КРОК помогает ЦППК повысить качество обслуживания

Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора компании КРОК

15 февраля системный интегратор КРОК и Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) подвели итоги комплексного ИТ-проекта, направленного на повышение управляемости бизнеса, финансовой эффективности и качества сервиса пассажирских железнодорожных перевозок.

Как отметил Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора КРОК, его компания в последнее время активно занимается совместными проектами с российскими транспортными компаниями, которые заинтересованы в обеспечении стабильно высокого качества перевозок и смежного обслуживания, в ускорении и автоматизации процессов, в бесперебойной работе всей технической инфраструктуры и, разумеется, в обеспечении безопасности перевозок и бизнеса.

Центральная ППК поставила перед компанией КРОК три ключевые цели: повышение качества обслуживания, обеспечение безопасности пассажиров, переход на новую модель безубыточности бизнеса. В своем кратком выступлении Дмитрий Васильев особо отметил: «Несмотря на сложность задач и присутствие нестандартных решений, совместный проект с ЦППК был реализован в срок, и мы с гордостью можем наблюдать, как поездки в электричках становятся удобнее для пассажиров, а управление бизнесом – проще для заказчика».

Алексей Смирнов, руководитель направления интеграционных решений департамента информационных технологий компании КРОК

Подробнее о деталях проекта рассказал Алексей Смирнов, руководитель направления интеграционных решений департамента информационных технологий компании КРОК. Он начал свой обзор с описания ситуационно-аналитического центра, который позволяет оперативно обрабатывать обращения граждан и реагировать на различные осложнения: отклонения поездов от графика движения, наличие больших очередей в кассах, поломки билетопечатающих автоматов и другие внештатные ситуации.

В составе подсистем САЦ имеется целый ряд комплексных решений, интегрированных с корпоративными приложениями перевозчика, инфраструктурой РЖД и сервисных организаций на подряде. В их числе можно указать следующие системы.

  • BI-система – для формирования отчетов со статистикой по количеству и типу инцидентов нарушения безопасности на станциях, аналитикой состояния оборудования и исполнительской дисциплины обслуживающего персонала.
  • Система ГЛОНАСС/GPS-мониторинга.
  • Мониторы для отображения расписания (около 200 дисплеев на 29 станциях в Москве и области).
  • Колонны связи «пассажир – диспетчер» (установлены на 25 станциях).
  • IT Service Management – ядро ситуационного центра. Позволяет фиксировать и обрабатывать инциденты, обращения граждан и прочее, отправлять оповещения сотрудникам и подрядчикам компании о событиях, происходящих на полигоне. В частности, в случае отклонения поезда от графика движения более чем на 5 минут или при поломке билетопечатающих автоматов (БПА). Последнее, кстати, помогло ускорить ремонт БПА в 12 раз и увеличить их доступность до 99%.
  • Корпоративная сервисная шина – это решение для взаимодействия всех систем.
  • Система управления нормативной справочной информацией (НСИ) – единый источник НСИ для всех основных ИТ-систем ЦППК. Система используется для единообразной работы с данными и включает в себя общероссийские классификаторы, справочники РЖД и Центральной ППК.

Второе решение представляет собой современное хранилище данных. Правда, здесь сразу следует отметить, что основной ЦОД Центральная пригородная пассажирская компания арендует у КРОК (шесть стоек), а вот резервный ЦОД у ЦППК собственный (семь стоек). Итак, хранилище данных собирает первичную информацию о продажах билетов и проходах через турникеты на всем полигоне ЦППК. Ежедневно в ЦОД загружается до 3 млн новых записей. Аналитические функции помогают оптимизировать загруженность стационарных касс, отслеживать эффективность работы кассиров-контролеров в поездах, анализировать тарифные планы и пр. Моделирование пассажиропотока позволяет ЦППК просчитывать окупаемость каждого поезда и достаточно быстро определять количество необходимого альтернативного транспорта в случае блокировки движения электропоезда.

Третье решение – это система технического обслуживания и ремонтов. Она предназначена для управления процессами обслуживания и ремонта всех основных активов компании, включая подвижный состав, стационарное оборудование, здания и сооружения, в частности, платформы, кассы, турникетные павильоны. Система обеспечивает:

  • оперативный контроль исполнения нормативных документов и договоров;
  • автоматическое формирование планов работ (осмотры, капитальные ремонты и т. д.);
  • отслеживание выполнения положений регламентов, утвержденных планов работ, автоматизированную передачу документов между согласующими представителями ЦППК и подрядчиков, с автоматическим уведомлением при нарушении сроков;
  • сокращение времени обслуживания и ремонта активов компании;
  • накопление статистических данных для оптимизации рабочих процессов, выявления причин возникновения повторяющихся повреждений и пр.;
  • построение оперативной отчетности и прогнозных моделей.

