Ежегодный проект «Информатизация бизнеса в России» газеты «Ведомости» на шестой конференции, прошедшей 10 декабря в Москве, объединил на своей площадке руководителей и ИТ-директоров компаний для обсуждения успешных ИТ-кейсов, новых технологий, тенденций и стратегий, которые способствуют развитию бизнеса в столь непростое время. Многие понимают, что сегодня компаниям становится все сложнее поддерживать конкурентоспособность, при этом не снижая свою доходность. Одним из механизмов, способных поддержать бизнес, является его информатизация – таково мнение экспертов отрасли, однако многие компании пока не готовы делать новые проекты и стараются просто переждать «тяжелые времена» в режиме жесткой экономии на ИТ. К чему может привести подобная тактика, и какими доводами ИТ-директоры могут апеллировать к топ-менеджерам компаний для «выцарапывания» хоть каких-то бюджетов на развитие ИТ, можно было узнать на сессиях, панельной дискуссии и, разумеется, в кулуарах конференции.
На открытии форума эксперт ИТ-рынка Андрей Колесников предложил участникам поразмыслить над двумя своими наблюдениями за развитием инноваций в ИТ-секторе. Во-первых, он отметил, что те проекты, которые в последнее время буквально взорвали (это слово в данном случае можно писать без кавычек!) рынок, вроде сервиса такси Uber, на самом деле, если присмотреться к ним внимательно, не являются показателем каких-то новых ИТ-технологий. Инновационность подобных проектов лежит на стыке социологии (именно так), экономики, психологии и информационных технологий. Собственно говоря, ничего нового, с точки зрения ИТ, в проекте Uber нет. Зато там есть ювелирная работа над ошибками традиционных бизнес-моделей, которые уже успели устареть на фоне бурного развития интернет-сообщества. По мнению Андрея Колесникова, все будущие успешные проекты будут в этом отношении напоминать Uber, т. е. они станут возникать не просто в лоне традиционных ИТ, не в «Кремниевой долине», к чему мы привыкли в последние годы, а на пересечении бизнеса, социологии и ИТ-технологий.
Повторим еще раз: «Uber – это не новая ТЕХНОЛОГИЯ, это новая БИЗНЕС-ИДЕЯ».
Во-вторых, Андрей Колесников призвал своих коллег по-новому посмотреть на уже ставшую модной тему Интернета вещей. Он совершенно правильно отметил, что за привычными терминами мы иногда упускаем из виду, что в случае с Интернетом вещей компании имеют дело не просто с новыми ИТ-технологиями, а с новым способом ведения бизнес-процессов. Опять же, речь идет о пограничной территории, которая затрагивает не только собственно «цифровой мир», но и сами производственные процессы, социальные отношения, экономику в широком смысле слова. Конечно, здесь ИТ выступают драйвером развития, но на их основе возникает движение, полностью меняющее весь экономический «ландшафт» целых стран.
После столь высокого полета российского интеллекта пришло время «здравого смысла» – немного приземлить воспаривших к «облакам» айтишников решил вице-президент IDC в России и СНГ Роберт Фариш. Он довольно быстро вернул коллег к действительности одним простым слайдом, на котором были показаны параллельные графики цен на нефть марки Brent и инвестиций в ИТ-сектор России. Комментарий был прост и точен – с 2009 по 2015 г. вложения в ИТ-технологии у нас всегда колебались вместе с ценой нефти.
Увы, беспощадный мистер Фариш сделал не самый оптимистичный для ИТ-сектора вывод – сегодня все работают на краткосрочную перспективу, так что никаких инвестиций в ИТ не предвидится. Если в 2013 г. общий объем ИТ-рынка в России составлял 34 млрд долл. то в 2015 г. (по прогнозу) он упадет до 16 млрд. Проще говоря, мы скатываемся на тот уровень, который был в далеком 2005 г.
