройства по той же цене, которую они платят дома. На протяжении последних 10 лет наши институты упорно трудились, чтобы исправить эту рыночную ошибку». (http://europa.eu/rapid/press-release_STATEMENT-17-1590_en.htm)
Ранее, 24 апреля, Совет Европы утвердил законодательные изменения, которые позволили отменить плату за роуминг в странах ЕС. Отметим, что новые правила мобильной связи будут действовать для абонентов, которые живут в странах ЕС и путешествуют внутри Евросоюза для работы и отдыха.
Что же, пример, действительно, впечатляющий, но я бы обратил внимание на ключевую фразу: «На протяжении последних 10 лет наши институты упорно трудились, чтобы исправить эту рыночную ошибку». То есть Европа шла к этому решению десять долгих лет, и запрет роуминга не стал для европейских операторов неожиданностью.
Не секрет, что все последние годы крупнейшие российские операторы сотовой связи вели активное строительство магистральных линий передачи данных, чтобы стала возможной нормальная работы сервисов сети 3G/UMTS, а затем и LTE. Операторы «большой тройки» вложили огромные средства в покупку инфраструктуры местных операторов связи, в прокладку линий в отдаленные города и села и пр. Одним словом, в инфраструктуру сотовой связи были вложены колоссальные средства, и если уж сравнивать Россию с Европой, что любят делать наши парламентарии, то придется признать, что расстояния в России побольше европейских будут, и охватить сетью сотовой связи такие пространства – задача не из легких.
И здесь возникает естественный для трех сотовых операторов вопрос о необходимости возврата вложенных в инфраструктуру связи денежных средств. Опять же, напомним читателям, что российское государство, как бы это помягче сказать, не больно-то и помогало нашим операторам при создании магистральных линий связи. Всегда считалось, что это частный бизнес, поэтому и оплачивать его нужно не из госбюджета, а из кармана акционеров. И с этим раньше никто не спорил, а сейчас вдруг выяснилось, что тарифы частных компаний у нас будет определять государство. Конечно, мне как абоненту это выгодно, чтобы в России не было роуминга, вот только кто же «заплатит за банкет»? В конечном итоге, все равно это буду я – потребитель услуги.
Не стоит забывать и о том, что в ближайшие годы всем нам предстоит грандиозный переход на сети нового поколения – так называемый стандарт 5G, который, кстати, имеет колоссальное значение для развития сервисов IoT/IIoT, имеющих критически большое значение для создания в стране цифровой экономики, проповедуемой сегодня на высоком государственном уровне. А это значит, что операторам придется опять вкладывать немалые средства в модернизацию сети.
Есть серьезные опасения, что законодательные ограничения роуминга приведут просто-напросто к тому, что операторы будут поднимать тарифы понемногу, на 15–20 руб., чтобы компенсировать доходы от роуминга. Совсем не случайно заместитель главы Минкомсвязи Дмитрий Алхазов назвал идею отмены роуминга в России «антисоциальной», поскольку ее реализация в нынешней концепции приведет к тому, что у нас увеличатся расходы на путешествующих абонентов, и дополнительная финансовая нагрузка ляжет на тех пользователей, которые все время находятся в домашнем регионе. Если сейчас «выровнять всю страну», то те регионы, в которых связь стоит дешевле, будут субсидировать регионы, где эти услуги обходятся дороже.
Определяющим для решения проблемы здесь будет вопрос возврата средств. Если операторы сотовой связи уже сумели вернуть себе большую часть вложенных в новые сети денег, то они смогут «переварить» законодательное ограничение роуминга – это будет хороший вариант развития событий. Если же возврата средств еще не произошло, то в любом случае кому-то придется оплачивать современную инфраструктуру операторов связи, и боюсь, это будут не наши депутаты, а мы с вами. Роуминг операторы отменят, а тарифы «незаметным образом» повысят: в один карман нам положат деньги – с фанфарами и показухой, а из другого вынут – потихоньку.