Четвертое решение – система управления информационными ресурсами – контролирует работу терминалов предварительной продажи билетов, автоматизирует управление изменениями в ИТ-инфраструктуре заказчика, а также позволяет отслеживать качество предоставления ИТ-услуг бизнес-подразделениям компании и контролировать работу специалистов подрядных организаций. Каждый месяц обрабатывается около 500 заявок бизнес-пользователей, 80% поступают со специализированного веб-портала. Часть из них передается для исполнения ИТ-подрядчикам. В рамках решения ИТ-задач был внедрен инструмент автоматизированного мониторинга событий в корпоративной сети передачи данных. Запланировано расширение мониторинга до всей ИТ-инфраструктуры ЦППК, включая наиболее критичные сервисы (система продаж, хранилище данных и пр.) и технические устройства (вплоть до отсутствия билетной ленты в билетопечатающих автоматах).

Наконец, последнее крупное решение в рамках проекта, – это сеть передачи данных, которая объединила около 100 станций, обеспечивающих основную часть пассажиропотока, включая ТОП-20, которые и дают более 40% выручки ЦППК. Это решение ускорило обслуживание пассажиров, в том числе продажу билетов наличными, а также с помощью электронных кошельков на базе транспортных карт. На станциях были внедрены системы IP-телефонии (от компании Cisco) и шифрования каналов связи. Системы оптимизации трафика в среднем на 69% сократили загрузку каналов связи, повысили эффективность их использования более чем вдвое, сократили расходы на аренду каналов.

Игорь Евдокимов, заместитель начальника управления ИТ «Центральной ППК»

Игорь Евдокимов, заместитель начальника управления ИТ Центральной ППК, заявил: «Для того чтобы сегодня добиться лидирующих позиций в сфере пригородных пассажирских железнодорожных перевозок, необходимо вывести компанию на новый управленческий уровень, а именно: усилить контроль за обслуживанием сложной инфраструктуры и технологических процессов, повысить качество бизнес-аналитики для принятия более взвешенных административных решений. Внедренные технологии приблизили нас к желаемой цели». Масштабы комплексного проекта и в самом деле впечатляют, например, транзакционная система обработки пригородных проездных документов (ТСОППД) в настоящее время обрабатывает в среднем по 1,6 млн пассажиров в день, а в пиковой нагрузке она рассчитана на обработку 10 млн клиентов.

Отвечая на вопросы аудитории, Игорь Евдокимов, в частности, перечислил вендоров, программное обеспечение и «железо» которых было использовано в комплексном проекте. Как выяснилось, в ситуационно-аналитическом центре были задействованы следующие западные продукты: Oracle Business Intelligence, Hewlett-Packard Service Manager, Pentaho Data Integration (Open source), Microsoft SQL Server, Microsoft Windows Server, Red Hat Enterprise Linux. Хранилище данных: Oracle Business Intelligence Enterprise Edition, EMC Greenplum Database, Microsoft Windows Server, Red Hat Enterprise Linux. Сеть передачи данных (маршрутизация, локальная сеть и телефония): Cisco Systems, Extreme Networks. Оптимизация трафика: Riverbed Technology.

И только ERP-система оказалась российского производства – от компании «1C». Причем, как откровенно признался Игорь Евдокимов, первоначально, при разработке проекта, планировалось использовать продукт от компании Oracle (он обладает расширенными функциональными возможностями), однако после наступления экономического кризиса и роста курса доллара некоторые позиции проекта были пересмотрены в пользу российских продуктов – так в системе появилась компания «1C». Заместитель начальника управления ИТ Центральной ППК также заявил, что сегодня, по прошествии некоторого времени, руководство ЦППК не жалеет о принятом тогда решении, поскольку продукт компании «1C» оказался достаточно качественным и нареканий не вызывает.

Как видим, об импортозамещении в этом проекте говорить не приходится. Разумеется, компания «1C» давно уже занимает прочные позиции во многих отраслях отечественной экономики в сфере бухгалтерского дела, зато все остальные секторы отдаются на откуп западным вендорам, причем, как справедливо заметили журналисты, в данном проекте использованы оборудование и ПО от самых дорогих на сегодняшний день западных брендов.

Подводя итог возникшей по этому поводу дискуссии, Игорь Евдокимов заметил, что реализация комплексного ИТ-проекта позволила Центральной ППК сократить расходы на 120 млн руб., так что покупка дорогостоящего оборудования в данном случае оказалась экономически оправданным решением.

Дмитрий Шульгин

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку