«Росатом» подготовил концепцию единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) для Севморпути.
Единая платформа цифровых сервисов
В последнее время все более явственные очертания приобретает российская стратегия освоения Арктики. До сих пор мы слышали по большей части сообщения, связанные с военной стороной освоения северных морских путей, но в последние месяцы начал активизироваться и российский бизнес.
Так, в начале августа замдиректора дирекции СМП госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко сообщил «Ведомостям», что «Росатом» уже подготовил концепцию единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) для Севморпути (СМП). Она включает в себя общую архитектуру системы, определяет основных пользователей и поставщиков информации. Подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта – он обойдется в сумму порядка 2,9 млрд руб.
«Росатом», по словам Кулинко, уже вложил в разработку этой концепции и проработку интеграции с действующими системами госкорпорации более 50 млн. руб. Еще столько же направлено на дальнейшее развитие автоматизированной системы управления штаба морских операций «Атомфлота» (входит в «Росатом»), которая будет являться частью ЕПЦС. К 2023 году должна быть готова первая очередь цифровой платформы, а в 2024-2025 годах, как ожидается, ее введут в промышленную эксплуатацию.
Работа в режиме «одного окна»
Концепция «Росатома» предполагает создание единого цифрового пространства, которое позволит в режиме «одного окна» оказывать различные услуги грузоперевозчикам, судовладельцам и капитанам судов, страховщикам, портовым терминалам и другим участникам рынка. В том числе речь идет об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.
В рамках единой цифровой платформы планируется собрать все виды информации, в частности гидрографические данные, рекомендованные маршруты прохода, расположение судов. В результате пользователи смогут получать так называемый «ледовый навигатор», позволяющий точно просчитывать время в пути. «Росатом» рассматривает возможность привлечь к разработке такого навигатора несколько крупных компаний, а также ученых и разработчиков.
К платформе планируется подключить подведомственный Минтрансу Росморречфлот, Морспасслужбу, Росгидромет, МЧС и ряд других ведомств.
ВОЛС «Полярный экспресс»
Как известно, в мае текущего года «МегаФон» заморозил строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) Arctic Connect. Данное решение было обусловлено затягиванием переговоров о реализации данного проекта зарубежным партнером – японской торгово-инвестиционной компанией Sojitz Corporation.
Однако альтернативный проект «Полярный экспресс», напротив, активно развивается. «Полярный экспресс» – уникальный проект для Арктики, подразумевающий прокладку более 12,5 тысячи км оптоволоконного кабеля (ВОЛС), обеспечивающего связь между Мурманском и Владивостоком.
Кратчайшая оптоволоконная линия между Европой и Азией станет альтернативой спутниковой связи в северных широтах, обеспечит надежную и доступную связь и быстрый Интернет в российской Арктике. «Полярный экспресс» призван обеспечить цифровую составляющую развития Северного морского пути России, его портовой инфраструктуры, а также нефтегазовых и экологических проектов в Арктике. Проект реализуется по заказу Минтранса РФ при поддержке Росморречфлота, Росморпорта и ФГУП «Морсвязьспутник».
30 июля губернатор Мурманской области Андрей Чибис принял участие в открытии завода кабельной продукции АО «Управление перспективных технологий» в Мурманске. Основная функция предприятия – производство оптоволоконного кабеля для проекта строительства трансарктической магистральной подводной линии связи Мурманск – Владивосток. Стартовой точкой проекта станет Териберка, конечной – Владивосток. Линия пройдет через Амдерму, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.
Цена подводной ВОЛС
Стоимость подводной ВОЛС «Полярный экспресс» оценивается в 65 млрд рублей, сообщил Алексей Стрельченко, гендиректор компании-исполнителя проекта – АО «Управление перспективных технологий» в Мурманске на пресс-конференции, посвященной старту проекта. Он добавил, что это не финальная стоимость, «но есть понятие предельной цены».
ФГУП «Морсвязьспутник» ведет переговоры с российскими и иностранными компаниями для их включения в проект «Полярный экспресс», сообщил на этой же пресс-конференции глава этого предприятия Андрей Куропятников. Конкретные соглашения с ними еще не достигнуты, отметил он. География потенциальных зарубежных участников проекта обширна. «Если говорить с Востока на Запад, то это азиатские, японские компании, европейские, конечно, скандинавские компании, а также американские», – сказал гендиректор Андрей Куропятников.
Он напомнил, что на ПМЭФ-2021 были подписаны соглашения с «Росатомом» и ПАО «Мобильные Телесистемы» (МТС). В частности, соглашение с МТС позволит реализовать социальную составляющую проекта «Полярный экспресс» и развить в арктических регионах сети сотовой связи и быстрый интернет.
Северу России быть
Как видим, «Полярный экспресс» – это не первый проект подводной ВОЛС, которая может пройти по Северному морскому пути. Существовали проекты и до Arctic Connect от «МегаФона». Правда, такая активность в этой сфере начала проявляться только в последние годы.
Что же, объективно у России есть достаточно четко просматриваемая необходимость строительства данной линии связи в рамках общей концепции освоения Севера. Если раньше такие проекты надолго зависали на стадии разработки, то сегодня они довольно быстро подходят к практическому воплощению. Причиной тому стало изменение самой государственной политики по отношению к северным регионам России. Интерес со стороны государства, проявляемый к развитию Севера, и возможность использования отечественных технологических разработок подталкивают бизнес в этом направлении. Будем надеяться, что в этот раз уже ничто не помешает развертыванию строительства этой трансарктической линии связи.