Впрочем, не только российским ИТ-директорам приходится посыпать голову пеплом, вспоминая о сытых годах. Как заметил Роберт Фариш, мировой рынок ИТ тоже падает, но только гораздо медленнее российского – так, в текущем году произошло снижение расходов в мире на ИТ на 2,5%. Если же говорить о возможных точках роста, то здесь никаких сюрпризов ожидать не стоит: драйверами в ИТ-секторе будут все те же облачные технологии, мобильные сервисы, большие данные и «социальный» бизнес.
Вот эти два столь не похожих друг на друга выступления российского эксперта и вице-президента западного аналитического агентства задали, так сказать, нерв панельной дискуссии, которую вел главный редактор BISA Олег Седов.
Андрей Колесников, соглашаясь с тем, что кризис заставляет компании свертывать свою инвестиционную активность, настаивал на том, что к урезанию ИТ-бюджетов следует подходить разумно: «В тяжелое время, разумеется, можно экономить на «железках» и покупке ПО, но экономить на «мозгах» нельзя! Если компании упустят талантливых ИТ-специалистов сегодня, то завтра они уже к ним не вернутся, а уйдут поднимать новые горизонты, новые бизнесы».
Генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ господин Ричард ван Вагенинген, с улыбкой слушавший своих российских коллег, как говорится, «с чувством глубокого удовлетворения» констатировал, что за период кризиса Orange не потерял в России ни одного своего клиента, а бизнес компании вырос на 70%. Конечно, это заявление вызвало всеобщее удивление, и российские коллеги потребовали каких-то объяснений «ИТ-чуда». Но на самом-то деле никакого чуда не было – объяснение такого успешного ведения бизнеса со стороны Orange лежит на поверхности: в кризис российские компании начали экономить на ИТ, проще говоря, «убивать» свои ИТ-отделы и переводить ИТ в облака. Вот здесь-то и пригодились опыт и компетенции Orange.
Генеральный директор Wikimart Андрей Кленин согласился с Робертом Фаришом, что в данное время бизнес резко сокращает горизонт планирования, который доходит до шести месяцев. Интересно отметить, как реагируют на российский кризис западные компании, работающие на нашем рынке. Как выяснилось, они следуют в фарватере российских компаний: отделения, расположенные в России, строят планы не более чем на шесть месяцев, в то время как американские и европейские отделения тех же самых компаний продолжают работать с пятилетним циклом планирования. Тем не менее, Андрей Кленин отметил, что далеко не все направления ИТ представляют сегодня плачевное зрелище в плане отсутствия инвестиций. Так, например, расходы на создание, развертывание и поддержку веб-сайтов и в кризис не уменьшаются – топ-менеджеры уже давно поняли, что без Интернета вести сейчас бизнес невозможно.
В жаркой дискуссии также приняла участие исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгения Василенко. Она подчеркнула, что Ассоциация начала лоббировать российских разработчиков ПО задолго до появления санкций со стороны западных стран.
Как уже случалось на многих ИТ-форумах, позиции спорщиков разделились на тех, кто поддерживает лоббирование отечественных продуктов, и сторонников свободной конкуренции. Доказывая правомерность своей позиции, Евгения Василенко заметила, что западные компании приходили на российский рынок с хорошо отлаженной системой маркетинга, с огромными рекламными бюджетами, с колоссальным запасом прочности, а противостояли им малобюджетные команды разработчиков, которые в такой ситуации просто не могли конкурировать на равных. Таким образом, под флагом «свободного рынка» и «конкурентной борьбы» мы на самом деле получали схватку «борцов сумо» с атлетами из легчайшей весовой категории с вполне предсказуемым результатом.
В дискуссию на тему свободного рынка ИТ-технологий включился председатель ИТ и телекоммуникационного комитета Ассоциации европейского бизнеса Эдгарс Пузо. Он, в частности, отметил, что в России 50% ИТ-рынка приходится на госсектор. Более того, если мы проанализируем действующих на российском рынке системных интеграторов, то не найдем здесь ни одной крупной западной компании. Выступая с критикой последних законодательных инициатив в сфере ИТ, Эдгарс Пузо подчеркнул, что западные компании сейчас останавливают инвестиции в Россию, поскольку не видят гарантий для бизнеса и сомневаются в прозрачности законодательства, которое меняется сегодня просто-таки с калейдоскопической быстротой.
