
Почти 40% предпринимателей пострадают от блокировки WhatsApp в России. Подобные ограничения негативно оценивают 72% представителей среднего и малого бизнеса.
Представители ИТ-брендов OkoCRM, Unisender и «Телфин» опросили 38 тыс. малых и средних предприятий, чтобы оценить роль WhatsApp в их бизнесе. Выяснилось, что девять из десяти компаний используют мессенджер в коммуникациях, в том числе для продаж, поэтому в случае блокировки многие могут потерять клиентов. Это обусловлено популярностью мессенджера среди населения. 54,4% опрошенных брендов общаются через WhatsAppболее чем с половиной своих клиентов.
Исследование проводилось количественным методом, путем опроса клиентов компаний OkoCRM, Unisender и «Телфин» в 2025 году. В опросе приняли участие 38 233 респондента.
Живой диалог с клиентами
Предприниматели предпочитают живой диалог с клиентами: в WhatsApp почти половина (42,5%) общаются через личные сообщения, каждый четвертый (23,3%) – через звонки, а каждый восьмой (12,5%) ведет чат или сообщество. Пассивные коммуникации (чат-ботов и каталоги с товарами и услугами) используют лишь 16% компаний.
WhatsApp нужен ключевым отделам компаний: маркетингу, продажам и поддержке. Каждый третий бизнес (32,5%) консультирует клиентов и оказывает техподдержку в этом мессенджере, каждый четвертый (24,6%) – оформляет продажи, каждый шестой (16,1%) – выстраивает маркетинговые коммуникации, а 13,1% используют WhatsApp для сбора контактов.
Пострадает дело
WhatsApp – один из ключевых сервисов для коммуникации с клиентами в России. 72% компаний негативно оценивают потенциальное ограничение работы мессенджера, нейтрально относится пятая часть опрошенных и лишь 7,3% поддерживают блокировку.
39,4% респондентов уверены, что их дело пострадает от возможных ограничений: 25% говорят о потере клиентов, 14,4% – об утрате главного канала коммуникации. 11,4% утверждают, что для их бизнеса ничего не изменится, а половина предпринимателей (49,3%) видят решение в переходе на другие каналы связи.
Возможные альтернативы
В случае проблем с WhatsApp для перенастройки процесса коммуникаций с аудиторией, почти 75% компаний перейдут на другие классические каналы связи: 36,8% планируют переключиться на Telegram, 19,9% будут использовать телефонную связь, а 18,2% – электронную почту.
Несмотря на рост популярности VK, лишь 13,3% компаний рассматривают его как замену WhatsApp. SMS при этом готовы подключить лишь 5,7% респондентов.