15 февраля системный интегратор КРОК и Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) подвели итоги комплексного ИТ-проекта, направленного на повышение управляемости бизнеса, финансовой эффективности и качества сервиса пассажирских железнодорожных перевозок.
Как отметил Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора КРОК, его компания в последнее время активно занимается совместными проектами с российскими транспортными компаниями, которые заинтересованы в обеспечении стабильно высокого качества перевозок и смежного обслуживания, в ускорении и автоматизации процессов, в бесперебойной работе всей технической инфраструктуры и, разумеется, в обеспечении безопасности перевозок и бизнеса.
Центральная ППК поставила перед компанией КРОК три ключевые цели: повышение качества обслуживания, обеспечение безопасности пассажиров, переход на новую модель безубыточности бизнеса. В своем кратком выступлении Дмитрий Васильев особо отметил: «Несмотря на сложность задач и присутствие нестандартных решений, совместный проект с ЦППК был реализован в срок, и мы с гордостью можем наблюдать, как поездки в электричках становятся удобнее для пассажиров, а управление бизнесом – проще для заказчика».
Подробнее о деталях проекта рассказал Алексей Смирнов, руководитель направления интеграционных решений департамента информационных технологий компании КРОК. Он начал свой обзор с описания ситуационно-аналитического центра, который позволяет оперативно обрабатывать обращения граждан и реагировать на различные осложнения: отклонения поездов от графика движения, наличие больших очередей в кассах, поломки билетопечатающих автоматов и другие внештатные ситуации.
В составе подсистем САЦ имеется целый ряд комплексных решений, интегрированных с корпоративными приложениями перевозчика, инфраструктурой РЖД и сервисных организаций на подряде. В их числе можно указать следующие системы.
- BI-система – для формирования отчетов со статистикой по количеству и типу инцидентов нарушения безопасности на станциях, аналитикой состояния оборудования и исполнительской дисциплины обслуживающего персонала.
- Система ГЛОНАСС/GPS-мониторинга.
- Мониторы для отображения расписания (около 200 дисплеев на 29 станциях в Москве и области).
- Колонны связи «пассажир – диспетчер» (установлены на 25 станциях).
- IT Service Management – ядро ситуационного центра. Позволяет фиксировать и обрабатывать инциденты, обращения граждан и прочее, отправлять оповещения сотрудникам и подрядчикам компании о событиях, происходящих на полигоне. В частности, в случае отклонения поезда от графика движения более чем на 5 минут или при поломке билетопечатающих автоматов (БПА). Последнее, кстати, помогло ускорить ремонт БПА в 12 раз и увеличить их доступность до 99%.
- Корпоративная сервисная шина – это решение для взаимодействия всех систем.
- Система управления нормативной справочной информацией (НСИ) – единый источник НСИ для всех основных ИТ-систем ЦППК. Система используется для единообразной работы с данными и включает в себя общероссийские классификаторы, справочники РЖД и Центральной ППК.
Второе решение представляет собой современное хранилище данных. Правда, здесь сразу следует отметить, что основной ЦОД Центральная пригородная пассажирская компания арендует у КРОК (шесть стоек), а вот резервный ЦОД у ЦППК собственный (семь стоек). Итак, хранилище данных собирает первичную информацию о продажах билетов и проходах через турникеты на всем полигоне ЦППК. Ежедневно в ЦОД загружается до 3 млн новых записей. Аналитические функции помогают оптимизировать загруженность стационарных касс, отслеживать эффективность работы кассиров-контролеров в поездах, анализировать тарифные планы и пр. Моделирование пассажиропотока позволяет ЦППК просчитывать окупаемость каждого поезда и достаточно быстро определять количество необходимого альтернативного транспорта в случае блокировки движения электропоезда.
Третье решение – это система технического обслуживания и ремонтов. Она предназначена для управления процессами обслуживания и ремонта всех основных активов компании, включая подвижный состав, стационарное оборудование, здания и сооружения, в частности, платформы, кассы, турникетные павильоны. Система обеспечивает:
- оперативный контроль исполнения нормативных документов и договоров;
- автоматическое формирование планов работ (осмотры, капитальные ремонты и т. д.);
- отслеживание выполнения положений регламентов, утвержденных планов работ, автоматизированную передачу документов между согласующими представителями ЦППК и подрядчиков, с автоматическим уведомлением при нарушении сроков;
- сокращение времени обслуживания и ремонта активов компании;
- накопление статистических данных для оптимизации рабочих процессов, выявления причин возникновения повторяющихся повреждений и пр.;
- построение оперативной отчетности и прогнозных моделей.