После небольшого перерыва форум продолжил работу в классическом формате, когда представители ИТ предприятий представляли участникам конференции успешные кейсы. Директор отдела анализа и контроля рисков PwC в России Юрий Горин, в частности, отметил, что не стоит ждать каких-то чудес от импортозамещения. Если в 2013 г. доля SAP на рынке российских ERP-систем составляла примерно 50%, а компании «1С» – 30%, то в этом году это соотношение сохраняется. SAP в 2015 г. потерял пару процентов, но они отошли вовсе не к «1C», а к западным конкурентам – Microsoft и Oracle. Тенденция на увеличение доли отечественного ПО имеется, но она носит очень плавный характер.
ИТ-директор Inventive Retail Group Евнений Бахин поделился с коллегами успешным опытом внедрения SAP for Retail. Он подчеркнул, что в их случае сам переход на новые облачные технологии был вовсе не «прихотью ИТ», а требованием бизнеса, который в ситуации кризиса начал искать возможности для экономии ресурсов.
Прямо противоположную точку зрения обосновывал в своем докладе директор по эксплуатации ИТ компании МТС Карен Карапетян. Он заявил, что МТС сейчас полностью переходит на инсорсинг, поскольку только такая модель позволяет реально экономить на ИТ в долгосрочной перспективе. Вместе с тем, Карен Карапетян заметил, что в его понимании инсорсинг вовсе не означает 100%-ный отказ от аутсорсинга – компания продолжит использовать аутсорсинговые модели, но только в тех ИТ-областях, которые не являются критичными для бизнеса.
Очень интересным было выступление директора по информационным технологиям ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) Ильи Липиса. В частности, речь в его докладе зашла о популярной сейчас тематике информационной безопасности. Из зала последовал вопрос от представителя «Уралвагонзавода»: «Как в ОАК решаются вопросы, связанные с обработкой секретной информации и информации ДСП?». Илья Липис ответил, что при желании всегда можно найти грамотное решение, даже при использовании западного ПО, но в России зачастую «требованиями безопасности» нерадивые ИТ-начальники просто прикрывают свое нежелание что-либо делать.
Советник по ИТ «НТВ-Плюс» Михаил Петров выступил с весьма оптимистичным докладом, основной идеей которого был призыв продолжать ИТ-проекты даже в эпоху кризиса. Он предложил своим коллегам постепенно отходить от уже сложившихся методологий и внимательнее смотреть на потребности бизнеса. ИТ, по его мнению, должны восприниматься не как служба поддержки, а как бизнес-партнер.
Директор по ИТ компании «Медси» Юрий Сафронов в своем докладе полностью поддержал позицию Евгении Василенко. Он рассказал о вполне успешном переходе на отечественные решения, предлагаемые компанией «1C». При этом ИТ-директор «Медси» оказался также солидарен со своим коллегой из МТС, заявив, что только переход на инсорсинг является для компании спасательным кругом в эпоху кризиса.
В заключительной сессии форума наибольший интерес вызвали доклады заместителя председателя правления «Промсвязьбанка» Андрея Леушева о необходимости делать акцент на отечественном ПО и Open Source и директора департамента ИТ компании «Альфа-страхование» Андрея Педоренко о фокусировке на онлайн-проектах.
Если попытаться сформулировать общее впечатление от форума «Информатизация бизнеса в России», то оно будет двояким. С одной стороны, все участники говорили об отсутствии инвестиций и надежд на быстрое восстановление бизнеса, с другой – на данном мероприятии мы услышали множество докладов об успешных проектах, которые были реализованы в 2014–2015 гг. или продолжают выполняться сейчас – в самый разгар экономического кризиса. Это вселяет надежду, ведь талантливые ИТ-специалисты находят себе применение даже в сегодняшних обстоятельствах.
Дмитрий Шульгин