Четвертое решение – система управления информационными ресурсами – контролирует работу терминалов предварительной продажи билетов, автоматизирует управление изменениями в ИТ-инфраструктуре заказчика, а также позволяет отслеживать качество предоставления ИТ-услуг бизнес-подразделениям компании и контролировать работу специалистов подрядных организаций. Каждый месяц обрабатывается около 500 заявок бизнес-пользователей, 80% поступают со специализированного веб-портала. Часть из них передается для исполнения ИТ-подрядчикам. В рамках решения ИТ-задач был внедрен инструмент автоматизированного мониторинга событий в корпоративной сети передачи данных. Запланировано расширение мониторинга до всей ИТ-инфраструктуры ЦППК, включая наиболее критичные сервисы (система продаж, хранилище данных и пр.) и технические устройства (вплоть до отсутствия билетной ленты в билетопечатающих автоматах).
Наконец, последнее крупное решение в рамках проекта, – это сеть передачи данных, которая объединила около 100 станций, обеспечивающих основную часть пассажиропотока, включая ТОП-20, которые и дают более 40% выручки ЦППК. Это решение ускорило обслуживание пассажиров, в том числе продажу билетов наличными, а также с помощью электронных кошельков на базе транспортных карт. На станциях были внедрены системы IP-телефонии (от компании Cisco) и шифрования каналов связи. Системы оптимизации трафика в среднем на 69% сократили загрузку каналов связи, повысили эффективность их использования более чем вдвое, сократили расходы на аренду каналов.
Игорь Евдокимов, заместитель начальника управления ИТ Центральной ППК, заявил: «Для того чтобы сегодня добиться лидирующих позиций в сфере пригородных пассажирских железнодорожных перевозок, необходимо вывести компанию на новый управленческий уровень, а именно: усилить контроль за обслуживанием сложной инфраструктуры и технологических процессов, повысить качество бизнес-аналитики для принятия более взвешенных административных решений. Внедренные технологии приблизили нас к желаемой цели». Масштабы комплексного проекта и в самом деле впечатляют, например, транзакционная система обработки пригородных проездных документов (ТСОППД) в настоящее время обрабатывает в среднем по 1,6 млн пассажиров в день, а в пиковой нагрузке она рассчитана на обработку 10 млн клиентов.
Отвечая на вопросы аудитории, Игорь Евдокимов, в частности, перечислил вендоров, программное обеспечение и «железо» которых было использовано в комплексном проекте. Как выяснилось, в ситуационно-аналитическом центре были задействованы следующие западные продукты: Oracle Business Intelligence, Hewlett-Packard Service Manager, Pentaho Data Integration (Open source), Microsoft SQL Server, Microsoft Windows Server, Red Hat Enterprise Linux. Хранилище данных: Oracle Business Intelligence Enterprise Edition, EMC Greenplum Database, Microsoft Windows Server, Red Hat Enterprise Linux. Сеть передачи данных (маршрутизация, локальная сеть и телефония): Cisco Systems, Extreme Networks. Оптимизация трафика: Riverbed Technology.
И только ERP-система оказалась российского производства – от компании «1C». Причем, как откровенно признался Игорь Евдокимов, первоначально, при разработке проекта, планировалось использовать продукт от компании Oracle (он обладает расширенными функциональными возможностями), однако после наступления экономического кризиса и роста курса доллара некоторые позиции проекта были пересмотрены в пользу российских продуктов – так в системе появилась компания «1C». Заместитель начальника управления ИТ Центральной ППК также заявил, что сегодня, по прошествии некоторого времени, руководство ЦППК не жалеет о принятом тогда решении, поскольку продукт компании «1C» оказался достаточно качественным и нареканий не вызывает.
Как видим, об импортозамещении в этом проекте говорить не приходится. Разумеется, компания «1C» давно уже занимает прочные позиции во многих отраслях отечественной экономики в сфере бухгалтерского дела, зато все остальные секторы отдаются на откуп западным вендорам, причем, как справедливо заметили журналисты, в данном проекте использованы оборудование и ПО от самых дорогих на сегодняшний день западных брендов.
Подводя итог возникшей по этому поводу дискуссии, Игорь Евдокимов заметил, что реализация комплексного ИТ-проекта позволила Центральной ППК сократить расходы на 120 млн руб., так что покупка дорогостоящего оборудования в данном случае оказалась экономически оправданным решением.
Дмитрий Шульгин